СБП. Дни Мошиаха! 25 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-05-03 06:07

Ребе и хасиды

И вы покорно следуете указаниям незнакомцев, послушно закатываете рукав, и они повязывают на вашу руку и возлагают на голову черные кожаные коробочки тфилин. Затем вы послушно, слово за словом повторяете благословения... А когда вся церемония закончена, вы спрашиваете с неуверенным оттенком насмешки: «Скажите, вы в своем уме? Так, посреди улицы нападать на ни в чем неповинных людей?!»

05.08.2004 3146 мин.

Президент Соединенных Штатов Рональд Рейган в заявлении от 4-го апреля 1982 года сказал: «Любавичское движение и его руководитель раввин Шнеерсон являют людям всех вероисповеданий блистательный пример во всем, что касается воспитания... Дело жизни Любавичского Ребе — довести до сознания всего человечества, что знание само по себе, если оно не связано с нравственностью и духовностью, лишено всякого смысла».

А вот слова израильского премьер-министра Ицхака Шамира в речи в Кфар-Хабаде в 1987 году: «Хасиды Хабада достойны прославления и превозношения за неустанное распространение любви к братьям-евреям в Израиле и во всем мире, всюду, где можно встретить еврея».

Президент Израиля Хаим Герцог в речи в президентской резиденции в 1987 году: «Хасиды Хабада делают свое священное дело с радостью и благорасположением сердца. Заслуги их безграничны и они достойны глубочайшего уважения».

Ицхак Рабин в речи в Кфар-Хабаде в 1985 году: «Не только наши вооруженные силы, но и весь народ наш преисполнен глубочайшей благодарностью к Ребе».

Давид Заречанский из Новосибирска: «Если я сумел остаться евреем, то только благодаря Любавичскому Ребе».

Есть, однако, и «недовольные».

Один из израильских политических деятелей: «При всем уважении к Любавичскому Ребе и хасидам Хабада недопустимо, чтобы они, сидя в Бруклине, предписывали, как нам жить в Израиле».

Реформистский «рабай» из Вашингтона: «Люди, которых я обратил в еврейство, не хуже хасидов Любавичского Ребе».

Из пасквиля, распространенного кем-то в Нью-Йорке: «Хабад — это секта. Мы обязаны отторгнуть ее членов от еврейского народа».

Но все же преобладают люди объективные, как вот этот израильский журналист: «Я нерелигиозен, далек от веры, однако у меня нет никакого сомнения, что этот человек, Любавичский Ребе, — самый великий еврей нашего поколения».

Ребе Король Мошиах  
Ребе Король Мошиах  

Кто же этот человек, который наставляет и ведет за собою миллионы людей? Кто этот лидер, который своим учением, своей духовностью, направляет евреев на путь еврейства даже в самых далеких уголках мира, который сформировал облик всего нынешнего поколения? В чем секрет мощи его воздействия? Он не занимает никакой административной или политической должности. У него нет никаких физических или экономических орудий власти. И при всем этом — он наиболее влиятельная личность в современном еврейском, да и не только еврейском, мире.

Как гласит известная шутка, в наше время только две вещи можно найти в любом, даже самом заброшенном месте на земле: это кока-кола и Хабад. Однако, шутка эта не совсем точна и недооценивает силу Хабада. Действительно, в Советском Союзе до недавнего времени не было кока-колы, но хасиды Ребе действовали там повсеместно, пренебрегая всеми опасностями, даже под властью Сталина.

Рассказы десятков людей различных возрастов, различного происхождения и взглядов помогают хоть в какой-то мере понять секрет силы воздействия Ребе и проследить тот путь, который привел движение Хабад к тому особому положению, которое принадлежит ему в сегодняшнем еврейском мире.

У каждого — своя история. Один встречался с Ребе десятки раз, другой переписывается с Ребе в течение многих лет, а третий называет себя учеником Ребе, хотя никогда его не видел и не получил от него ни одного письма. И вот что интересно: нет, пожалуй, двух людей, у которых безграничное уважение к Ребе основывалось бы на одной и той же причине. Один подчеркивает его величие в знании и толковании Торы. Другой потрясен его чудесным пророческим даром. Третий видит прежде всего необъяснимую способность Ребе воздействовать на действительность и конкретно помогать людям своими благословениями. Четвертый преуспел в жизни только благодаря советам Ребе. Пятый впечатлен эрудицией Ребе в каждой из наук.

Но как бы различны ни были эти точки зрения, все сходятся на одном: их обворожила прежде всего преданность Ребе народу Израиля и любовь к каждому еврею. И все согласны, что это качество важнее всех других достоинств. Вся деятельность Ребе, как и деятельность хасидов от имени Ребе, основывается и черпает силу из концепции единства и общности еврейского народа.

Вы идете по 5 авеню в Манхэтене или по Оксфордской улице в Лондоне или по парку Яркон в Тель-Авиве. И вдруг к вам обращаются двое незнакомцев. Внешность и одежды их резко выделяются на фоне остальных прохожих. На головах — шляпы, лица, обрамлены бородами. Иногда это совсем молодые люди, иногда — пожилые.

— Вы еврей? — спрашивают они, а лица их светятся как-то по-особому. — Исполнили ли вы сегодня заповедь о тфилин?

Вы понятия не имеете, что такое тфилин, и вам хочется отвязаться от непрошеных доброжелателей, продолжить свой путь, но глаза этих незнакомцев излучают какое-то необычное тепло, есть что-то доброе в их голосе. Какая-то неведомая сила возвращает ваше трепещущее сознание в какой-то иной, незнакомый, но чародейственный и почему-то бесконечно родной мир. И вы говорите себе: «Ладно. Это ведь только короткая задержка в пути, только один раз».

И вы покорно следуете указаниям незнакомцев, послушно закатываете рукав, и они повязывают на вашу руку и возлагают на голову черные кожаные коробочки тфилин. Затем вы послушно, слово за словом повторяете благословения и стих из Торы «Слушай, Израиль...». А когда вся церемония закончена, вы спрашиваете с неуверенным оттенком насмешки: «Скажите, вы в своем уме? Так, посреди улицы нападать на ни в чем неповинных людей?!»

Но собеседники ваши улыбаются и отнюдь не чувствуют себя виноватыми. «Ребе поручил нам это, — объясняют они. — В наше время столько евреев растеряли свое еврейство, забыли о своей миссии, о своей связи со Всевышним.... Ребе думает о вас, заботится о каждом еврее». И не столько смысл их слов, сколько их убежденность, твердость веры, которую они излучают, приводят вас в смущение и вы чувствуете, что при всей странности их вида и архаичности их слов правы они, а не вы, что они обладают какой-то высшей правдой, которую вам еще предстоит найти.

Или другая ситуация. Ваши дела привели вас в одну из дальних стран. Это может быть Новая Зеландия, Таиланд или Аляска. Вы не соблюдаете заповеди Торы, о большинстве из них даже не знаете. И все же вы стараетесь не есть явно некашерного, свинину, например. Просто привычка, что-то из воспоминаний детства, из дома бабушки. Но откуда же может взяться кашерная пища в Новой Зеландии? Вы не уверены, есть ли вообще евреи в этой стране. Но кто-то из местных жителей говорит вам: «Есть!». Есть некое место, которое называют «Дом Хабада». Во главе там — еврей, хасид, приехавший из Нью-Йорка. Он создал этот дом, где можно помолиться, можно прослушать урок по Торе. И кашерная пища есть там!

Продолжение этой истории мы слышали в десятках разных версий, меняющихся в соответствии с различиями между странами.

Однако суть дела всегда остается та же. Вы приехали в «Дом Хабада» и действительно нашли там этого странного еврея-хасида. Он был в черной шляпе, и лицо его светилось доброжелательной улыбкой. Прежде всего, он пригласил вас поесть. Вы смущены. Вы вспоминаете, что в религиозном учреждении положено покрывать голову, но откуда же у вас может быть ермолка! «Не беда, не беспокойтесь», — говорит хасид в черном. По волшебному мановению откуда-то появляется ермолка, и вот она уже на вашей голове. Перед тем, как есть, положено благодарить Творца, и вы, заикаясь, повторяете благословение, которое произносит на иврите хозяин дома. Немного придя в себя, вы спрашиваете:

— Что делает здесь такой еврей, как вы? Ведь во всем городе, вероятно, не наберется и десяти евреев.

Хозяин снова улыбается.

— Ребе прислал меня сюда, — говорит он. — Ребе посылает нас во все уголки земного шара. Мы должны помочь евреям спастись от ассимиляции, от утраты своего еврейства. Что может быть лучше, чем осветить жизнь еврея светом Торы, принести ему немного радости и еврейского тепла?

— Сколько же времени вы предполагаете оставаться в этом захолустье? — спрашиваете вы.

А хозяин дома отвечает:

— Для нас это вовсе не захолустье. Я рад каждому мгновению своего пребывания здесь. Возможность исполнять волю Ребе делает меня счастливым. И я, и семья моя останемся здесь до прихода Мошиаха. Разве что Ребе повелит иначе...

А вот рассказ другого плана. Вы сидите в кругу друзей, болтаете о том о сем. Темы меняются, и вот один из друзей говорит:

— Мой отец был недавно очень болен. Врачи настаивали на операции. Мы связались с Ребе, попросили его совета. «Ни в коем случае не оперировать!» — был ответ. Врачи неистовствовали: «Ведь Ребе ни разу не видел вашего отца! Как он может выносить такие решения?! Знайте, что если вы не позволите оперировать отца, вы обречете его на гибель!» Можете себе представить, в каком мы были состоянии. Мы совсем потеряли голову. Каким-то образом все это дело дошло до отца. Он заявил категорически: «Если Ребе сказал не оперировать, об операции не может быть и речи!» И что же? Отец выздоровел полностью и без всякой операции. Никто не верит, но это — факт!

— Постой, постой, — говорите вы рассказчику. — Какое отношение ты имеешь к Ребе? Ведь ты и вся твоя семья вообще нерелигиозны.

— Конечно, мы нерелигиозны, — следует ответ. — Но это только оболочка. Когда дело касается чего-то по-настоящему важного, никто в нашей семье не принимает решения, не посоветовавшись с Ребе.

И вот еще рассказ. Вы идете по улице в Тель-Авиве и встречаете давнишнего знакомого, с которым когда-то вместе служили в армии. Вы с удивлением обнаруживаете, что на голове его — ермолка, а по бокам свисают на брюки нити — «цицит».

— Что случилось? — налетаете вы на него. И он рассказывает о как будто случайном посещении мирового центра Хабада в Нью-Йорке, о письме, которое он послал Ребе, об ответе Ребе — ответе, который изменил всю его жизнь.

Выслушав все эти рассказы и десятки других, понимаешь, как важно донести до каждого современного человека хотя бы немного знания о главе нашего поколения — Любавичском Ребе שליט"א. Важность попытки исполнить эту задачу становится еще яснее в свете пророчества самого Ребе о том, что Мошиах, которого евреи ждут уже два тысячелетия, уже здесь, и осталось предпринять только самые последние усилия, чтобы наши глаза раскрылись и мы обнаружили и встретили его.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter