СБП. Дни Мошиаха! 25 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-05-03 09:51

«Матрица» по-еврейски

Он был послан со специальным заданием в этот мир. Необходимо выявить идею, заложенную в виде своего рода «матрицы» в его собственном подсознании, в его собственном уме, чтобы осущестить выполнение плана...

21.07.2004 2353 мин.

Многие люди считают, что Иудаизм — это религия, связанная исключительно с Божественным, духовным, неземным. Поэтому они бывают весьма удивлены, открыв для себя, что Тора непосредственно соприкасается с самой обычной повседневной жизнью, выявляя ее внутренний смысл. Этот факт находит свое выражение в прекрасном изречении мудрого Шломо (Соломона): «На всех путях твоих познавай Его» (Мишлей 3:6).

Проще говоря, жизнь каждого еврея органично связана с религией и не ограничена рамками лишь каких-то отдельных ситуаций. Наоборот, она охватывает весь спектр событий повседневной жизни во всем множестве ее проявлений. Духовное в его специфически еврейском определении — это «облачение», сотканное из мыслей, слов и действий. Оно находит свое выражение в цельном образе жизни, исключающем возможность того расслоения и распадения личности, которое столь характерно для современного общества.

Этот принцип впервые был сформулирован тем направлением в иудаизме, которое известно под названием «хасидизм» и основоположником которого был рабби Исраэль Баал-Шем-Тов, живший в XVII веке. Главнейшей особенностью хасидизма является стремление увидеть проявление руки Провидения буквально во всем. Кроме того, в служении Всевышнему хасидизм выдвигает на первый план искреннюю веру и радость, которую должно вызывать исполнение воли Всевышнего. Такой подход сделал доступным для простых евреев самую глубинную суть иудаизма, укрепляя таким образом силы и поднимая дух широких масс еврейского народа, страдавших под гнетом нищеты и преследований. Сам Баал-Шем-Тов чрезвычайно ценил простых евреев и неоднократно выражал свое восхищение их искренним, бесхитростным служением Всевышнему.

Баал-Шем-Тов учил, что из всего, что видит или слышит еврей в течение своей жизни, он должен извлекать урок, как нужно служить Творцу. Ничто не происходит случайно — все, что нашим глазам представляется изменчивым, непостоянным и противоречивым, на самом деле есть своего рода сложное хореографическое действие, постижение смысла которого помогает нам выявить скрытый потенциал явлений, чтобы построить такой мир, в котором Божественное сможет раскрыться и пребывать безгранично.

Если цель всего жизненного опыта человека состоит в том, чтобы предоставить ему возможность научиться властвовать над самим собой и духовно расти, то в особенности это верно в отношении личной карьеры. Нередко профессиональная деятельность отнимает у нас несравненно больше времени, чем любое иное занятие. Однако совершенно очевидно, что работа, которой занимается человек, представляет собой нечто большее, нежели просто способ добывания средств к существованию. Она — уникальный инструмент, с помощью которого человек вступает в активное взаимодействие с окружающим миром и применяет свои таланты и личные интересы для совершенствования мира.

На основе философской системы Баал-Шем-Това в каждой профессии можно обнаружить образец того, как надлежит исполнять духовное служение и строить свои отношения со Всевышним.

Чем более сложный и абстрактный характер имеет та или иная деятельность, тем сильнее проявляется у человека, этой деятельностью занимающегося, духовная отстраненность от нее. Обращая внимание читателя на духовное послание, «закодированное» в том или ином виде человеческой деятельности, мы поможем ему выявить более тесную связь между его профессией и его личной жизнью.

Более того, согласно учению хасидизма, люди, деятельность которых носит всецело «земной» характер (как, например, производство или торговля), имеют определенное преимущество перед теми, кто полностью посвятил себя изучению Торы и отдалился от мира. Большую часть времени изучающий Тору совершенно оторван от происходящего вне стен учебной аудитории, в то время как, скажем, торговец воочию видит вмешательство руки Всевышнего во все, что происходит вокруг него каждый день.

Теперь мы можем увидеть в приведенном выше изречении более глубокий смысл. «На всех путях твоих познавай Его» означает, что «земные» средства к существованию, которые добывает человек, — это не просто средство, обеспечивающее его физическое благосостояние; по своей сути они — неисчерпаемый резерв возможностей духовного совершенствования и подъема.

Более того, еврей способен воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему его каждодневное взаимодействие с материальным миром, для того, чтобы достичь понимания Божественной природы всего сущего и, в частности, той частицы мира, куда он послан со специальным заданием использовать ее для служения Всевышнему и тем самым очистить ее и осветить. Выявление этой идеи, заложенной в виде своего рода «матрицы» в его собственном подсознании, в его собственном уме (так же, как и в уме людей, его окружающих), — есть осуществление высшей цели нашего существования. Выявляя истинную — Божественную — природу этого мира, мы превращаем его в место, где раскрывается и постоянно пребывает Шхуна. В самом буквальном смысле мы становимся партнерами Всевышнего в деле сотворения мира!

Путь Баал-Шем-Това — это тот путь, который ведет прямо к Мошиаху. В письме к своему шурину, р. Гершону Китоверу, Баал-Шем-Тов рассказывает, как он был допущен в покои Мошиаха и спросил его: «Когда господин придет?». На что Мошиах ответил ему: «Когда твои источники разольются наружу». Совместные усилия всего еврейского народа уже подготовили этот мир к окончательному раскрытию Божественного в Эпоху Мошиаха. И скоро исполнятся слова «полна будет земля знанием Б-га, как полно море водами».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter