СБП. Дни Мошиаха! 10 Сивана 5784 г., первый день недели Баалотха | 2024-06-15 17:28

«Двар Малхут» 28 Нисана

В канун 28 Нисана 5751 года (11 апреля 1991), после вечерней молитвы, Любавический Ребе ШЛИТА Король Мошиах выступил с речью, в которой говорил о связи между Освобождением и особым духовным потенциалом текущего года, месяца, недели и т.д.

Перевод:Шолем Лугов 12.08.2023 654 мин.

Беседа в канун субботы «Шмини», 28 Нисана 5751 года

В канун 28 Нисана 5751 года (11 апреля 1991), после вечерней молитвы, Любавический Ребе ШЛИТА Король Мошиах выступил с речью, в которой говорил о связи между Освобождением и особым духовным потенциалом текущего года, месяца, недели и т.д.

1. 28 НИСАНА — БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЕНЬ

Сегодня «благоприятный день»1 (вообще и в частности) по отношению к самой важной вещи — истинному и полному Освобождению — со стороны нескольких аспектов: общей идеи года, общей идеи месяца и общей идеи недели, а также конкретного дня месяца и конкретного дня недели, включая в особенности связь этого дня и недели с отсчётом Омера, [как говорят наши мудрецы:] «Считать дни — это заповедь2, и считать недели это заповедь3». Необходимо пробудить, напомнить и подчеркнуть ещё раз о завершении и совершенстве наших действий и нашей работы, которые должны привести нам истинное и полное Освобождение.

Примечания:
1) См. «Таанит» 29а, «Арахин» 11б. И см. также комментарий РАШИ к главе «Беаалотха» 9:7, «Тецэ» 22:8.
2) «Менахот» 66а.
3) И нужно сказать, что со стороны особой важности «дней» и «недель» по отношению к отсчёту Омера, добавляется дополнительный аспект также в общей идее дня и недели (со стороны творения). И в частности, так как в этом году Песах выпал на субботу и начало отсчёта Омера приходится на исход субботы, ведь тогда субботы являются цельными как во время Творения (см. далее в п. 5). Этим подчеркивается взаимное влияние между днями отсчёта Омера и днями Творения (как объясняется подробно на хасидском застолье в последний день Песаха («Книга бесед» 5751 года, том 1, стр. 447 и далее)).

РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

1) «Таанит» 29а

Мишна далее учила, что Храм был разрушен во второй раз также 9 Ава. Талмуд спрашивает: «Откуда мы знаем, что второй Храм был разрушен в этот день? Учим: благое дело совершается в благоприятный день, а дурное — в неблагоприятный день, например, 9 Ава, когда уже произошло несколько трагедий».

1) «Арахин» 11б.

В благоприятный день совершается благое дело (в месяце Нисан они были избавлены [из Египта] и в месяце Нисан они будут избавлены), а в неблагоприятный — дурное.

1) Комментарий РАШИ к главе «Беаалотха» 9:7

Этот раздел, как и все другие (разделы) Торы, должен был изречь Моше, однако эти (люди) удостоились чести, и он был изречен при их посредстве, ибо доброе дело осуществляется при посредстве достойного.

1) «Тецэ» 22:8.

«Когда будешь строить новый дом, то сделай ограду для крыши твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет, кому упасть, с него». РАШИ: «Ему суждено упасть (и разбиться насмерть за преступление, им совершенное), но несмотря на это не допусти, чтобы смерть его была при твоем посредстве, ибо доброе совершается при посредстве доброго человека, а дурное при посредстве дурного».

2) «Менахот» 66а

Талмуд анализирует сам факт заявления Абайе, процитированного в ходе предыдущего обсуждения. Абайе сказал: «Считать дни — заповедь, а также считать недели — заповедь». Талмуд отмечает, что на самом деле мудрецы учебного зала рава Аши считали дни, а также недели.

3) Хасидское застолье в последний день Песаха

Есть дополнительная важность, которую добавляет заповедь к реальности, которая есть до этого, что оно [реализуется] (главным образом) в отчитываемых днях (так как существования дней есть также и без приказа, а с помощью приказа отсчитывать дни, возникает новая реальность) — это подчеркивается (главным образом) в объяснении, что эти дни цельные, как в дни Творения (см. п. 2) — когда отсчёт человека (который сам по себе не является реальностью) соответствует отсчёту со стороны Творения, отсчёт семи недель, которые начинаются с первого дня недели после субботы и завершаются в субботу, как это было в дни Творения, так как отсчёт дней Творения это реальность, которая существует даже и без заповеди отсчёта Омера. И с помощью заповеди отсчёта Омера возникает также дополнительная важность... На основании этого понятно содержание совершенства заповеди отсчёта Омера, когда недели являются цельными, как в дни Творения — хотя основа заповеди отсчёта Омера это действия (отсчёта) человека, в любом случае, так как суть этой заповеди по привлечению святости в отсчитанное время относится к рамкам мира (время). И это достигает большего совершенства, когда реальность отсчёта времени человеком соответствует отсчёту времени также и со стороны мира, цельность как в дни Творения.

2. СВЯЗЬ С ТЕКУЩИМ ГОДОМ

Сначала объясним достоинство времени («благоприятный день») в отношении Освобождения и, прежде всего, со стороны общей идеи года:

Как уже неоднократно говорилось в течение этого года, буквы ивритского алфавита, цифровые значения которых составляют число 5751 — порядковый номер текущего года («тав-шин-нун-алеф») — представляют собой аббревиатуру фразы «Это будет год, когда знамения Я покажу вам». [В этой аббревиатуре последовательность написания букв такова, что буква «нун» («знамения») стоит перед буквой «алеф» («арейну») — как это пишется на документах, когда сначала упоминаются десятки («нун»), а потом единицы4 («алеф») или «Это будет год, когда Я покажу вам знамения» [сначала «алеф» (с которой начинается слово «арейну», а затем «нун» (с которой начинается слово «нифлаот») — как это сказано в стихе5 «Как и в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам знамения», где эти слова стоят в обратном порядке — «арейну нифлаот»], а также оба варианта вместе.

И вот объяснение этого:

Знамения (как они сами по себе) — могут быть также и в такой форме, что их не видно явно. Сказали наши мудрецы6, что существуют такие чудеса, что «даже сам человек, с которым произошло чудо (а тем более другие люди) может просто не заметить его». И тем более это относится к «знамениям», которые выше «чудес». Более того: возможна ситуация, когда мы не в состоянии заметить «знамения», настолько они велики (выше чудес) — как сказано7: «Только Он творит великие знамения». Так как это «великие знамения», то «только Он один знает, что это чудо, а человек, с которым оно произошло, не подозревает об этом чуде8.

Добавление слов «Я покажу» — когда «знамения» видны в раскрытой форме нашими глазами («покажу» в буквальном смысле9), так как Всевышний показывает эти «знамения» («арейну») [означает], что возможность видеть эти знамения происходит (не потому, что эти «знамения не являются великими», не дай Б-г, а) благодаря тому, что Всевышний сам старается и занимается этим, так как в Его силах и возможностях показать также «великие знамения», которые «не видит даже человек, с которым они происходят».

И можно добавить в соответствии с уточнением слов стиха «Я покажу вам (знамения)», что здесь используется скрытая форма речи, а не открытая («Я покажу тебе»)10 — что указывает на более высокий уровень Всевышнего, который находится в скрытом состоянии. И так как видение знамений происходит со стороны более высокого уровня Всевышнего, именно «Я покажу вам», то появляются также и великие знамения, о которых только Он один знает, что это чудеса, в явной форме, когда мы можем увидеть их своими глазами11.

И в этом самом есть два порядка: один — со стороны существования мира (написание документов) — «знамения Я покажу вам» — так как со стороны существования мира (снизу вверх) эти «знамения» выше раскрытия и их раскрытие осуществляется с помощью специального действия «знамения Я покажу вам». Другой — со стороны Торы (слова Писания) — «Я покажу вам знамения» — что изначально есть раскрытие («Я покажу») «знамения», которые выше рамок мира (сверху вниз).

Таким образом, оба эти варианта дополняют друг друга. С помощью первого варианта — «Я покажу вам знамения» (сверху вниз) — раскрывается высочайший уровень святости Всевышнего, но это раскрытие происходит (главным образом) сверху, а не со стороны рамок нашего нижнего (мира); а второй вариант — «знамения Я покажу вам» — подчеркивает, что раскрытие происходит с помощью аспектов нашего нижнего мира, но при этом не будет раскрытия святости Всевышнего, которая выше рамок природы.

Настоящее совершенство возможно при слиянии этих двух вариантов («знамения Я покажу вам» и «Я покажу вам знамения») — когда происходит раскрытие трансцендентных уровней и, вместе с этим, они привлекаются, проникают и осуществляются со стороны аспектов нашего физического мира.

И в первую очередь это касается знамений, упомянутых в пророчестве «Как и в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам великие знамения», раскрытие знамений12 истинного и полного Освобождения посредством праведного Мошиаха.

Примечания:
4) См. «Шулхан Арух», раздел «Эвен а-Эзер» 126:5 и комментарии там.
5) Миха 7:15.
6) «Нида» 31а.
7) Псалмы 136:4.
8) Комментарий РАШИ к трактату «Нида», там.
9) «Писание никогда не теряет своего простого значения» («Шабат» 63а и там упоминается).
10) См. «Зоар» II 54а в конце.
11) Нужно заметить, что объясняется в «Ор а-Тора» (Пророки и Писания на слова (стр. 487). И более подробно в книге «Сияющий свет» в конце стр. 153) об отношении «Я покажу вам знамения» к «Один творит знамения великие» см. там.
12) «Знамения» — также по сравнению с чудесами и знамениями исхода из Египта (см. «Ор а-Тора» на Пророки и Писания, и там упоминается).

РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

4) «Шулхан Арух», раздел «Эвен а-Эзер» 126:5

Он должен сначала написать годы с наибольшим значением, но для дней он должен сначала написать наименьшее значение («один и двадцать», «двадцать два» и т.д.). Если он сначала написал большее значение или сделал наоборот и написал меньшее значение первым в годах, это действительно.

5) Миха 7:15

Как и в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам великие знамения.

6) «Нида» 31а

Речь идет, например, о двух людях, которые покинули свои дома, чтобы отправиться по делам. В тело одного из них вонзился шип, из-за чего он не смог пойти со своим товарищем. Он начал богохульствовать и ругаться в отчаянии. Через некоторое время он услышал, что корабль другого человека затонул в море, и понял, что шип спас его от смерти. Затем он начал благодарить Б-га и хвалить Его за свое избавление из-за легкой боли, причиненной ему шипом. В этом смысл высказывания: «Благодарю Тебя, Всевышний, за то, что Ты прогневался на меня». Поэтому в конце стиха сказано: «Отвратил гнев Твой, и Ты утешишь меня». И это утверждение тождественно тому, что сказал рабби Элазар о смысле сказанного: «Благословен Б-г Израиля, творящий чудеса один; и да будет благословенно славное имя Его вовеки» (Псалмы 71:18–19). Что значит, что Б-г «творит чудеса один»? Это означает, что даже тот, для кого было совершено чудо, не осознает чуда, которое было совершено для него.

7) Псалмы 136:4

Того, кто Один творит чудеса великие, ибо навеки милость Его;

9) «Шабат» 63а

Абайе сказал раву Дими: «Это оружие — украшение для него?» Как написано: «Опояшь меч твой по бедру твоему, сильный, слава твоя и великолепие твое» (Псалмы 45:4), что указывает на то, что меч считается украшением. Через некоторое время рав Каана сказал Мару, сыну рава Гуны: «Это действительно доказательство?» Этот стих написан в отношении вопросов Торы и должен интерпретироваться как метафора. Он ответил ему: «Тем не менее стих не отступает от своего буквального значения, хотя могут быть дополнительные метафорические толкования».

10) «Зоар» II 54а

Моше будет петь песнь в грядущем времени и причина этому такова, что сказано: «Как и в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам2 знамения». Написано «Я покажу вам», хотя надо было написать «Я покажу тебе». Так речь идёт о том, что это будет показано в буквальном смысле для тех, кто видел их в самом начале, и они увидят их повторно. Поэтому сказано: «Я покажу вам».

11) «Ор а-Тора» (Пророки и Писания на слова (стр. 487)

И ещё см. сказанное по поводу «Я покажу вам знамения» в Псалмах гл. 40 на слова «Многое и великое сделал Ты», как сказано об этом «Того, кто Один творит чудеса великие» наподобие того, что было во время исхода из Египта. Тогда Он шёл перед ними со Своим судом, а в будущем «впереди вас пойдет Всевышний», как объясняется в «Мидраш раба» в конце главы «Бо». Тогда это и есть то, что «Один творит чудеса великие», когда Он привлекает с высоты этого уровня для суда. Поэтому чудес будет больше, чем во время исхода из Египта, когда был только Он и Его суд. В этом смысл слов «Как и в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам знамения» — это будут великие знамения.

11) «Сияющий свет» в конце стр. 153

Сказано: «Того, кто Один творит чудеса великие». И ШЛО на странице 40б объяснил идею «Одного», что иногда Всевышний проявляется с помощью посредников, а иногда Сам, как сказано: «Того, кто Один творит чудеса великие»... Это связано со сказанным: «Как и в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам знамения» — Всевышний покажет то, чего не видели наши праотцы, так как чудеса и знамения, которые ожидают еврейский народ в будущем, гораздо величественнее, чем те, которые Он показал праотцам... Причина в том, что это будут чудеса от Самого Всевышнего, без всяких посредников. Раньше Всевышний появлялся со Своим судом, а теперь Он будет один, даже без Своего суда. Поэтому и чудеса будут гораздо выше уровнем...

3. СВЯЗЬ С МЕСЯЦЕМ, НЕДЕЛЕЙ И ДНЁМ

И в этом году есть прибавление ещё в большей степени со стороны общности месяца и дня этого месяца, общности недели и дня этой недели:

Месяц Нисан — это «месяц освобождения»13, в котором произошел исход (освобождение) из Египта («дни твоего выхода из Египта»), и в нем же произойдет грядущее Освобождение («Я покажу вам знамения»), как сказали наши мудрецы14: «В Нисане они были освобождены и в Нисане они будут освобождены».

В самом месяце Нисан — это ночь, которая (находится между) 27 Нисана и 28 Нисана, соединяя эти дни:

[Число] 27 (Нисана) образует слово «чистый» [на иврите «зах»], (как, например, в словосочетании «чистое оливковое масло»15), от слова «яркий» [это масло дает особенно яркий свет в светильнике] — что указывает на раскрытие («Я покажу вам») «Нисана» (освобождение) и подчеркивает его [таким образом‚ сочетание «27 Нисана» говорит о том, как ярко будет явлен нам месяц Нисан, ознаменованный Освобождением].

Нужно добавить в отношении достоинства числа 27 — оно примечательно еще и тем, что это — три раза по девять. То есть идея месяца Нисан (освобождение) осуществляется в форме троекратного повторения «закономерности» (как сказано, что в результате троекратного повторения возникает закономерность16, [которой присущи устойчивость и постоянство — «хазака»]), трижды три — три раза. Это можно сравнить с тем, что обсуждалось неоднократно по отношению к общности года (в котором подчеркивается идея освобождения), начало и основа которого состоит из трех последовательных дней [из области] святости, которые повторяются (за пределами Святой Земли) три раза (в Рош а-Шана [два дня праздника и суббота], Суккот, Шмини-Ацерет и Симхат-Тора).

Число 28 (Нисана) соответствует слову «сила» («коах») — выражает и подчеркивает силу и мощь месяца Нисан (освобождение), включая в особенности — по простому смыслу — (передачу) «силы» для того, чтобы привести Освобождение на деле в буквальном смысле.

И ещё одно дополнение — со стороны идеи общности недели и дня недели:

Общность недели — глава Торы «Шмини»17. [Слово «шмини» означает «восьмой»] и потому [название этой главы] связано с Освобождением18.

Кроме того, это третья неделя, связанная с главой «Шмини», когда есть закономерность в отношении восьми.

Это приобретает особое значение накануне субботы19, в течение которой20 вся глава «Шмини» читается целиком. А ещё в этом году мы читаем слова «И было на восьмой день» восемь раз [учитывая чтение в субботу днем, в понедельник и четверг] — это восемь в восьми (освобождение в освобождении — самая суть и совершенство Освобождения).

[Таким образом, на нынешнем этапе Освобождения подобная схема чтения Торы свидетельствует о приближающемся Освобождении].

Примечания:
13) «Шмот раба» 15:11.
14) «Рош а-Шана» 11а в начале. «Шмот раба» там.
15) В начале главы «Тэцавэ». «Эмор» 24:2.
16) «Бава Меция» 106б в начале. И там упоминается.
17) За пределами Святой Земли (в месте, где находятся на данный момент (во время изгнания) большинство еврейского народа). А в Святой Земле — это неделя, которая получает благословение от главы «Шмини».
18) Как сказали наши учителя («Арахин» 13б): «Арфа... в Эру Мошиаха имеет восемь струн».
19) Нужно заметить, что в уроке по Пятикнижию в пятницу идёт речь о четырёх ритуально нечистых животных, которые намекают на четыре царства (изгнания), которые прекратят свое существование во время грядущего Освобождения (см. «Ваикра раба» в конце нашей главы).
20) В субботний день — в присутствии всей общины, накануне субботы — индивидуально, когда читают «дважды стих Торы и один раз — перевод на армейский язык» («Тур», «Шулхан Арух» и Алтер Ребе в разделе «Орах Хаим» п. 285). И надо заметить, что по обычаю главы ХАБАДа начинали «дважды стих Торы и один раз — перевод на армейский язык» (один или два раздела) в четверг вечером (см. «Сегодня — день» за 4 Тевета).

РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

13) «Шмот раба» 15:11

Когда Всевышний избрал Себе мир, то Он установил в нем начала месяцев и лет. А когда Он избрал Яакова и его сыновей, то установил в нем новомесячье освобождения, когда еврейский народ был освобожден из Египта. И в нем же они удостоятся освобождения в будущем времени, как сказано (Миха 7): «Как и в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам знамения».

14) «Рош а-Шана» 11а

В Рош а-Шана прекратилось рабство наших предков в Египте; в Нисане еврейский народ был искуплен из Египта; и в Тишрее в будущем еврейский народ будет искуплен в окончательном искуплении с приходом Мошиаха. Рабби Йеошуа не соглашается и говорит, что в Нисане был создан мир; в Нисане родились праотцы; в Нисане праотцы умерли; на Песах родился Ицхак; в Рош а-Шана были помянуты Б-гом Сара, Рахель и Хана и они зачали сыновей; в Рош а-Шана Йосеф вышел из темницы; в Рош а-Шана прекратилось рабство наших предков в Египте; в Нисане еврейский народ был избавлен из Египта; и в Нисане в будущем еврейский народ будет избавлен во время окончательного Освобождения.

15) «Тэцавэ» 27:20

И ты повели сынам Израиля, чтобы они взяли тебе елея чистого, битого, для освещения, чтобы возжигать лампаду постоянно.

15) «Эмор» 24:2

Вели сынам Израиля, и возьмут тебе масла оливкового чистого, битого, для освещения, чтобы возжигать лампаду постоянно.

16) «Бава Меция» 106б

Талмуд поясняет, что один отрывок соответствует мнению рабби Йеуды а-Наси, который говорит, что предполагаемый статус определяется двумя обстоятельствами, в то время как другой отрывок соответствует мнению раббан Шимона бен Гамлиэля, который говорит, что предполагаемый статус устанавливается три раза.

19) «Ваикра раба» в конце нашей главы

Верблюд — это Бавэль (Вавилон), о котором сказано (Псалмы 137:8): «Счастлив тот, кто воздаст тебе по заслугам за то, что ты сделала нам» [здесь есть фонетическая связь между словами «верблюд» и «заслуга»]. Кролик — это Мадай (Мидия). Есть спор между раввинами и рабби Йеудой сыном р. Симона. Раввины сказали, что как у кролика есть признаки кошерного и некошерного животного, так и царство Мадай — выпустило праведника и грешника. Сказал р. Йеуда сын р. Симона: «Последний Дарьявеш (Дарий) был сыном Эстер — он был чист от матери и нечист от отца». А заяц, это Яван (Греция), так как мать Птолемея называли «Заяц». ​​И свинья — это Парас (Персия)... Почему Персия сравнивается со свиньей? Как свинья валяется в грязи и выставляет копыта, чтобы показать, что она, якобы, кошерное животное, так и царство Эдом гордится, и гудит, и извивается... Есть и другие объяснения... И сказано (Овадья 1:21): «И взойдут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эйсава; и будет Б-гу власть».

20) «Тур», «Шулхан Арух»

Несмотря на то, что еврей слушает всю Тору [по главе] каждую субботу во время публичного чтения, он обязан самостоятельно каждую неделю изучать текущую недельную главу, читая ее дважды в оригинале и один раз в переводе на арамейский, даже «Атарот, и Дивон» («Бамидбар» 32:3).

20) Алтер Ребе в разделе «Орах Хаим» п. 285

Есть люди, которые по известной им причине стараются закончить всю главу с переводом на армейский язык накануне субботы после полудня. А есть те, кто делает это сразу после утренней молитвы накануне субботы.

20) «Сегодня — день» за 4 Тевета

Когда главы ХАБАДа читали главу Торы с переводом на арамейский язык, то они обычно читали один или два отрывка из недельной главы вечером с четверга на пятницу. В пятницу после полудня они обычно начинали главу еще раз с начала и проходили весь раздел вместе с отрывком из книг пророков. Утром в субботу перед молитвой читали главу еще раз, начиная с седьмого дня [в разбивке недельной главы по дням недели]. Когда главе соответствовало два отрывка из книг пророков [к примеру, в том случае, когда суббота совпала с новомесячьем или кануном новомесячья], — то соответствующей самой главе отрывок произносили в шестой день, а другой (новомесячья и т.д.) — в субботу.

4. ВАЖНОСТЬ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦА

И можно добавить о значимости дня со стороны связи с последующими днями21:

После 28 Нисана наступает 29 Нисана — канун новомесячья (Ияр22), который называют «малый Йом-Кипур»23 — подобие идеи Йом-Кипура, «дня бракосочетания» [Б-га с еврейским народом] (ибо «в этот день [Моше] были даны последние скрижали»)24. Этот союз будет полностью осуществлен в эпоху Освобождения, когда произойдет свадьба еврейского народа и Всевышнего25.

После этого наступает новомесячье, [символизирующий] зарождение и обновление Луны, тесно связанной с еврейским народом (который «подобен Луне, исчисляет свой календарь по лунному циклу»26) — «и в конечном итоге обновится, подобно Луне»27 во время грядущего Освобождения. В данном случае, в наступающем месяце есть два дня новомесячья — мы переходим от первого дня новомесячья ко второму дню новомесячья (в который начинается отсчёт дней месяца28) [первый из них приходится на последний день текущего месяца, а второй — на первый день нового месяца]. Таким образом, аспект Освобождения в новомесячье повторяется29.

В этом году есть особо достоинство, что канун новомесячья выпадает на субботу30:

Когда новомесячье выпадает на субботу, то идеи «малого Йом-Кипура» (которые относятся к кануну новомесячья) наступают раньше, чем дни перед наступлением субботы31 (так как в субботу мы не произносим покаянную молитву) [в таком случае покаянные молитвы в «малый Йом-Кипур» читаются утром до наступления субботы]. А в субботу, накануне новомесячья в буквальном смысле, мы полностью отдаемся служению Б-гу с особым чувством радости [которым наполнен этот день, ибо, как говорили наши мудрецы, слова] «В дни вашей радости...» означают «по субботам»32.

Кроме того, что самое главное: когда канун новомесячья выпадает на субботу, в этот день подчеркивается идея Освобождения также и со стороны субботнего дня — подобие дня «когда настанет вечная суббота и покой во веки веков»33.

И со (второго дня) новомесячья, Ияра, мы переходим к 2 Ияра — это день рождения Ребе МААРАШа [четвертого Любавичского Ребе].

У хасидов принято использовать поговорку о достоинстве дня его рождения — так как [в этот день отсчёт Омера соответствует сфере] «великолепие в великолепии»34. Это связано также с особым поведением [Ребе МААРАШа] в форме «сразу сверху» в соответствии с его известным высказыванием35: «Обычно в мире [люди] говорят: если не можешь преодолеть преграду снизу, попытайся перелезть через нее сверху. А я говорю, что с самого начала нужно преодолевать преграду сверху».

И в соответствии с таким порядком «сразу сверху» это воздействует также и ретроспективно [на предшествующие дни], то есть все аспекты последующих дней (начиная с 27 Нисана) осуществляются «сразу сверху» и в форме «великолепия в великолепии».

Примечания:
21) И особенно подчеркивая в данном случае в связи с днями недели — когда суббота относится к кануну субботы («кто трудится накануне субботы, тот будет есть в субботу»), а последующие за субботой дни относятся к субботе, и, соответственно, также и к кануну субботы.
22) Аббревиатура Авраам, Ицхак, Яаков и Рахель («Меорей Ор» 1:84 и ещё) — четыре опоры колесницы, и в этом подчеркивается в особом смысле достоинств четвертой опоры (колесницы), которая связана с Давидом («Зоар» I 248б и еще) — Давид Король Мошиах.
23) Комментарий «При Хадаш» к разделу «Орах Хаим» 417 (РАМАКа). ШЛО (120б, 179а и ещё). ЯАБЕЦ в молитвеннике. И ещё. См. «Ор а-Тора» гл. «Бо» 253. И см. также комментарии к разделу «Орах Хаим» там.
24) «Таанит» 26б и комментарий РАШИ. Там 30б.
25) «Шмот раба» в конце главы 15.
26) См. «Сукка» 29а. «Берейшит раба» 6:3. «Ор а-Тора» гл. «Берейшит» 4б в конце и далее.
27) Текст освящения новой Луны («Санедрин» 42а).
28) Ведь первый день новомесячья выпадает на 30 число предыдущего месяца («Шулхан Арух» раздел «Эвен а-Эзер» 126:6).
29) И надо заметить, что сам «повтор» имеет отношение к Освобождению (см. «Пиркей рабби Элиэзера» гл. 48 и ещё. Эссе под названием «Иди» 5627 и 5630 г.).
30) Как подчеркивается в отрывке из книги Пророков, который читают в этот день — «Завтра месяц».
31) Нужно заметить, что есть обсуждение по поводу переноса «малого Йом-Кипура» на пятый день недели (см. «При Хадаш» в прим. 23).
32) «Сифрей» гл. «Беаалотха» 10:10.
33) Трактат «Тамид» в конце.
34) Сборник «Сегодня — день» за 2 Ияра. И ещё в других местах.
35) «Святые послания» Ребе РАЯЦа том 1, стр. 617. И ещё.

РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

22) «Зоар» I 248б

Праотцы представляют собой святую колесницу, в которой не менее четырёх (колес). И мы учили, что Всевышний объединенил Короля Давида с ними, и только колесница стала цельной. И об этом сказано, что «камень, который презрели строители...», что Давид объединился с ними для того, чтобы стать цельной колесницей. Поэтому Давид должен был быть похороненным с праотцами, и вместе с ними [это место] стало называться Кирьят-Арба. А почему он не был похоронен с ними? Потому что для Давида было подготовлено подходящее место. И где это? [Гора] Сион [в Иерусалиме], чтобы объединиться с ней и стать как одно целое.

23) «При Хадаш» к разделу «Орах Хаим» 417 (РАМАКа)

Есть люди действия, которые приняли обычай поститься накануне новомесячья из-за уменьшения Луны. Откуда они взяли это? Рабби Моше Кородоверо называл этот день «малым Йом-Кипуром», так как в это время прощаются грехи за весь месяц. Это похоже на приношение козла в новомесячье, как мы говорим во время дополнительной молитвы: «Время искупления для всех потомков».

23) ШЛО 179а

Моральный упрек в новомесячье, так как это время искупления. Человек увидит, что он от всего сердца совершит полное покаяние, то есть накануне новомесячья он будет действовать как Йом-Кипур, как многие хасиды, и он исправит все, что испорчено — в деньгах, в теле и в душе, и он исповедуется с большим плачем и полным раскаянием, и оставит свой плохой путь. И когда наступит месяц, он будет подобен новому творению, которое отныне будет облечено в святость и связь со Всевышним.

23) ЯАБЕЦ в молитвеннике

Есть обычай поститься накануне новомесячья. И этот день называется «малый Йом-Кипур». И это известно и распространено среди людей. И так поступать хорошо. Особенно для простого люда, который пачкаются ежедневно. Стоит очистить их от грязи и чтобы они постоянно помнили, что нужно следить за чистотой души и тела.

23) «Ор а-Тора» гл. «Бо» 253

Вот, каждый месяц она уменьшается перед своим обновлением, пока не превращается в точку... Это похоже на рост зерна, которое сначала гниет, но после этого получает новый свет от Имени Всевышнего. И это называется глава месяца. Как голова включает в себя жизненную силу 248 органов тела, так привлекается новая жизненная сила... от Его мудрости... Так и у человека накануне новомесячья, которое называется «малый Йом-Кипур», идея раскаяния. Тогда после этого, в новомесячье, привлекается новый разум...

23) Комментарии к разделу «Орах Хаим»

У некоторых людей принято поститься накануне новомесячья... РАМО [рабби Менахем Азария из Фано] пишет... что это из-за уменьшения Луны... И мне кажется, что это хороший обычай читать молитвы о прощении перед дневной молитвой («Маген Авраам»).

25) «Шмот раба» в конце главы 15

Этот мир является обручением, как сказано (Ошея 2:21): «И обручу тебя Мне навеки»... Но в Эру Мошиаха произойдет свадьба, как сказано (Йешаяу 54:5): «Ибо супруг твой — Создатель твой».

26) «Сукка» 29а

Мудрецы учили в другом месте: Когда Солнце затмевается, это плохое предзнаменование для других народов. Когда Луна затмевается, это плохой знак для врагов еврейского народа. Это связано с тем, что еврейский народ рассчитывает свой календарь в основном по Луне, а другие народы — по Солнцу.

26) «Берейшит раба» 6:3

Рабби Леви сказал от имени рабби Йоси сына Илая, что достойное поведение таково, что большие будут считать по большим, а малые по малым. Эсав считал по Солнцу, которое было большое, а Яаков считал по Луне, которая была маленькая. Сказал рабби Нахман, что это был хороший знак, когда Эсав считал по Солнцу, которое было большое: как Солнце правит днем, а не ночью, так и Эсав имеет долю в этом мире и не имеет доли в грядущим мире. Яаков считает по Луне, которая мала: как Луна правит ночью и днем, так и Яаков имеет долю в этом мире и в мире грядущем. Рабби Нахман сказал, что всякий раз, когда существует свет великого, не сияет свет малого. Прекратился свет великого, засиял свет малого. Таким образом, все время, пока существует свет Эсава, свет Яакова не сияет, но как только свет Эсава гаснет, свет Яакова сияет. Как сказано об этом (Йешаяу 60:1-2): «Восстань, свети, (Иерусалим), ибо пришел свет твой... Ибо вот, тьма покроет землю и мрак — народы».

26) «Ор а-Тора» гл. «Берейшит» 4б в конце и далее

Вот, известно высказывание наших учителей, что евреи считают по Луне, а народы мира ведут отсчёт по Солнцу. На первый взгляд, это удивительно: почему евреи, которые находятся на более высоком уровне, чем народы мира, считают по Луне, а не по Солнцу, ведь Солнце является великим светилом?.. И на мой взгляд основное объяснение состоит в том, что от Солнца передаётся два вида влияний. Одно — влияние внешнее, наподобие [сказанного] «Первенец его быков», а другое — влияние внутреннее, когда Луна получает свет прямо от Солнца, влияние от самого света, как объясняется далее в п. 5. И это внутреннее влияние невозможно получить от Солнца, а только от Луны, которая принимает от Солнца... И сказано в книге «Зоар», что у Луны нет ничего своего — у нее нет своего света, а только то, что она получила от Солнца. Так и еврейский народ — у них нет ничего своего, а только то, что они получают от Всевышнего с помощью Торы и заповедей.

27) Текст освящения новой Луны («Санедрин» 42а)

Благословен Ты, Б-г Всесильный наш, Владыка Вселенной, словом Своим сотворивший небеса и духом уст Своих все воинства их. Он установил для них закон и время, чтобы они не уклонялись от своей задачи. И они радостны и рады исполнять волю своего Создателя, Творца истины. Все деяния Которого — истина. И Луне Он сказал, что она должна обновиться как венец красоты для тех, о ком Он заботится с момента их рождения, так как им суждено обновиться, как она, и восхвалять своего Творца. Благословен Ты, Б-г, обновляющий месяцы.

28) «Шулхан Арух» раздел «Эвен а-Эзер» 126:6

Если он пишет разводное письмо в первый день месяца Ияр, он должен написать: «В тридцатый день месяца Нисан, который является новомесячьем Ияра. И так следует поступать во все новомесячья, которые составляют два дня. И во второй день новомесячья он должен написать: «В первый день такого-то месяца», так как отсчёт начинается со второго дня.

29) «Пиркей рабби Элиэзера» гл. 48

Пять букв Торы, которые [единственные из всех букв] являются двойными [то есть пишутся по-другому в конце слов], относятся к тайне Освобождения. 1. Буква «Хаф». С ней наш праотец Авраам был спасен из Ура Халдейского, как сказано («Берейшит» 12:1): «Иди себе». 2. Буква «Мем». С ней наш праотец Ицхак был выкуплен из земли филистимлян, как сказано («Берейшит» 26:16): «Уйди от нас, ибо ты намного сильнее нас». 3. Буква «Нун». С ней наш праотец Яаков был избавлен от руки Эсава, как сказано («Берейшит» 32:12): «Избавь меня, прошу тебя». 4. Буква «Пей». С ней еврейский народ был освобожден из Египта, как сказано («Шмот» 3:16): «Я вспомнил о вас и (увидел) то, что делается с вами в Египте». 5. Буква «Цадик». С ней Святой, благословен Он, в будущем избавит Израиль от угнетения царств, как сказано (Захария 6:12): «Вот человек, имя которому Цемах; и вырастет он из места своего, и построит Храм».

Тайна Освобождения, заложенная в этих буквах, была передана только нашему праотцу Аврааму. Он передал их Ицхаку, Ицаак (передал их) Яакову, а Яаков передал тайну Освобождения Йосефу. Йосеф открыл эту тайну своим братьям. Ашер, сын Яакова, передал ее Серах, дочери своей. Когда Моше и Аарон пришли к старейшинам Израиля и сотворили пред ними знамения, то те пошли к Серах и сказали ей: «Вот, пришел некий человек, и он сотворил знамения». И они сказали, что в знамении были упомянуты слова «И вспомнит вас». Она сказала им: это тот человек, который в будущем освободит Израиль из Египта, ибо так я слышала от отца». Тотчас народ поверил в Б-га и в Его посланника, как сказано («Шмот» 4:31): «И поверил народ; и (когда) услышали, что помянул Б-г сынов Израиля и что узрел Он их муки, поклонились они и пали ниц».

29) «Иди» 5627 г.

Если бы евреи соблюдали две субботы по закону, они были бы сразу избавлены. В каждой субботе есть два аспекта — вечер субботы и день субботы. И если бы соблюдали эти два аспекта, то немедленно наступило бы Освобождение. И объясняется, что повторение намекает на понимание, окружающий свет, где нет никакого места для внешних сил. Наподобие этого можно сказать о двойных буквах, которые относятся к аспекту мужского начала и поэтому намекают на Освобождение.

29) 5630 г.

Сказал рабби Элиэзер, что пять букв имеют двойную форму и они относятся к Освобождению... Нужно понять, почему именно эти двойные буквы относятся к Освобождению? Идея такая, что в каждой субботе есть два аспекта, жертвоприношения двойные, песнопения двойные. Объяснение такое, что в субботу раскрывается облекающий свет. Об этом сказали наши учителя, что бы евреи соблюдали две субботы по закону, то сразу бы наступило Освобождение. Две субботы означает, что в каждой субботе есть два аспекта — вечер субботы и день субботы. Это и есть повторение, которое намекает на объединение окружающего и наполняющего свет, после чего наступит Освобождение. Ведь это объединение соответствует единству Всевышнего и Его Шхины, а ведь это и есть Освобождение... Теперь можно понять, почему именно эти буквы намекают на Освобождение, ведь есть буквы «мужские» и «женские», а двойные буквы являются их соединением, что и намекает на Освобождение.

33) Трактат «Тамид» в конце

Ниже приводится список всех ежедневных псалмов, которые левиты читали в Храме... В субботу они читали начало псалма: «Псалом, песнь в день субботний» (глава 92). Это интерпретируется как псалом, песня для будущего, для дня, который будет полностью субботой и отдыхом для вечной жизни.

34) «Сегодня — день» за 2 Ияра

Однажды, в возрасте 7 лет он держал экзамен перед Цемах-Цедеком и так хорошо отвечал, что его учитель пришел в восторг. Он не смог удержаться и сказал Цемах-Цедеку: «Ну, что скажете?! У него хорошо получается!» Цемах-Цедек ответил ему: «Что удивительного в том, что „великолепие в великолепии“ так хорошо отвечает?»

35) «Святые послания» Ребе РАЯЦа том 1, стр. 617

Мой уважаемый отец (Ребе РАШАБ) рассказал мне, что дедушка — его отец — рассказал так: «Обычно в мире [люди] говорят: если не можешь [преодолеть преграду] снизу, нужно [перелезть через нее] сверху. А я говорю, что с самого начала нужно] преодолевать преграду] сверху. Нужно изначально быть стойким и не обращать внимания ни на что, сделать всё, что требуется, и взять себе в помощь Всевышнего».

5. СВЯЗЬ С ОТСЧЕТОМ ОМЕРА

Есть ещё одно дополнительное достоинство — со стороны отсчёта Омера:

Содержание дней «отсчёта Омера», дней между праздником Песах («временем нашей свободы») и праздником Шавуот («временем дарования нашей Торы»), исходом из Египта для получения Торы, состоит в следующем: это исход из изгнания36 (к Освобождению, когда мы приедем) к совершенству дарования Торы37, [как сказано:] «новая Тора38 от Меня выйдет»39.

Особенно, как подчеркивается в постоянстве этого года, когда Песах выпадает на субботу — как сказано в мидраше40: «Это будут семь совершенных недель. Когда они совершенны?.. Когда Песах приходится на субботу и отсчет начинается в субботу вечером, тогда эти недели совершенны, поскольку они начинаются в первый день недели и завершаются в субботу»41. При этом идея «совершенства» проявляется еще в большей степени42 — это уже «совершенство в совершенстве». Поэтому в эти дни отсчёта концепция освобождения приобретает дополнительную степень совершенства.

Кроме того, есть особое достоинство в отсчёте этих дней43:

Что касается отсчёта дней — мы переходим от 12-го дня отсчёта Омера (27 Нисана), которое связано с 12 коленами Израиля (и олицетворяет собой весь еврейский народ, который достигнет совершенства во время грядущего Освобождения) к 13-му дню отсчёта Омера (28 Нисана), а буквенным эквивалентом («гиматрия») числа 13 является слово «один» («эхад»)44. ([Это указывает на исполнение пророчества]: «В тот день Б-г будет Один и Имя Его будет Одно»)45. Затем наступает 14-й день Омера (канун новомесячья), что намекает на три руки46 [число 14 можно записать буквами как «йуд-далет», что образует слово «рука»] (это постоянство идеи «руки», «крепость руки»47) — «мощная рука»48 Б-га, «поднятая рука»49 евреев и «великая рука»50 Б-га (как было сказано в описании исхода из Египта [где слово «рука» упоминается трижды]). Потом следует 15-й день Омера. Число 15 связано с полнолунием (когда Луна находится во всей полноте»51), символизирующим полноту единства еврейского народа, как это произойдёт в будущем (как объясняется в п. 4).

Примечания:
36) Так как «все царства (изгнания) названы в честь Египта» («Ваикра раба» в прим. 19).
37) Нужно заметить, что во время дарования Торы (на 50-й день отсчёта Омера) раскрываются 50-е врата (см. «Ликутей Тора» гл. «Бамидбар» 10г и далее. И ещё в других местах). С этой же буквы («нун») начинается слово «знамения» («нифлаот»). И это намекает на 50 чудес («Зоар» I 261б в начале).
38) И так как [Всевышний] «смотрел в Тору и создавал [по ней] мир» («Зоар» II 161б в начале. И ещё), то это воздействует также и на мир — «новые небеса и новая земля» (Йешаяу 66:22). А тем более, новшество в евреях (для которых был создан мир) — «так упрочено будет семя ваше и имя ваше» (Йешаяу там. И см. «Ликутей Тора» в конце).
39) Йешаяу 51:4. «Ваикра раба» 13:3.
40) «Псикта рабби Каана», гл. 8. «Псикта рабати» гл. 18. «Коэлет раба» 1:3. РАМБАН в конце гл. 6. РААВИЯ в трактате «Псахим» п. 526. Рокеах п. 295 (приводится в разных местах в «Коэлет раба» там).
41) Комментарий РАШИ в трактате «Менахот» 65б в начале.
42) См. «Ликутей Сихот» том 22, стр. 145.
43) И нужно заметить, что в уроке по книге РАМБАМа накануне субботы мы учим законы отсчёта Омера («Законы ежедневных и дополнительных жертвоприношений» в конце гл. 7).
44) И нужно заметить, что слово «придёт» (Шило) — приход Мошиаха — соответствует по своему числовому значению слову «один» (см. беседу в последний день Песаха 5698 года («Книга бесед» 5699 г., стр. 329). Объясняется в беседе в последний день Песаха 5729 г. («Ликутей Сихот» том 11, стр. 8)).
45) Захария 14:9.
46) См. «Ликутей Тора» гл. «Насо» 21:2 и далее. И ещё в некоторых других местах.
47) «Бо» 13:3, 14, 15.
48) Там, 9.
49) «Бешалах» 14:8.
50) Там, 31.
51) «Зоар» I 150а в начале, II 85а в начале, см. также «Шмот раба» 15:26.

РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

37) «Ликутей Тора» гл. «Бамидбар» 10г и далее

Для того, чтобы достигнуть этого достоинства и уровня, чтобы произошло раскрытие «Я, тот, кто Я» в праздник Шавуот, время дарования нашей Торы, необходимо отсчитывать дни Омера, как об этом говорится в Писании: «Отсчитайте себе пятьдесят дней». Есть пятьдесят врат понимания — раскрытие бесконечного света Всевышнего с помощью вдумчивого созерцания величия этого бесконечного света, что представляет собой 49 аспектов, на которые есть намёк в стихе (Диврей а-Ямим I 29:11): «Твое, Б-г, величие и могущество, и слава, и вечность, и красота, потому что все, (что) в небесах и на земле, Твое, Б-г; (Твое) королевство, и превознесен Ты над всеми». Это семь высших качеств, каждый из которых состоит из семи. И всего выходит 49. А 50-е врата это высшие врата, включающие в себе все аспекты, также и эти 49. И они объединяются в одно целое в буквальном смысле... Это происходит постепенно с первого дня. А потом мы говорим «два дня», то есть имеется два дня, которые привлекаются вниз. Но мы не говорим «второй день», так как здесь не происходит привлечение с другого уровня, а все это спускается с 50-х врат, в которые было включено все. Только этот спуск происходит понемногу, когда мы считаем и привлекаем все 49 аспектов, после чего автоматически наступает Шавуот, 50-е врата. После этого уже нет необходимости продолжать отсчёт...

37) «Зоар» I 261б в начале

Слово «знамения» («нифлаот») [можно прочитать как] «нун плаот», то есть 50 знамений. Ведь 50 врат понимания открыл Всевышний для их извлечения. Поэтому в Торе упоминается исход из Египта пятьдесят раз, чтобы получить пятьдесят врат. Так будет в Дни Мошиаха.

38) «Зоар» II 161б в начале

Всевышний смотрел в Тору и создавал мир. Отсюда следует, что реальностью и существованием всего мира является Тора.

38) «Ликутей Тора» в конце

В грядущем мире нет ни еды, ни питья. Благодаря тому, что тело будет [появляться] без [участия] мужчины и женщины, а как сказано (Йешайа 58:11): «Кости твои укрепит». Это и есть плод дерева, когда вкус плода и вкус дерева одинаковые, а ведь «человек — это дерево в поле». Вкус дерева — это тело, как его плод, которым является душа. Поэтому нет необходимости в еде и питье... Этого уровня можно достигнуть с помощью раскаяния. А что касается этого роста, то он будет больше, чем «свет засеян для праведника», так как в том месте, где сидят раскающиеся, даже полный праведник не может устоять. Это можно понять из сказанного (Йешайа 57:19): «Мир, мир дальнему и ближнему». Так как свет засеян для праведника, основы мироздания, это единство [последних] букв «вав-эй» [из Имени Всевышнего], а раскаявшиеся привлекают единство [первых] букв «йуд-эй» [из Имени Всевышнего]... Также в трактате «Псахим» (68а в конце) объясняется, что есть уровень, который выше того, о чем сказано [Йешаяу 30:26]: «И свет солнца станет семикратным, как свет семи дней» — это отблеск и свет Шхины. И можно сказать, что об этом говорится [Йешайа 60:19]: «Не будет больше солнце светом дневным для тебя, и сияние Луны не будет светить тебе, но будет тебе Б-г светом вечным», как приводится в мидраше на главу «Насо» по стиху «Да озарит Б-г лицо Свое для тебя»... и также на слова «В свете Твоем видим мы свет». Тогда выходит, что раскрытие этого аспекта выше роста с помощью света, который засеян для праведника с помощью Торы и заповедей. При этом рост происходит в семикратной форме по сравнению с семью днями Творения... А ещё выше этого есть уровень, где озарит Б-г лицо Свое — он раскроется в будущем...

39) Йешаяу 51:4

Внемлите Мне, народ Мой, и племя Мое, слушайте! Ибо Тора от Меня выйдет (в мир), и правосудие Мое, как свет, изолью (на) народы.

39) «Ваикра раба» 13:3

Сказал р. Юдн от имени рабби Шимона: [огромный] бык и лефиафан будут подаваться на пиру праведников в будущем [перед этой трапезой произойдет битва, которая станет зрелищем для праведников]. И тот, кто не наблюдал зрелищ народов мира, удостоится увидеть это в грядущем мире. Как их закалывают? Бык пронзит своим рогом левиафана и убьет его, а левиафан в то же время зарежет быка своим плавником. Мудрецы спрашивают: «Разве это будет кошерно? Ведь разрешается зарезать животное только очень острым ножом, а если на нем есть зубцы, как у пилы или плавника, то такое животное не кошерно». И отвечает р. Авин сын Кааны: «Так сказал Всевышний: новая Тора от Меня выйдет, новшество в Торе от Меня выйдет».

40) «Псикта рабби Каана», гл. 8

Написано («Ваикра» 23:16): «Семь недель — полными будут они». Когда они будут полными? Это когда Йеошуа и Шханья среди них нет.

40) РААВИЯ [рабби Элиэзер сын Йоэля из Бонна (XII-XIII)] к «Псахим» п. 526

Когда они полные? В то время, когда новомесячье Нисана выпадает на субботу и тогда Песах попадает на субботу. И тогда начинается отсчёт Омера на исходе субботы. И тогда субботы будут полными, так как Шавуот выпадает на первый день недели, а так как начали считать с 15 Нисана на исходе субботы, то получится семь полных недель. И привёл для этого знак: «Йеошуа и Шханья», так как Йеошуа был девятым в страже, а Шханья был десятым. Всего было 24 стражи, в во главе был Йоиарив. Начинается суббота 1-го Нисана, во вторую субботу — Йедайя, в пасхальную субботу — все стражи равны, а в субботу на исходе Песаха — Харим... В субботу накануне Шавуот — Йеошуа, а в Шавуот все стражи равны. Выходит, что служба Йеошуа и Шханья не была между праздниками Песах и Шавуот. Но если Песах начнётся в третий день недели, то субботы не будут полными, а Йеошуа и Шханья войдут до Шавуот.

41) Комментарий РАШИ в трактате «Менахот» 65б в начале

В одном стихе говорится: «Исчислите пятьдесят дней», а ещё один стих, предшествующий, по-видимому, противоречит этому, когда говорит: «И отсчитайте семь недель». [Является ли праздник Шавуот семью полными неделями после Песаха, то есть, считая от воскресенья до субботы семь раз; или через пятьдесят дней после Песаха?] Как так, то есть как можно примирить эти два стиха? Здесь стих, в котором упоминаются семь полных недель, относится к году, когда праздник Песах приходится на субботу. В таком году пятидесятидневный период между Песахом и Шавуотом включает семь полных недель, от воскресенья до субботы. А стих, который определяет период как пятьдесят дней, относится к году, когда праздник Песах приходится на середину недели.

42) См. «Ликутей Сихот» том 22, стр. 145

Тора сказала: «Отсчитайте себе после субботы». Несмотря на то, что заповедь отсчёта начинается «после праздника», это оттого, что когда праздник выпадает на субботу, то начинается отсчёт (также) «на следующий (день) после субботы». И это в соответствии с высказыванием наших мудрецов, что есть дополнительное совершенство при отсчёте, когда Песах выпадает на субботу... А то, что написано в Торе: «На следующий день после субботы», так как это чтобы показать на то, как исполнять эту заповедь во всем совершенстве.

43) «Законы ежедневных и дополнительных жертвоприношений» в конце гл. 7

Повелевающая заповедь обязывает отсчитывать семь полных недель со дня принесения омера, как сказано [«Ваикра» 23:15]: «А со дня после субботы отсчитай... семь недель». Считать дни вместе с неделями — это заповедь, как сказано [«Ваикра» 23:15]: «Считай 50 дней». Считать следует с началом [нового] дня. Поэтому считают ночью, [начиная] с ночи 16 Нисана.

44) «Книга бесед» 5699 г., стр. 329

[Сказано в Торе («Берейшит» 49:10): «Не отойдет скипетр (власти) от Йеуды и стило закона от потомков его, пока не придёт Шило, и к нему стечение народов»].

В слове «придёт» есть глубокий намёк, что это сосуд для прихода Мошиаха. Слово «придёт» соответствует по своему числовому значению слову «один». Это значит: благодаря тому, что между евреями будет единство в общем и частном, когда они объединятся в разговоре о Мошиахе, будут говорить о Мошиахе, тогда по воле Всевышнего мы привлечем полное Освобождение с помощью Мошиаха, праведного избавителя, поскорее и в наши дни.

Когда родился Моше-рабейну, сердца евреев освободились. Между евреями тогда начались радостные разговоры, что у Амрама родился сын, Моше. Когда Моше взяли в дом фараона, евреи начали сильно опасаться, что забрали сына Амрама, святого еврея. Когда Моше сбежал из Египта, евреи не прекращали думать о нем... И освобождение из Египта начал Моше-рабейну. То же самое будет во время последнего изгнания. Нужно постоянно говорить о Мошиахе. Нужно учить хасидизм... чтобы подготовиться по-настоящему к встрече великого гостя, Мошиаха, с истинным пониманием.

44) «Ликутей Сихот» том 11, стр. 8

Есть известная беседа моего тестя и учителя, что «придёт (Шило)» соответствует по своему числовому значению слову «один». Это значит, что приход Мошиаха на деле («придёт») произойдёт с помощью работы, которая определяется словом «один»... И объяснение такое... Суть и истинность единства Всевышнего не заметна при отрицании любого сущего кроме Него изначально (аспект единственного); а именно когда есть существование мира, но, тем не менее, в мире ощущается, что он не является самостоятельной сущностью. Именно таким образом проявляется истинность единства Всевышнего. И это идея «одного», что также при наличии существования мира он связан со Всевышним в полной мере. На это намекают три буквы слова «один» («эхад» — «алеф», «хет» и «далет»): «далет» — четыре стороны света, «хет» — семь небес и земля (верх и низ); «алеф» — Всевышний, Властелин мира. Таким образом, смысл слова «один» такой, что надо привлекать и раскрывать Всевышнего («алеф») в мире («хет» и «далет»). Чтобы также и в мире — «олам» от слова «ээлем» (сокрытие) — можно было бы ощутить Всевышнего.

45) Захария 14:9

И будет Б-г владыкой на всей земле, в день тот будет Б-г один (для всех), и имя Его — одно.

46) «Ликутей Тора» гл. «Насо» 21:2

Вот, написано («Шмот» 15:17): «Святыня, Б-г мой, (которую) основали руки Твои». Объясняет р. Моше Закуто, что есть три руки: велика рука, крепкая рука и вознесенная рука. Эти «руки» устанавливают место Храма и Святилища, чтобы обеспечить возможность привлечение бесконечного света Всевышнего от мира Эманаций в нижние миры, которыми являются Храм и Святилище... На самом деле, разница между ними огромная, так как может этот свет раскрыться в ограниченном месте?.. В Талмуде («Ктубот» 5а) приводится толкование Бар-Капары, что дела рук праведников больше сотворения неба и земли. Ведь о сотворении неба и земли написано (Йешаяу 48:13): «И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса». Как ещё говорится: «Простер левую руку — и создал землю, простер правую руку — и создал небеса». И это действия рук праведников, как сказано («Шмот» 15:17): «Это место, уготовленное для пребывания Твоего, (которое) Ты воздвиг, Б-г, Святыня, (которую) основали руки Твои». То есть также при одном действии (о создании Храма) используется выражение о двух руках. (Это также объясняет РАШИ в главе «Бешалах» 15:17). Но МААРШа объясняет, что при сотворении неба и земли не были использованы две руки вместе, ведь это доброта и строгость, а только раздельно. Но при действии праведников они соединились, как мы видим из возведения Святилища, которым занимались Бецалель (качество доброты) и Оалиав (качество строгости)... Объясняется так, что небеса являются облекающим аспектом, это окружающий свет; для их создания используется сила бесконечного света Всевышнего. Но земля относится к наполняющему свету, где задействована ограниченная сила. Сосудом для раскрытия этого является Храм, поэтому здесь используется выражение «две руки»... И хотя всего есть три руки, в Талмуде приводятся только две, так как третья рука объединяет их и это великолепие... Также эти три руки соответствуют сокращению, распространению и привлечению...

47) «Бо» 13:3, 14, 15

И сказал Моше народу: Помни этот день, в который вы вышли из Египта, из дома рабского, ибо силой руки вывел Б-г вас отсюда; и не должно есть квасного. И будет, когда спросит тебя твой сын позднее так: Что это? То скажи ему: Силою руки вывел нас Б-г из Египта, из дома рабского. И было, когда упорствовал Паро, (не желая) отпустить нас, то умертвил Б-г всякого первенца на земле Египта от первенца человеческого и до первородного из скота. Посему я приношу в жертву Б-гу все разверзающее утробу мужского пола (из скота), а всякого первенца (из) моих сыновей я выкупаю.

48) Там, 9

И будет тебе это знаком на твоей руке и для памяти меж глазами твоими, — чтобы учение Б-га было в устах твоих, — что могучей рукой вывел тебя Б-г из Египта.

49) «Бешалах» 14:8

И крепким (закоснелым) сделал Б-г сердце Паро, царя Египта, и тот стал преследовать сынов Израиля; а сыны Израиля уходили с высоко (вознесенной) рукой.

50) Там, 31

И узрел Израиль великую руку (великое деяние), которое совершил Б-г над Египтом, и устрашился народ Б-га, и поверили они в Б-га и в (пророчество) Моше, Его раба.

51) «Зоар» I 150а в начале

Так как до этого Шломо не был совершенным. Но после того, как он стал совершенным, о нем написано (Млахим I 5:9): «И дал Б-г мудрость Шломо». И также сказано (там 5:10): «И мудрость Шломо была больше мудрости всех». Тогда Луна находилась в своем совершенстве и построен Храм.

51) II 85а в начале

Написано (Диврей а-Ямим I 29:23): «И воссел Шломо королем на престоле Всевышнего», как сказано (Млахим I 10:19): «Шесть ступенек (было) у престола». Рабби Аба сказал, что Луна была в совершенстве, как мы учили, что Луна было в совершенстве. Как это было? Было пятнадцать поколений: Авраам, Ицхак, Яаков, Йеуда, Перец, Рам, Аминадав, Нахшон, Салмон, Боаз, Овед, Ишай, Давид, Шломо. Когда пришёл Шломо, Луна достигла своего совершенства.

51) «Шмот раба» 15:26

Другое толкование: «Этот месяц для вас...» (Шмот 12:2). Об этом написано: «Процветать будет праведник во дни его, и (придет) обилие мира, доколе не исчезнет луна» (Псалмы 72:7) — пока Святой Благословен Он не выведет евреев из земли египетской. Это был намек на то, что власть не приходила к ним в течение 30 поколений, как написано «Месяц сей будет для вас главою месяцев...» Месяц — 30 дней, а ваше власть — 30 поколений. Луна начинает светить 1 Нисана, и так продолжается до 15 числа, и ее диск становится полным. А с 15 до 30 ее свет уменьшается — 30 числа ее не видно. Соответственно это еврейский народ, 15 поколений от Авраама до Шломо.

Авраам начал излучать свет. За ним пришёл Ицхак, потом Яаков и добавил света. И после этого были: Йеуда, Перец, Рам, Аминадав, Нахшон, Салмон, Бооз, Овед, Ишай, Давид. Когда пришел Шломо, диск Луны стал полным, как было сказано: «И Шломо сел на престоле Всевышнего как король».

6. ПОЧЕМУ ЖЕ МОШИАХ ДО СИХ ПОР НЕ ПРИШЕЛ?

На основании сказанного выше, где подчеркивается идея Освобождения (в особенности) в эти дни — появляется самый большой вопрос: Как же это возможно, что несмотря на все эти вещи [знамения] — ещё не задействовали прихода праведного Мошиаха на деле?!... Объяснить это никак невозможно!

Непонятно и другое: почему всякий раз, когда десять (и во много раз больше, чем десять) евреев собираются вместе в дни, когда могло бы прийти Освобождение, они не поднимают шум с такой силой, которая заставила бы Мошиаха прийти немедленно? Неужели они могут смириться с тем, что Мошиах, не дай Б-г, возможно, не придет ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, не дай Б-г!!

То, что они кричат: «Доколе [нам оставаться в изгнании]?» («Ад матай?»), так это только потому, что им так велели... Если бы [этими словами] они выражали и свое истинное желание и требование и кричали искренне, то Мошиах наверняка уже пришел бы!!

Что еще могу я сделать, чтобы побудить весь еврейский народ поднять шум и в полный голос потребовать со всей искренностью, таким образом действительно приблизив приход Мошиаха? Все, что было сделано до сих пор, не привело к реальным результатам и есть доказательство этому — мы по-прежнему находимся в изгнании. Более того, мы пребываем еще и во внутреннем изгнании в отношении нашего служения Всевышнему.

Единственная вещь, которую я мог сделать — передать эту задачу в ваши руки: сделайте все возможное в ваших силах, чтобы праведный Mошиax пришел сегодня же, сейчас же! Действуйте со всей силой мира Хаоса («орот де-Тоу»), но в сосудах мира Порядка («келим де-Тикун»).

Да будет угодно [Всевышнему], чтобы в конечном итоге нашлись хотя бы десять достаточно упорных евреев, которые «не отступятся» до тех пор, пока Всевышний не согласится принести нам подлинное и окончательное Освобождение немедленно, сегодня же, сейчас же! Их непреклонная решимость наверняка вызовет благосклонность Б-га, в соответствии со стихом52: «Поскольку они жестоковыйный (упорный в позитивном смысле53) народ, Ты простишь наши грехи и проступки и сделаешь нас Своим достоянием» — привести на деле истинное и полное Освобождение немедленно, сейчас, в буквальном смысле слова54.

Примечания:
52) «Тиса» 34:9.
53) См. «Шмот раба» в конце гл. 42. Приводится в «Тора Ор» на свиток Эстер 123б в конце. «Ликутей Тора» гл. «Балак» 67г.
54) Нужно заметить, что стих «Как в дни твоего исхода из Египет Я покажу тебе знамения» является ответом Всевышнего на молитву пророка об Освобождении (РАДАК и «Мецудат Давид» на этот стих).

РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

52) «Тиса» 34:9

И сказал он: Если я обрел милость в Твоих глазах, мой господин, пусть же пойдет мой господин в нашей среде; даже если народ жестоковыйный он, прости нашу вину и наш грех и возьми нас Себе в удел.

53) «Шмот раба» в конце гл. 42

И сказал Всевышний Моше: «Я видел этот народ, что он из себя представляет. И вот, это жестоковыйный народ...» Сказал р. Ицхак сын Радифы от имени р. Ами: «Ты думаешь, что это хула, но это похвала [они никогда не предадут Творца и скажут:] либо [я останусь] евреем, либо [пусть меня] распнут».

53) «Тора Ор» на свиток Эстер 123б

Написано: «Ибо это жестоковыйный народ, так прости». И нужно понять, что на первый взгляд какое отношение имеет к жестоковыйности прощение? Ведь выходит, что стих поставил одно в зависимости от другого: раз они жестоковыйные, то Всевышний простит их... Это можно понять с помощью того, что мы объясним идею жестоковыйности. Затылок (выя, задняя часть шеи) находится напротив лба, в котором расположен отсвет желания, как известно... И он не в состоянии вытерпеть что-либо препятствующее ему. И это упрямство не позволяет ему ни в коем случае изменить свое желание на противоположное. Это и называется жестоковыйным, когда желание человека выше его знания. А в служении Всевышнему это относится к желанию не восставать против Него, выше понимания, как это объясняется в мидраше: «Ты думаешь, что это хула, но это похвала». Даже если у него нет сильного разума, чтобы размышлять о величии Всевышнего и молиться после этого, в любом случае благодаря желанию, которое выше понимания, каждый еврей может сделать так, что его сердце будет вопить ко Всевышнему...

53) «Ликутей Тора» гл. «Балак» 67г

Любовь, которая находится в глубинах сердца, выше разума и понимания. Она приходит свыше в виде подарка и напротив этого нет ничего с противоположной стороны. Единственное ее желание — быть со Всевышним. И нет аналогов этому в материальном мире... И сказано: «Ибо это жестоковыйный народ, так прости». Жестоковыйность — это желание выше понимания и знания... как это объясняется в другом месте... И с помощью пробуждения большой любви очень легко одержать победу и усилить добро над злом в полной мере, так как у «внешних» сил нет совсем никакой опоры.

54) «Мецудат Давид»

Как будто Всевышний отвечает ему говоря: «Я слышал твою молитву и так Я сделаю. И как в дни твоего исхода из Египта, так Я покажу знамения».

7. Я СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО МОГ

Со своей стороны, в качестве дополнительного усилия в стремлении ускорить приход Освобождения, я добавлю и дам деньги каждому из вас для того, чтобы вы стали посланниками дать их на благотворительность, ибо «величие благотворительности в том, что она приближает Освобождение»55.

Я же сделал все, что мог. Отныне вы должны сделать все, что в ваших силах.

Да будет угодно [Всевышнему], чтобы нашлись хотя бы один, два, три человека, которые посоветуются между собой и поймут, что делать и как поступать. И ещё, самое главное, чтобы ваши усилия увенчались успехом для наступления истинного и полного Освобождения, немедленно и буквальном смысле, в духе радости и веселья.

Примечания:
55) «Бава Батра» 10а. См. «Тания» гл. 37.

РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

55) «Бава Батра» 10а

Рабби Йеуда говорит: «Велика благотворительность тем, что она приближает освобождения», как сказано (Йешайа 56:1): «Так сказал Господь: храните правосудие и творите справедливость, ибо спасение Мое скоро придет и справедливость Моя проявится».

56) «Тания» гл. 37

В связи с этим становится понятным, почему наши мудрецы так необыкновенно высоко ценили помощь нуждающимся. Они сказали, что эта заповедь «равноценна всем остальным, вместе взятым», и во всем Иерусалимском Талмуде она называется просто «заповедь», ибо так привыкли называть помощь нуждающимся — просто «заповедь», так как она — основа заповедей, связанных с действием, и все их превосходит. Все заповеди даны только для того, чтобы возвести витальную душу ко Всевышнему, ибо именно она их исполняет и облекается в них, дабы включиться в бесконечный свет Всевышнего в них облеченного. Но нет заповеди, в которой витальная душа настолько была бы облечена, как заповедь о благотворительности. Во всех заповедях облекается лишь одна из сил витальной души и только во время их исполнения, а пожертвование человек дает от приобретенного собственным трудом, но ведь сила всей витальной души облекается в выполнение работы или какой-нибудь иной деятельности, с помощью которой человек добывает эти деньги, и когда он их жертвует, вся его витальная душа возносится ко Всевышнему. И в том случае, если человек не трудится для своего пропитания, все же, так как на пожертвованные им деньги он мог бы приобрести то, что оживляет его витальную душу, он тем самым отдает Всевышнему жизнь своей души. И потому сказали наши мудрецы, благословенна их память, что исполнение этой заповеди приближает избавление, ибо одним пожертвованием человек возносит значительную часть витальной души; столько сил ее и категорий он не мог бы вознести даже несколькими другими заповедями, связанными с действием.

Дополнительные ссылки

Вы должны сделать все возможное, чтобы Mошиax пришел сегодня!, Подготовка постановления о приходе Мошиаха (13-29 апреля 1991 года), Поговорим о 28 Нисана или Как привести Мошиаха, 28 Нисана 1991 г. ХАБАД начал официальную кампанию «Мошиах».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter