СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 14:12

Йом Кипур: переступающий границы времени

Десять дней до Йом Кипур — время, когда необходимо напомнить каждому и пробуждать в каждом желание использовать эти дни на все большее количество добрых дел. И прежде всего на заповедь любви к ближнему.

Перевод: FREE 1979 02.10.2008 6885 мин.

Десять дней от Рош а-Шана до Йом-Кипур выделены в году как дни раскаяния, ибо в это время оно наиболее осуществимо и действенно и влияние его распространяется на все дни нового года.

В это время в еврейской общине преобладает дух «тшува» — раскаяния. И святейший день — Йом-Кипур — становится высшей точкой начала Нового года тем, что ставит «тшува» в центр жизни еврея.

Что же такое «тшува» — величайшая из сил, которой Создатель одарил еврея?

Заповедь «тшува» разделяется на две части: искреннее раскаяние в плохих поступках, совершенных в прошлом, и непоколебимая решимость не оступиться в будущем.

К чему приводит «тшува»? Это слово на иврите означает «возвращение», и это подсказывает, что цель «тшува» — возвращение каждого к прежнему непорочному состоянию, в котором он находился до совершения греха. «Тшува» дает раскаявшемуся возможность «ожить», вернуть по Его милости благоволение Б-га и быть любимым Им, как до греха. Когда покаяние совершается искренне и до конца, у раскаявшегося есть надежда на будущее без недостатков — и в поступках, и в словах, и в мыслях.

Особая сила «тшува» в том, что искреннее раскаяние способно стереть пятна на прошлом, т.е. «тшува» обладает силой обратного действия. Хотя прошлое уже неподконтрольно человеку, тем не менее, Б-г, переступающий границы времени, с такой же легкостью, как и другие ограничения, наделил «тшува» особенными и чудесными качествами. Благодаря им у человека появляется власть над прошлым. С помощью этой особой силы человек в состоянии не только нейтрализовать, сделать недействительным свое прошлое, он способен также обратить его в противоположность — сделать положительным. Во время «тшува» совершенные злодеяния и духовное падение могут привести человека в такое горестное состояние, когда он с необычайным усердием предается изучению Торы и молитвам. И поскольку именно прегрешения привели его к величайшему стремлению к Б-гу, теперь они считаются «как даже если бы они были заслугами».

Два чувства заложены в «тшува». Вместе с отчаянием, которое человек ощущает, он должен испытать и счастье, потому что «тшува» — как и каждая заповедь — осуществление повеления Всевышнего и должна выполняться радостно. К тому же сама сущность «тшува» — в одновременности отчаяния и радости: возникающие отчаяние и злость на порождения «животной души» человека, которые принизили и сделали его грешным, сливаются с радостью раскаяния и осознанием своей Божественной души, возвращающейся к Творцу...

В день Йом-Кипур Всевышний особенно близок — так наши мудрецы истолковывают слова: «Ищите Всевышнего, когда Он есть (раскрывает себя), взывайте к нему, когда Он близок», связывая их с периодом десяти дней покаяния.

К сожалению, по различным причинам воодушевление этих дней не всегда используется в необходимой мере. Нередко после окончания Трепетных Дней воодушевление исчезает, не оставляя заметных перемен в повседневной жизни еврея или еврейки. А там, где нет улучшения в индивидуальной жизни, нет и не может быть изменений в жизни общественной.

Это объясняется тем, что духовное пробуждение и воодушевление Трепетных дней бывает направлено не на себя, а на дела, связанные с другими. К сожалению, благоприятные для перестройки дни нередко служат поводом для выражения озабоченности мировыми проблемами и выпуска «посланий», которые никого конкретно не затрагивают. Такие обращения «удовлетворяют» каждого, потому что не включают в себя никого. Подобные проблемы, как правило, неподконтрольны тем, кто говорит о них, но озабоченность ими — удобное оправдание, позволяющее отвлечься от себя, от самонаблюдения и переоценки своей жизни, то есть именно той сферы, где личные решения могут быть истинно действенными.

Будем надеяться, что в будущем, с Божьей помощью, каждый еврей и еврейка полностью используют преимущества воодушевления Трепетных Дней не в направлении общемировых и национальных проблем, а в личном отношении к призыву этих дней. Этот призыв: «Сделайте Меня Повелителем над вами!» Мы должны принять Верховную власть Б-га как нашего Повелителя. Это вызывается «тшува» (возвращение), «тфила» (молитва) и «цдака» (благотворительность) — и все это должно начинаться внутри нас и лишь затем распространяться в кругу семьи, в общине и в окружающем мире...

В эти духовно особые дни все, что может связать со Всевышним, ближе, легче и достижимее, чем в остальное время года. И хотя еврей постоянно должен представлять себе, что «Всевышний передо мною», (а так как главное — действие, это должно выражаться и в конкретном действии, что позволяет принять благословение Всевышнего: «И благословит тебя Всевышний во всем, что ты будешь делать»), — однако, в силу особого духовного значения этих десяти дней, одно и то же действие позволяет достичь гораздо большего, чем в иное время, а если еще умножить усилия, то легко себе представить, как увеличится результат.

Эти дни имеют еще одну особенность — многое из достигаемого в обычное время лишь при общем собрании многих людей, во время десяти дней покаяния достижимо усилиями одного, И не только при молитве, но также и при выполнении любых добрых дел и заповедей.

Потому десять дней до Йом-Кипур — время, когда необходимо напомнить каждому и пробуждать в каждом желание использовать эти дни на все большее количество добрых дел. И прежде всего на заповедь любви к ближнему — основу Торы, объединяющую всех евреев, и в частности на изучение Торы, молитву и «цдака» (оказание помощи), причем последнее обобщает в себе все остальные заповеди.

Основа духовного служения еврея — по отношению к самому себе и по отношению к своему окружению — выражена великим правилом Торы: «Люби ближнего своего как самого себя». Как подчеркивалось много раз, смысл этой заповеди — любить евреев, каждого еврея, каким бы он ни был и где бы он ни был, и любить как самого себя, как часть самого себя, видеть в другом плоть от плоти и кость от кости своей, будто он — одно с тобой тело.

Есть еще один смысл в выражении «как самого себя»: каждый любит себя, зная собственные недостатки, — «любовь (к самому себе) покрывает все грехи»; сознавая свое несовершенство, человек все же заботится о своих нуждах, материальных и духовных, отдает этому много сил, энергии — точно так же следует относиться к другим евреям. Каждый знает истину в отношении собственных недостатков, но никто не знает, что на душе у другого, и потому так легко ошибиться в оценке ближнего.

Да будет воля Всевышнего, чтобы это духовное служение, проникнутое все возрастающей силой жизни и светом, умножило благословения Того, чье Имя благословенно, да будет каждому добрая запись и подпись на новый год, несущий добро и благословение нам и всему Израилю.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter