Тора говорит: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу Б-га. Шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезай виноградник твой, и собирай плоды ее земли. А в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Б-гу: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли, И будет (урожай) субботы земли вам в пищу, тебе, и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя; и скоту твоему, и зверям, которые на земле твоей, будет весь урожай ее в пищу». (Ваикра 25:2-7).
Из этих слов Торы следует, что Всевышний предписывает отсчитывать годы с того момента, когда евреи вступили в Страну Израиля, и в течение каждого седьмого года им запрещено производить какие-либо земледельческие работы в Стране Израиля — удобрять землю, пахать, сеять и т.д. Этот седьмой год называется «шнат шмита» («год отпущения»).
В седьмой год — от 1-го Тишрея до 29-го Элула — запрещено производить следующие сельскохозяйственные работы.
1) Запрещено убирать с поля и из сада камни, хворост, щепки и т.п., если при этом преследуется цель расчистки территории для будущих посадок. Но если просто хотят очистить территорию от мусора, запрета не нарушают.
2) Запрещается распахивать и вскапывать землю в рамках сельскохозяйственных работ как самого седьмого года, так и следующего за ним (первого в новом семилетии). Тем не менее, эти работы разрешено производить, если они необходимы для сохранения жизни дерева, но производить их разрешается в строго ограниченных пределах того, что действительно нужно для дерева. Разрешается также прокапывать вокруг дерева канавки для орошения.
3) Запрещается удобрять почву (даже для посадок следующего года) и даже просто привозить удобрение на поле и складывать его там.
4) Запрещается сеять, сажать и пересаживать любые растения, даже цветы. Запрет этот распространяется также на дерево, не приносящее плодов.
5) Запрещается орошать поле или сад, которому обычно достаточно дождевой воды. Растения, нуждающиеся в поливе постоянно, не запрещено поливать и в седьмой год — при условии, что плоды этих растений разрешается в этот год употреблять в пищу. Поливать такие растения разрешается только в той мере, в какой это крайне им необходимо.
6) Запрещается обрезать деревья, если это делается с намерением принести им пользу (например, чтобы улучшить качество плодов). Запрещено не только срезать, но и отламывать ветви и срывать листья деревьев.
7) Запрещено также производить любые другие работы, направленные на улучшение качества растения или его плодов: прополку, окуривание, установку подпорок, сооружение навеса для защиты растения от солнца или дождя, опыление и т.п.
8) Запрещается сжинать злаки и убирать урожай фруктов тем же способом, что и в остальные годы, но разрешается применять другой способ. Так, колосья вырывают или срезают ножом, плоды не снимают сразу со всего дерева и т.п.
Подавляющее большинство плодов и овощей, над которыми произносят благословение «Творящий плоды земли» и которые относятся к урожаю седьмого года, а также цветы запрещено есть и вообще употреблять как бы то ни было, например скармливать скоту. Столь строгий запрет мудрецы Торы ввели с целью пресечь попытки земледельцев, пренебрегающих законами седьмого года, тайком засевать в этот год свои поля и огороды, а потом утверждать, что эти растения якобы выросли в результате самосева. Мудрецы также обязали уничтожать такие растения — вырывать их с корнем и оставлять гнить на месте.
Плодами, над которыми произносят благословение «Творящий плод дерева» и которые относятся к урожаю седьмого года, не запрещено пользоваться, однако они обладают святостью седьмого года. Это обстоятельство обязывает исполнять в отношении таких плодов особые четыре заповеди.
1) Хозяин плодов обязан объявить их бесхозными, т.е. не принадлежащими никому и потому доступными для всех.
2) Плодами седьмого года запрещается торговать, и запрет этот распространяется как на продавца, так и на покупателя.
3) Плодами седьмого года разрешается пользоваться только таким образом, каким их обычно использует подавляющее большинство людей. Разрешено выжимать сок только из тех плодов, которые обычно предназначаются для этой цели — винограда, апельсинов, лимонов, грейпфрутов и др.
4) Плоды седьмого года можно использовать только до той поры, пока этот вид окончательно не исчез с полей, из садов или огородов.
Плоды урожая седьмого года сохраняют святость до тех пор, пока они пригодны в пищу человеку или скоту. Когда же они портятся до такой степени, что их не станет есть даже животное, они теряют святость, и их разрешается выбросить. Поэтому отходы этих плодов (кожуру, очистки, съедобные косточки) необходимо хранить до тех пор, пока они не станут непригодными в пищу даже скоту, и лишь тогда выбросить.
Награда за исполнение всех законов седьмого года очень велика. Тора предвидит, что требование на целый год прекратить все сельскохозяйственные работы и отказаться от своих прав на землю и плоды, выросшие на ней, вызывает у человека внутреннее сопротивление. Поэтому она говорит: «А если скажете: Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?, то знайте: Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он доставит урожай на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года, до появления его урожая будете есть старое» (Ваикра 25:20-22).
Заповедь о седьмом годе имеет чрезвычайно важное социальное и нравственное значение. Исполнение ее закрепляет в умах людей идею всеобщего равенства. Раз в семь лет все получают равные права на землю и на плоды, выросшие на ней. Предписание об отмене долгов в седьмой год предоставляет человеку, обремененному долгами, уникальную возможность избавиться от угнетающих его материальных забот и открыть новую страницу своей жизни. «Эта заповедь, — пишет автор книги „Сефер a-хинух“ — призвана научить нас быть щедрыми и во всем полагаться только на Всевышнего. Ведь по-настоящему щедр лишь тот, кто раздает свое достояние, не рассчитывая получить за это вознаграждение. Поэтому человек, находящий в себе силы объявить всеобщим достоянием все, что на протяжении целого года вырастает на его собственном поле, наследии его предков, наверняка полностью полагается на Всевышнего».
И еще: седьмой год предоставляет земледельцу возможность заняться духовной деятельностью. Подобно субботнему дню, когда человек не занят физическим трудом и набирает духовные силы для шести рабочих дней, седьмой год также дает земледельцу возможность подняться на новый духовный уровень и накопить душевные силы для следующих шести рабочих лет. «Лишь воспитав в себе такие возвышенные качества, как щедрость и благожелательность к ближним, лишь укрепив в своем сердце веру в то, что Всевышний никогда не оставляет того, кто исполняет Его заповеди, даже если это, на первый взгляд, приносит ему материальный ущерб, — заканчивает автор книги „Сефер a-хинух“, — лишь тогда мы сделаем свою душу способной вместить то великое благо, которое дает ей Властелин мира, милостивый и щедрый».