СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 08:45

Секрет воды, оставленной на ночь

По закону та вода, которая используется для изготовления мацы, должна быть взята (из ручья или реки) на исходе дня перед заходом солнца и оставлена в помещении в закрытом сосуде на протяжении всей ночи.

2115 (1) мин.

По закону та вода, которая используется для изготовления мацы, должна быть взята (из ручья или реки) на исходе дня перед заходом солнца и оставлена в помещении в закрытом сосуде на протяжении всей ночи. «Шулхан Арух» объясняет смысл этого закона необходимостью максимально сократить опасность закваски теста: как известно из практики, тесто, замешанное в холодной воде, заквашивается медленней, что позволяет успеть испечь мацу в пресном виде (простояв всю ночь, вода возвращается к своей природной холодной температуре, тогда как в ручьях она не так холодна).

И так как этот закон (как и другие законы Торы) действителен во все времена и на любой территории, возникает вопрос о смысле этого действия в странах холодного климата. Ведь в первой половине весны, на которую выпадает праздник Песах, речная и родниковая вода в этих местах (например в России) чрезвычайно холодна. Ее природная температура еще ниже, чем температура воды, простоявшей всю ночь в доме (таким образом получается, что вышеприведенное объяснение этого закона в данном случае не подходит). Однако, несмотря на это, закон остается неизменным также и в этих местах.

Значит должно существовать некое единое объяснение, которое применимо к любой климатической зоне и никак не связано с температурой воздуха.

Ребе МААРАШ раскрывает внутренний смысл данного закона. Это объяснение обнажает самую его глубину и показывает нам в новом неожиданном свете, что представляет собой маца.

В начале сотворения вода представляла собой единый водный массив, заполнявший весь материальный мир: «верхние воды» (то есть те ступени, которые являются сущностью более высокого уровня, сущностью более тонкой) были смешаны с «нижними водами» (которые представляют собой сущность более низкого достоинства, сущность приземленную, более вещественную и огрубленную). Но из-за смешения это огромное различие между ними не проявлялось в полной мере. Более того — «нижние воды» тоже находились на высоком уровне, подобно «верхним водам» («ближе» к Творцу).

И только лишь после их разделения Всевышним — во второй день, когда был сотворен небосвод («ракия») — раскрылась их полная противоположность: «верхние воды» поднялись над небосводом на самые высокие духовные ступени, став источником духовных наслаждений (вода символизирует идею наслаждения), а «нижние воды» упали в самый низ, материализовались и «огрубели», став источником всех низменных, материальных наслаждений. Как видно воочию, что произрастающие из земли, благодаря воде, плоды являются (сами по себе) удовольствием животной души, воды рек, орошая землю, взращивают обильный урожай, который обогащает человека и это богатство становится искушением и соблазном, толкающим на удовлетворение всевозможных материальных желаний.

И само это падение и отдаление от Творца, падение без возможности подняться и возвыситься над небосводом пробудило в этих водах сильнейшее желание к святости. Желание вернуться в первоначальное состояние близости к Творцу. Но невозможность его исполнения обращается для них, если можно так выразиться, тяжким горем. Подобно человеку, который лишившись чего-то самого дорогого в своей жизни, чувствует в своем сердце тяжелую боль и скорбь, безутешное горе и не в силах сдержать слез. Так и эти воды называются «плачущими». Они «плачут» и умоляют Всевышнего: «Мы хотим снова подняться и предстать перед Тобой!» Но небосвод стоит над ними непроницаемой преградой.

Так эти воды вынуждены оставаться внизу — в виде водоемов, рек и ручьев. Но все время, что эти воды своим стремительным течением как бы «спешат» взрастить материальные удовольствия — их страстное желание к святости, которое они испытывали во второй день создания мира, перестает ими ощущаться, как бы «забывается». Они оказываются целиком «поглощенными» материальностью и вещественностью этого мира.

Поэтому невозможно использовать воду рек и ручьев (даже если она холодна сама по себе) для приготовления мацы, которая предназначена для укрепления (пробуждения) веры во Всевышнего. Ведь эта вода полностью противоположна всему духовному.

И для того, чтобы сделать эту воду пригодной для мацы, Тора повелевает набрать ее в сосуд — отделить, «оторвать» ее этим действием от связи с материальными удовольствиями, которые она питает. И затем оставить ее в доме на всю ночь, дав ей остыть и... «успокоиться» от сумятицы материального мира. И таким образом помочь ей вновь пробудиться и почувствовать страстное желание близости к Творцу, вновь стать теми «плачущими водами» второго дня мира.

После такого «превращения» речная вода пригодна для изготовления мацы — способна стать вторым компонентом, из которого строится «сосуд» — маца, в которую облекается великий Б-жественный свет, «питающий» жизненной силой еврейскую Веру.

Опубликовано: 23.03.2021 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter