СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 02:53

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Законы уничтожения хамца

По закону Торы, начиная с седьмого (светового) часа есть заповедь, чтобы хамец не находился во владении человека. При этом каждое мгновение, когда хамец находится во владении человека, а он не занимается его уничтожением, происходит нарушение повелительной заповеди Торы.

Источник: «Шулхан Арух а-Рав» 445:1-12 Перевод:Моше-Залман Забродин 07.02.2021 1851 мин.

Важно учесть, что в 5781 году, когда канун Песаха приходится на шабат, порядок уничтожения хамца будет иметь свою специфику, как объясняется в главе 444...

1. По закону Торы, начиная с седьмого (светового) часа есть заповедь, чтобы хамец не находился во владении человека. При этом каждое мгновение, когда хамец находится во владении человека, а он не занимается его уничтожением, происходит нарушение повелительной заповеди Торы. Однако, человек не обязан уничтожать хамец в конце шестого часа, чтобы его не было уже в начале седьмого часа, но обязанность уничтожить хамец — именно с начала седьмого часа и далее.

Подобно этому по закону мудрецов, несмотря на то, что заповедь не иметь хамец во владении человека — именно начиная с шестого часа и далее, а каждое мгновение, когда человек не занят его уничтожением, он преступает повелительную заповедь мудрецов, тем не менее, он не обязан уничтожать хамец в конце пятого часа, чтобы хамца уже не было в его владении в начале шестого часа, но обязанность уничтожить хамец — с начала шестого часа и далее.

(Тем не менее, хорошо уничтожить хамец в конце пятого часа, как объясняется в главе 434).

Если человек желает уничтожить хамец до шестого часа, он не обязан абсолютно уничтожать его, но достаточного того, чтобы он устранил хамец из своего владения — досточно продать хамец нееврею или дать хамец нееврею в качестве полноценного подарка. И даже если ситуация такова, что когда придёт время уничтожения хамца, то есть наступит шестой (световой) час, а хамец нееврея будет находится в доме еврея — нет в этом запрета, как объясняется в главе 440.

И также, если до наступления времени уничтожения хамца еврей вынес хамец из своего владения, объявил его ничейным и разместил в месте, которое доступно всем, например на дороге или на улице, где у каждого есть право проходить и взять хамец (— это разрешено).

И даже если (впоследствии вышло так, что) никто не взял это хамец (оттуда), и он пролежал там все дни Песаха, так что (бывший) хозяин (этого хамца) видит как этот хамец там лежит — нет необходимости его уничтожать, поскольку этот хамец не пренадлежит (своему бывшему хозяину), ведь он сделал его ничейным и также сам этот хамец лежит в месте, которое не принадлежит ему. (В контексте запрета) Тора сказала «во всём твоём владении», однако в описываемой выше ситуации хамец находится во владении, которое не является «его», но общедоступно всем. И смотри главу 431.

2. Если же человек объявил свой хамец ничейным, но положил его в месте, которое доступно не всем, например, если человек положил хамец во дворе, который предназначен только для людей, которые живут в этом дворе, и никто не может проходить там без их согласия — в такой ситуации несмотря на то, что по Торе человек не нарушает заповеди «пусть не будет виден» и «пусть не находится, поскольку человек объявил этот хамец ничейным и в момент наступления времени уничтожения он уже не является его собственностью, тем не менее, по словам мудрецов, человек должен уничтожить этот хамец. Поскольку, если бы человек не объявил хамец ничейным до наступления времени уничтожения, он был бы обязан уничтожить хамец по закону Торы когда пришло время его уничтожения.

(В вышеописанной ситуации) поскольку хамец лежит в месте, которое не общедоступно, считается, что хамец находится в месте, которое принадлежит человеку, по причине, которая объясняется в главе 440.

Поэтому и сейчас, когда после того, как человек объявил хамец ничейным, он не освободился от необходимости исполнить постановление мудрецов, поскольку мудрецы постановили, что объявление хамца ничейным не действует в отношении известного хамца, как объясняется в главе 431.

И даже если человек положил хамец в месте, к которому есть доступ у всех, необходимо объявить этот хамец ничейным устами и (принять это решение) в сердце, так, чтобы во время объявления хамца ничейным, человек не имел намерения после Песаха приобрести его снова. Если до этого момента данный хамец не станет собственностью другого, иначе, если человек имеет такие мысли, то статус хамца как «ничейного» не является полноценным, а этот хамец считается принадлежащим человеку всё то время, пока он не стал собственностью другого человека, по той причине, что он сидит и надеется, что никто другой не приобретет данный хамец в свою собственность, и он приобретет его сам.

3. Если человек уничтожает хамец когда настало время его уничтожения, то есть с начала шестого часа (14-го Нисана) до окончания дней Песаха, он должен уничтожить его полностью и недостаточно вынести хамец в общедоступное место, поскольку после того, как наступил шестой час, запрещено получать выгоду от хамца и он не считается принадлежащим ему. Но, несмотря на это, Тора сделала так, как-будто хамец человеку принадлежит в отношении преступления запретов «пусть не будет виден» и «пусть не находится». И поэтому даже когда человек выносит его из своего владения, он будет преступать запреты «пусть не будет виден» и «пусть не находится», поскольку Тора сделала так, как будто хамец находится во владении человека в прямом смысле. И единственный выход в данной ситуации — уничтожить хамец из мира полностью, то есть выбросить его таким образом, чтобы ни один человек не смог им воспользоваться. И несмотря на то, что им могут воспользоваться другие творения, это считается уничтожением хамца из мира полностью, поскольку ни один человек не может им воспользоваться.

4. Каким образом уничтожают хамец? Сжигают его, пока он не станет углями (однако если он не превратился в угли, даже если он обпалился и стал негодным в пищу собаке, запрещено оставлять его на Песах, поскольку в данном случае он стал негодным в пищу собаки уже после того как наступило времени уничтожения хамца, как объясняется в главе 442).

Ещё один способ уничтожения хамца — раскрошить его на мелкие крошки и рассеять по ветру, или же раскрошить и бросить в реку, если речь идёт о хлебе и тому подобном, поскольку если его бросить в реку или в море не раскрошив, то он будет плавать на поверхности реки и может возникнуть такая ситуация, что некий человек, проплывающий на лодке по реке, воспользуется этим хамцом. Если же человек крошит хамец на мелкие крошки и только после этого бросает в реку, то они размягчаются и растаивают в воде.

Но если речь идёт о мелком (крошкоподобном) хамце, как, например, зёрна пшеницы, то нет необходимости измельчать его, и достаточно вывалить их из мешка в воду, и он сам по себе рассредоточится по воде таким образом, что никто не сможет им воспользоваться.

Но есть такие авторитеты, которые устрожают в отношении пшеничных и других зёрен, обязывая разрезать каждое зёрнышко на две или три части, и только после этого бросить в воду, поскольку они тяжеловесны и не растворяются в воде.

И хорошо следовать этому мнению если есть такая возможность, как, например, если речь идёт о ситуации, когда зёрен пшеницы немного и разрезать их не займёт много времени. Однако если зёрен пшеницы много и их разрезание или измельчение затянется на продолжительное время, то не следует задерживать у себя хамец из-за этого.

(И тем более если речь идёт о хамце, который стал таковым после наступления времени уничтожения хамца, и, следовательно, он не был включён в аннуляцию, которую человек делал в конце пятого светового часа, как объясняется в главе 434, и, вследствие этого, запрет задерживать его — из Торы).

И можно положиться на первое мнение.

5. Если человек сбрасывает хамец в туалет, считается что он будто уничтожает его из мира полностью, поскольку ни один человек уже не сможет им воспользоваться.

И, в такой ситуации, нет необходимости крошить его на крошки перед тем как сбросить (в туалет), даже если речь идёт о хлебе и тому подобном. Но это если при этом человек не кидает там хамец перед свиньёй, поскольку запрещено кормить хамцом животное даже если оно принадлежит нееврею или является ничейным, как объясняется в главе 443.

Однако если человек не кидает там хамец перед свиньёй, то даже если в итоге она всё же поест от него — нет в этом нарушения, поскольку он не кидал хамец перед ней чтобы она его ела.

6. Если у человека есть резервуар с водой, в котором есть рыбы — пусть не бросает туда хамец, который необходимо уничтожить, даже если он предварительно его раскрошит, поскольку в результате этого он получит выгоду от того, что рыбы съедят (хамец).

7. А есть такие авторитеты, которые спорят со всем этим, и считают, что хамец, который нужно уничтожить из мира полностью, нужно уничтожать только посредством сжигания, поскольку мы учим это из жертвоприношения со статусом «нотар», а именно: как к нему относится сказанное «не оставляйте от него», и его необходимо сжечь в огне, подобно этому и к хамцу относится «не оставляй его» (вплане «пусть не будет виден» и «пусть не находится»), а также необходимость сжечь его посредством огня.

И закон следует первому мнению, поскольку сказано: «и сожги нотар в огне», из чего толкуют мудрецы: необходимо сжигать нотар, но не остальные вещи, от которых Тора запрещает получать выгоду.

И тем не менее, обычай в этих странах соответствует второму мнению.

Исходя из этого, следуют обычаю, что хамец, который нашли при проверке ночью 14 Нисана, не сжигают сразу ночью, а прячут его чтобы сжечь на следующий день в дневное время, чтобы уподобить хамец жертвоприношению со статусом «нотар», который заповедано сжигать днём, как сказано: «А то, что останется от жертвы, сожгите в огне на третий день», но не ночью.

Однако если человек хочет сжечь хамец сразу после проверки для того, чтобы его не растащили дети или мыши, он имеет на это право.

Если человек в ходе проверки не нашёл никакого хамца, хорошо сжечь предмет, который он взял для проведения проверки, и это делается для того, чтобы не забыть об обязанности уничтожения хамца в следующем году, и также, чтобы не забыть сделать вторую аннуляцию хамца, как объясняется в главе 434.

8. Когда человек сжигает хамец после наступления шестого светового часа, то есть, когда от хамца уже запрещено получать выгоду, необходимо сделать для него отдельный костёр, и не бросать его в печь, которую он зажигает для того, чтобы выпекать или варить в ней, и это по той причине, что от хамца запрещено получать выгоду даже во время его уничтожения, так что запрещено выпекать или варить на нем, пользоваться светом (от его сгорания), греться от выделяем ого от него жара и получать другого рода выгоду.

Также выгоду запрещено получать и от углей и пепла, в которые превратился хамец.

Однако от углей и пепла дерева, которое использовалось для сжигания хамца, разрешено получать выгоду при условии что человек может их идентифицировать, то есть точно знает что они от дерева, а не от хамца.

Если же одно смешалось с другим, так что невозможно распознать (угли и пепел от дерева), запрещено получать выгоду от всего этого, и угли и пепел от хамца не аннулируются даже если объёма разрешенного в тысячу раз больше чем объем их самих, поскольку существует способ им снова сделаться разрешенными без аннуляции, а именно, позволить им пролежать до времени после окончания Песаха, а, как известно, всякая вещь, которая может сделаться разрешенной не аннулируется даже если объёма разрешенного, с которым она смешалась, в тысячу раз больше чем объём самой этой вещи.

Однако разрешено покрывать кровь дикого животного и птицы пеплом от сожженного хамца, поскольку заповеди были даны не для получения выгоды, то есть не для того, чтобы от их исполнения евреям была выгода, а для того, чтобы они были ярмом на их шее.

9. Если человек зажёг печь с помощью хамца и испёк в ней хлеб или сварил некое блюдо, то как в случае если он испёк или сварил на самих этих углях (от хамца), так и в случае если он испёк или сварил при помощи жара печи после того, как выгреб эти угли — от хлеба или блюда запрещено получать какую-либо выгоду.

Если же этот хлеб или блюдо смешались (с другой пищей), то запрещено получать выгоду от всей смеси, и невозможно исправить это выкупив стоимость выгоды от хамца посредством того, что выбросят её стоимость — (так поступить невозможно) по причине, которая объясняется в разделе Йоре Деа, глава 110.

Однако разрешено продать (образовавшуюся) смесь нееврею за вычетом стоимости запрещённого (которое содержится в данной смеси), то есть если человек вычтет из стоимости хлеба и блюда, которую он получает (в качестве платы) от нееврея, стоимость (полученной) выгоды от хамца, которым он зажёг печь.

Однако при этом нужно быть осторожным, чтобы раскрошить хлеб перед тем как продать его нееврею, если речь идёт о такой местности где обычай разрешать нееврейский хлеб, и это по причине, которая объясняется в главе 442.

И даже если данный хлеб или блюдо не смешались с другими, разрешено продать их нееврею в том виде, в каком они есть.

А есть авторитет, который запрещает так поступать, если (хлеб или блюдо) не образовали смесь (с другой пищей). И хорошо следовать его словам, если речь не идёт о большом ущербе и стесненной ситуации.

10. И всё это относится к ситуации, когда человек зажёг печь, использовав большое количество хамца, так что этого количества достаточно чтобы испечь хлеб или сварить блюдо без участия древесины. И даже если при этом человек использовал большое количество древесины, чтобы огонь хорошо охватил хамец, тем не менее, поскольку после того, как огонь охватил хамец, его количества достаточно чтобы испечь хлеб или сварить блюдо, от них запрещено получать выгоду.

Однако если хамца не так много, чтобы на нём можно было испечь хлеб или сварить блюдо, но это возможно только лишь при участии древесины, то этот хлеб и блюдо разрешено даже употреблять в пищу, и это даже если и древесины отдельно недостаточно, чтобы испечь хлеб или блюдо, но только при участии хамца.

Причиной разрешения в данной ситуации является тот факт, что и разрешенное и запрещённое (вместе) приводят к выпеканию или варке.

О чём это сказано? О ситуации когда человек пёк или варил с начала шестого светового часа (в канун Песаха, 14 Нисана) и до ночи. Однако если он пёк и варил со времени ночи 15 Нисана и далее, от хлеба или блюда будет запрещено получать (какую-либо) выгоду, поскольку в сам Песах хамец в любом количестве делает смесь запрещенной, как объясняется в главе 447 [если только человек не хочет продать хлеб или блюдо нееврею за вычетом стоимости запрета, который в них содержится, как было объяснено].

В данной же ситуации в любом случае есть в данном хлебе или блюде некая часть хамца, от которого была получена выгода, хоть в приготовлении и участвовали как запрещённое так и разрешенное.

А есть такие, которые спорят с этим и считают, что нет разницы в отношении закона, выпекал ли или варил человек в сам Песах или до Песаха с начала шестого часа и далее.

И можно положиться на их мнение в случае большого убытка или в стесненной ситуации, например для нужд радости в праздник, если у человека нет другой пищи.

11. И всё это относится к ситуации когда человек уничтожает хамец после наступления шестого светового часа. Если же он уничтожает хамец до этого времени, когда от хамца не запрещено получать выгоду, он не обязан делать для уничтожения хамца отдельный костёр, и разрешено даже разжечь им печь, варить на нём, а также получать другие формы выгоды.

И даже после наступления шестого светового часа можно будет получать от него выгоду если он настолько опалился, что стал негодным в пищу собаке до того, как наступил шестой световой час.

Тем не менее, обычай устраивать для сжигания хамца отдельный костёр даже если его сжигают до наступления шестого светового часа.

12. Есть такие, которые следуют обычаю использовать для сжигания хамца ветки ивы, которыми били в Ошана раба, поскольку вещью, с которой была исполнена одна заповедь, хорошо исполнить ещё одну заповедь.

А есть такие, у которых обычай использовать ивы, которые были в связке с лулавом, для розжига печи у её устья при выпекании мацы.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter