СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 15:52

О запрете варить пищу для нееврея в праздник

Все работы, связанные с приготовлением пищи, которые разрешено исполнять в праздник, разрешено исполнять только для приготовления пищи для еврея...

Источник: «Шулхан Арух а-Рав» гл. 512 Перевод:Моше-Залман Забродин 15.09.2022 658 мин.

1. Все работы, связанные с «охель нефеш» (приготовлением пищи), которые разрешено исполнять в праздник, разрешено исполнять только для приготовления пищи для еврея, но не для нееврея. Также (из разрешения) исключается животное. Сказано («Шмот» 12:16): «Только эти (виды работ) могут быть осуществлены для вас», из чего учится: для вас, но не для неевреев, для вас, но не для животного. Поэтому запрещено приглашать нееврея, чтобы тот пришел и (в праздник) ел в доме (еврея).

Данный запрет основывается на опасении, что еврей сварит ещё одну кастрюлю с пищей для нееврея.

Однако разрешено посылать пищу в дом нееврея. В данном случае, поскольку еврей не приглашает нееврея, нет опасения, что еврей приготовит для него пищу. При этом необходимо быть осторожным, чтобы не посылать нееврею пищу через общее владение («решут а-рабим») даже посредством другого нееврея, поскольку в праздник запрещено переносить вещи из одного владение в другое для нужд нееврея, а то, что запрещено делать еврею в праздник, запрещено инструктировать и нееврея чтобы он это сделал. Однако разрешено посылать пищу нееврею посредством другого нееврея через владение, которое имеет статус «кармелит», поскольку мудрецы не запретили «швут де-швут» в отношении переноса (предметов из одного владения в другое) в праздник, ведь если бы в этом была нужда для праздника, то это разрешено бы было делать и еврею.

[Термин «швут» означает действие, которое запретили осуществлять мудрецы. В данном случае речь идёт о наличии двух «швут»: 1-й «швут» — запрет переноса предметов в отношении владения со статусом «кармелит». 2-й «швут» — запрет инструктировать нееврея в отношении исполнения того, что запрещено делать самому еврею. Совокупность двух запретов мудрецов называется «швут де-швут».]

2. И также если нееврей пришел к еврею (в праздник) по собственной инициативе без какого-либо приглашения, или же если нееврей послал к еврею своего посланника — разрешено кормить его за своим столом (в праздник), поскольку опасение что еврей приготовит для нееврея дополнительный объем пищи существует только в случае когда еврей его приглашает и хочет уважить.

О чем это сказано? О ситуации, когда еврей даёт нееврею поесть без какого-либо приглашения и без убеждения. Однако запрещено убеждать нееврея поесть, даже если еврей уже приготовил всю пищу, необходимую для трапезы, поскольку если еврей его убеждает и хочет уважить, то существует опасение, что возможно еврей сварит для нееврея ещё одну кастрюлю с пищей.

3. Несмотря на то, что (в праздник) разрешено добавлять мясо в кастрюлю для нужд буднего дня разрешенным способом, который описывается в главе 503, тем не менее, для нееврея нельзя что-либо добавлять, и даже если еврей его не приглашал, в случае чего разрешено дать пищу нееврею. (Данный запрет основывается на том, что) раз еврей хочет его уважить и добавить для него мяса (в кастрюлю) — уместно опасение, что еврей захочет сварить для нееврея другую кастрюлю, и получится, что он сделает в праздник работу сугубо для нееврея.

Однако разрешено человеку добавлять мясо для своего слуги, служанки или собаки в кастрюлю, в которой он варит пищу для нужды праздника. Данное разрешение основывается на том, что поскольку он даёт им пищу не для того, чтобы их уважить, но поскольку их кормить является его обязанностью, нет опасения, что он сварит для них ещё одну кастрюлю, ведь он не хочет давать им больше, чем то, что для них уже добавил.

4. О чем это сказано? О ситуации, когда человек добавил мясо (для своего слуги, служанки или собаки) в кастрюлю до того, как поставил ее на огонь, и таким образом вся работа по варке исполняется одновременно, когда человек ставит кастрюлю с мясом на огонь, и он не делает для них никакой дополнительной работы. Однако после того, как кастрюля с мясом поставлена на огонь, запрещено человеку добавлять в нее мясо для своего слуги, служанки или собаки. Это запрещено даже несмотря на то, что (в праздник) разрешено для нужд буднего дня добавлять мясо в кастрюлю даже после того, как ее поставили на огонь (разрешенным способом, о котором говорится в главе 503), поскольку варево улучшается благодаря наличию большого количества мяса в кастрюле, и таким образом, получается, что все мясо в кастрюле варится для нужд праздника.

Тем не менее, это разрешение действительно только если у человека есть возможность съесть все мясо в праздник, если он захочет. В данной же ситуации человек не может съесть все мясо если захочет, поскольку часть его он должен отдать своему слуге, служанке или собаке, чье пропитание возложено на него. Соответственно, вышеупомянутое разрешение в данном случае не может быть применено, по причине, которая объясняется в главе 506.

Поэтому если у человека есть другая пища, которую он может дать своему слуге, служанке или перед своей собакой, можно добавлять для них мясо в кастрюлю, которое он варит для нужд праздника.

[Имеется в виду, что поскольку у человека есть другая пища, которую он может дать своему слуге, служанке или собаке, то дополнительное мясо, которое он добавил и варит в кастрюле, не обязательно предназначается им, поскольку человек может передумать и съесть его сам, дав своему слуге, служанке, и собаке другую пищу, которая у него для них имеется.]

Также человеку разрешено печь для них хлеб (в праздник) в той печи, в которой он печет хлеб для себя. И несмотря на то, что он исполняет для них работу, поскольку для каждой буханки хлеба необходима отдельная затрата усилий, тем не менее, это разрешено по двум причинам: 1) Каждая буханка хлеба, которую человек выпекает, годна чтобы быть предназначенной для него самого, поскольку для слуги, служанки или собаки у него есть другая пища, которую он может им дать. 2) Хлеб, который человек ест сам, улучшается благодаря выпеканию хлеба для них, поскольку вкус хлеба улучшается, когда вместе с ним в печи выпекается большое количество другого хлеба. Таким образом получается, что весь процесс выпекания хлеба происходит для нужды праздника.

5. Когда еврей выпекает в печи, которая принадлежит нееврею, и в качестве платы за использование печи должен дать нееврею некую часть хлеба, то пусть перед выпеканием не выделяет конкретную буханку, которая будет отдана в качестве платы, иначе получится, что эту конкретную буханку еврей печет в праздник для нееврея.

Как необходимо поступить? Выпекать весь хлеб просто, не выделяя какая буханка будет отдана нееврею, а потом дать нееврею тот хлеб, который ему предназначается в качестве платы за пользование его печью.

6. Если солдаты дали еврею принадлежащую им муку, чтобы он испёк для них хлеб (в праздник), если они не против, чтобы одну буханку из испеченного для них хлеба еврей дал ребенку, то разрешено печь для них хлеб в праздник посредством того, что одна буханка будет отдана ребенку, ведь если он не испечет для них весь хлеб, они не позволят ему дать одну буханку ребенку, так как вся мука принадлежит им. Таким образом получается, что всё выпекание происходит для нужды ребенка.

И также если еврей даёт им муку, поскольку так установлено государством, но при этом еврею не позволяется испечь одну буханку для ребенка если он не испечет весь хлеб для них, разрешено печь для них хлеб в праздник посредством того, что одну буханку он отдаст ребенку.

И несмотря на то, что это является ухищрением, ведь еврей даёт хлеб ребенку только для того, чтобы разрешить себе печь хлеб в праздник, тем не менее, несмотря на то, что если человеку не нужен хлеб, запрещено прибегать к ухищрению для его выпечки, как объясняется в главе 507, если речь идёт о стеснённых обстоятельствах, мудрецы всё же разрешили прибегнуть к ухищрению, поскольку сложно отделаться от солдат, для которых по закону государства есть обязанность выпекать хлеб. Поэтому (мудрецы) разрешили прибегнуть к ухищрению даже если еврей уже съел праздничную трапезу.

Однако из этого закона не следует учить закон в отношении других ситуаций.

7. Разрешено передвигать пищу, которая годится в пищу только животному, даже если у человека дома нет животного.

Если же животное у человека есть, то разрешено прилагать усилия и дать перед животным пищу, как объясняется в главе 324 в отношении субботы.

При этом необходимо быть осторожным, чтобы не исполнять для животного никакой работы, даже такой, которая запрещена мудрецами, как, например, делать перенос из частного владения во владение со статусом «кармелит», и тому подобные работы.

По этой причине, отруби с водой разрешено перемешивать только измененным способом, как объясняется в главе 324 в отношении субботы.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter