Когда видят еврея, которого Всевышний (благословен Он!) поставил перед тяжелыми испытаниями (как, например, в упомянутом случае, что человек зарабатывает тем, что ходит по базару [т.е. в недостойном месте] и т.д., и глаза его видят [непристойные вещи]), [следует понять, что] этот факт и есть доказательство тому, что Всевышний (благословен Он!), который требует [от человека] лишь по мере сил каждого, предварительно даровал ему наивысшие силы, дабы он был способен устоять пред лицом таких сложных испытаний!
«Судить в сторону заслуг» — это не только повод не обвинять сотоварища. В этом и заключается его заслуга! В том, что у него есть настолько высокие силы, помогающие ему устоять даже в таких тяжелых условиях!
Таков внутренний смысл указания «суди ближнего своего в сторону заслуг». А то, что еврей проникается заслугами другого — раскрывает скрытые в нем силы, помогающие тому устоять пред лицом испытаний. А это, в конечном счете, [совершенно] отменит недостойное.
Об этом пишет РАМБАМ, что ученику мудрецов пристало «судить о ближнем в сторону его заслуг — т.е. рассказывать о достойной стороне товарища, и вообще не [рассказывать] о порочащих его вещах». Истинный ученик-мудрец «судит о ближнем по его заслуженной стороне», и этим он, в конечном итоге [в реальности] преобразовывает «порочащие вещи» товарища в «заслуги». Когда он всмотрится в тяжелые испытания своего товарища, в (самом) этом он и увидит великие силы его души (а это — входит в «рассказывать о достойном»). И таким образом, [уже] само- собой, исполняется указание «рассказывать о достойных сторонах товарища, и не о порочном».