СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 13 Менахем-Ава 5782 года, четвертый день недели, гл. Ваэтханан | 2022-08-10 06:52

Упрощение Торы порождает ложные представления о еврействе

Ребе говорите том, что метод изучения Торы зависит от характера и нужд конкретной ситуации.

3044 (0)

Вопрос: В своем письме Ребе говорит о необходимости изучать Тору и укреплять иудаизм «в каждом месте — по обстоятельствам». На первый взгляд, не совсем понятно, как можно говорить «в каждом месте — по обстоятельствам» и утверждать при этом, что Тора неизменна, вечна и ее законы сохраняют силу при любых обстоятельствах?

Ответ:

Здесь речь идет вовсе нее при внесении изменений в Тору и иудаизм. Ребе говорите том, что метод изучения Торы зависит от характера и нужд конкретной ситуации. При этом следует учитывать специфические особенности местности, ибо в каких-то местах процесс обучения, как мы увидим, должен идти постепенно, шаг за шагом. Мы не должны, конечно, упрощать Тору до «провинциального» уровня, с целью сделать ее доступной для понимания местных жителей, ибо такой подход несовместим с истиной Торы. Истина не терпит искажении.

Упрощение Торы — порождает ложные представления о еврействе. Если мыслящему человеку сокращенный и облегченный вариант Торы и иудаизма выдать за подлинный и полный, то через какое-то время он справедливо возмутится: «Почему мне не сказали, что в полном тексте Торы 613 заповедей? Боялись меня испугать? Позвольте мне самому решать — принять мне их или нет. И не говорите мне, что есть золотой телец и что я должен, как все остальные, поклоняться ему и что при этом я тем не менее останусь евреем».

Человек действительно иногда проявляет слабость и, будучи не в силах противостоять искушению, грешит. При этом он понимает, что поступает дурно. Однако даже если он совершает дурной поступок, его идеи и вера остаются неприкосновенными. Но когда люди с усмешкой говорят, что Тора и заповеди устарели и что в наши дни можно ограничиться только заповедями, касающимися собственной жизни; когда они хотят пересмотреть заповеди, связывающие человека с Б-гом, и проверить, приемлемы ли они для нееврейского мира; когда они готовы выполнять только удобные им заповеди, — тогда эти люди пытаются грех выдать за заповедь, извращая Тору и истину. Что бы человек ни делал, он должен помнить, что грех — это грех, а заповедь — это заповедь, и путать их из каких бы то ни было соображений — преступно.

Конечно, если вы оказались в общине, где не знают самых основ иудаизма и не соблюдают ни Субботы, ни кашрута, ни заповедей, то вы должны с чего-то начать. Научить людей всей Торе за один раз — невозможно. Но нужно тщательно следить за тем, чтобы ваши ученики поняли, что заповедь, с которой вы начинаете — лишь малая часть Торы, что это — только первый шаг — «алеф», за которым следует «бейт», а за «бейт» последует еще очень многое.

Обычно ребенок за один раз запоминает только одну букву. Это говорит лишь о его уровне восприятия и никакого отношения к общему объему знаний не имеет. Обучающийся должен помнить, что его сознательно знакомят лишь с частицей знания, что Тора гораздо больше, чем его нынешний урок. («Алеф» — это первая буква слова «эмет» — истина, но эта буква является частью этого слова только тогда, когда оно написано полностью. Сам по себе «алеф» не равнозначен «эмет», т.е. не равнозначен истине). Завтра ученик выучит вторую букву, затем третью и так далее, пока не овладеет всем наследием иудаизма.

Так, шаг за шагом, от одной заповеди к другой, еврей знакомится с истинным, неискаженным иудаизмом. Он знает, что усвоил только малую его часть и что со временем он узнает гораздо больше. Но он никогда не будет тешить себя иллюзией, будто освоенные им крупицы знания равнозначны иудаизму и Торе в их полном объеме.

Опубликовано: 25.01.2005Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter