СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 02:50

Наши гаранты

Если бы их родители обучали их Торе надлежащим образом — с истинной верой и преданностью — дети сохранили бы такую же искренность и преданность Торе, поскольку эти качества могут быть переданы только личным примером.

17.09.2003 1603 мин.

Вручая Тору народу Израиля, Всевышний потребовал поручительства тому, что евреи будут изучать и выполнять ее законы.

В Мидраше сказано, что первыми поручителями, которых выдвинул народ, были наши праотцы — наши родители. Но Всевышний отклонил такую гарантию, сказав: «Ваши поручители сами нуждаются в поручителях» — т.е. не лишены недостатков.

Один из таких недостатков можно легко подметить, наблюдая отношение взрослых детей к своим родителям. Да, мы относимся к ним с уважением и почтением и даем им все, что в состоянии дать. Мы стараемся, чтобы рядом с их домом была красивая синагога, и чтобы у них было место для изучения Торы. Но когда отец высказывает свое мнение относительно Торы и просит сына соблюдать субботу, когда отец объясняет сыну жизненную важность Торы и ее заповедей, когда отец утверждает, что священные заповеди так же важны в «новом мире» — Соединенных Штатах, как и в «старом мире» — в Синайской пустыне, — сын не желает слушать.

Такие сыновья могут с уважением отнестись к просьбе отца: дадут ему деньги на благотворительные цели или даже пожертвуют по выбору отца на любую Йешиву, но когда дело доходит до отцовских наставлений в Торе, сын говорит: «Занимайся собственными делами, оставь меня в покое и не указывай мне, как себя вести. Я — современный еврей, я живу в Америке двадцатого столетия и пытаюсь приспособить к ней Иудаизм и Шулхан Арух (свод еврейских законов). Как может современный еврей жить по законам, установленным три тысячелетия назад для примитивного племени, странствовавшего по пустыне?»

Родители, к которым так относятся их собственные дети, не могут быть надежными поручителями — Б-г не примет их. Более того: поручители, воспитавшие детей с подобным складом мышления, в свою очередь воспитаны негармонично.

Если бы их родители обучали их Торе надлежащим образом — с истинной верой и преданностью — дети сохранили бы такую же искренность и преданность Торе, поскольку эти качества могут быть переданы только личным примером. Но родители, обучающие детей Торе в духе рационалистического подхода, не могут ожидать от них преданности Торе.

Если Тора и еврейство всего лишь предмет в общем расписании занятий, приравненный к любому другому предмету, ребенок начинает читать Тору рационально и беспристрастно. «У тебя, — скажет он позднее отцу, — были определенные взгляды на жизнь, и ты поступал в соответствии с ними. У меня свои взгляды — я хочу вести себя иначе. Ведь это ты учил меня, что любая вещь, включая Тору, подлежит рациональному анализу».

Такие родители «сами нуждаются в поручителях». Их преданность учению Торы была не достаточной для внушения ребенку доверия к Иудаизму.

Как известно, мы предложили Всевышнему поручителями наших детей, и эта гарантия была принята, потому что мы сказали: «Посмотри, как мы учим наших детей, и Ты увидишь, что нам можно доверить Тору».

Заботливый отец всегда желает, чтобы его дети были лучше, чем он сам. Если у него есть какие-то недостатки, он винит в этом других, винит в этом Всевышнего, даже винит в этом немного себя, но делает все от него зависящее, чтобы эти недостатки не перешли к его детям. Каждый отец, достойный этого имени, желает, чтобы в детях не повторились его страдания. (Мы не говорим об аморальных родителях, которые разрывают семейные узы и считают, что их внутренний мир — это вся вселенная, а дети — обуза.) Настоящие родители готовы пожертвовать всем для детей: они беспокоятся о них больше, чем о самих себе; они не останавливаются перед расходами и трудностями в стремлении дать ребенку образование, даже если сами неграмотны.

Несомненно, что истинное представление отца о самом себе отражается в его честолюбивых стремлениях по отношению к ребенку. По каким-то причинам человек не достигает поставленных перед собой целей или вожделенного положения в обществе, но он сделает все возможное, чтобы этих целей или такого положения добились его дети. Честолюбивые планы отца в отношении сына позволяют понять честолюбие, заложенное в нем самом. И если отец искренне учит сына Торе, можно не сомневаться — он желает познать ее сам.

Когда еврейский народ предложил своих детей поручителями и обратился к Б-гу с просьбой считать этих детей евреями, изучающими и соблюдающими Тору в любом аспекте жизни, — Всевышний убедился в искренности его стремлений. Он принял таких поручителей и дал им Тору.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter