Карманные деньги. Давать ли их детям? На какие цели? Сколько? Как часто?
Одна душа спускается в мир земной, другая, навстречу ей, поднимается, прожив жизнь.
— Ну, как там, на земле?
— Очень здорово! Можно за пару грошей приобрести столько заповедей и заслуг Тфиллин, цицит, цдака…
— А в чем проблема? Почему все так ругают этот мир?
— Дело в том, что, пока этот грош заработаешь, уже вся душа из тела вон…
Наша тема — воспитание детей при помощи некоторых денежных поощрений. Будь то особый случай (ханукальные деньги или день рожденья ребенка), когда хочется дать ему возможность самому распорядиться своим маленьким богатством, или помощь по дому, получив которую, родители могут закрепить хорошую модель поведения денежным подарком, — но важно знать, с какого возраста и как правильно все это делать.
Каковы ограничения и «подводные камни» при этом? Чего опасаться?
Расскажем несколько примеров из детства глав ХАБАДа.
Цемах-Цедек был добрым дедушкой и раздавал своим внукам по 5 копеек в день (или пару раз в неделю).
Маленькому РАШАБу было 5 лет. Но однажды в воскресенье Цемах-Цедек предупредил, что дает сейчас сразу на всю неделю. И также дал понять, что прийти к нему можно и в следующие дни. Двое из внуков (РАШАБ и РАЗО) зачастили к нему каждый день. В ту неделю происходило нечто особенное…
Один день они чуть не пропустили, поздно вспомнили, но все-таки решили пойти к дедушке. И оказалось… что он умер в тот день. Он хотел дать им побольше именно потому, что предчувствовал свою кончину!
Идея состояла в том, чтобы дети учили наизусть Мишну. Однако более четко она выражена в воспоминаниях Ребе РАЯЦа, который получал от своего отца постоянные призы за изучение Мишны и выучивание наизусть. В возрасте 11 лет он уже имел целых 30 рублей! Но самое главное — Мишну он мог теперь проговаривать в часы бездействия (вынужденного, как в случае тюремного заключения, например) и тем коротать время с пользой. Он действительно попал в КПЗ за то, что ударил обидевшего еврея урядника, полицейский «подвел его под статью» и мальчик отсидел немало часов в одной темной камере с… украденным тем самым урядником теленком!
Мальчик вел «гмах» — кассу еврейской взаимопомощи, и отец еще добавил ему после этого происшествия денег. В этих воспоминаниях о своем детстве Ребе РАЯЦ также пишет свои соображения — куда, на что лучше тратить такие призовые деньги.
Мы находим у РАМБАМа высказывание о том, что маленькие дети не способны понять, почему и для чего они должны сидеть и учиться и учитель должен уметь поощрять их теми призами, которые представляются (орехи, инжир, немного меда) им ценными. Во время РАМБАМа призами могли быть такие здоровые сладости… А когда ребенок подрастает и это уже ему не интересно, то надо повышать мотивацию с помощью предметов одежды, после чего уже подростку будет более подходяще предложить за изучение раздела один или два динара. Более продвинутый уровень награды – почетная грамота, диплом, ощущение своей успешности.
Вернемся к современной семье, которая хочет правильно воспитать своего хасидского ребенка. Да, нужно, чтобы у ребенка появились свои собственные деньги. Это приучит его к ответственности, он сможет сам давать цдаку, покупать книги, предметы своих хобби, а в перспективе — готовиться к поездке к Ребе Королю Мошиаху в «770» (паспорт, виза, билет, расходы на проживание).
Деньги могут либо храниться у него, либо быть записанными как бы на его домашнем «счете в банке». Хорошо, чтобы он сам отделял десятину. Деньги — это средство для реализации Б-жественного замысла в мире, это главное, что ребенок должен усвоить.
Если так относятся к деньгам родители, то такое отношение усвоит и ребенок. Деньги не служат удовлетворению страстей, желаний, излишеств, погоне за модой и престижем.
Добавлю от себя: у нас, у взрослых, возникали проблемы с тем, что из денег ребенка, хранящихся в коробке, периодически появлялся соблазн разменять или одолжить суммы, и часто даже когда ребенка вообще дома не было. Это — между прочим, тоже испытание! Помнить о долге и аккуратно его возвратить! Записывать, если взял. Не возвращать « с лихвой» (это тоже бывало, когда нет мелкой банкноты, легче просто положить крупную, но тогда получается процент…)
В доме могут быть старшие дети, и они могут немножко залезать иногда в коробку с деньгами малышей, это тоже надо разруливать! Дети могут испытывать нажим со стороны старших братьев и отдавать им суммы на то, что нужно большим и даже защищать их от родительского расследования, что и куда вдруг исчезло… Это очень волнующая тема!
Ребенок может очень долго на что-то копить и переживать, что окончательная покупка лишит его того сознания, что у него лежат свободные деньги.
Какие примеры могут иметь воспитательное значение? Как рассказывать детям истории о деньгах? Вот такие истории:
1) В 1986 г. кто-то из богачей решил подарить Ребе новый автомобиль и поставить его перед фактом, что на стоянке его уже ждет новая машина. Но Ребе не согласился принять подарок, попросил передать дарителю, что «ненавидящий подарки будет жить» и попросил вернуть прежнюю машину на обычное место. Пока ожидали возврата машины, окружающие люди запели, но Ребе не поддержал их энтузиазм.
2) В 1952 г. на праздник Шавуот Ребе высказался по поводу богатых спонсоров: «В разных других кругах спонсора всячески подталкивают к тому, чтобы он зарабатывал больше денег и соответственно больше отчислял в качестве маасера. Но у нас — прежде всего требуется от еврея, чтобы он не убегал сразу же после молитвы в свой офис, а сел бы и произнес Псалмы того дня, „Танию“ и т.п. — даже если в эти минуты он пропустит что-то из своего плана работы и получит меньше денег. И даже если от этого уменьшится его „маасер“, нас это не слишком озаботит.
3) 19 Кислева 1958 г. Ребе устроил вечер благотворительности в пользу Кфар-Хабада и попросил, чтобы каждый жертвующий записал на листке ту сумму, которую намерен дать. За собой Ребе оставил право внести поправку и сделать распоряжение об увеличении, насколько ему покажется это правильным.
Раввину Давиду Дайчу Ребе велел увеличить цдаку вдвое! Изначально тот указал сумму в 15 тысяч долларов (цена частного дома в те годы). У него и не было этой суммы целиком. А тут — требовалось дать вдвое против той суммы!
…Наутро рав Дайч уже спешил в банк. Что он сделал? Заложил свой собственный дом и получил под него заем. Прибавил эти деньги к своим, вышло 30 000 долларов, немедленно эти деньги в виде чека вручил Ребе.
Вскоре после того ему повезло с одной сделкой, и он заработал на ней 90 тысяч долларов. Рав Дайч спешно вернул банковскую ссуду (плюс взыскание), остальное вручил Ребе во время личной аудиенции в качестве чека. «Реб Довид, это мне?» — спросил Ребе. Тот кивнул. Ребе принял чек. И тут же отдал его Дайчу, сказав: «Бери эти деньги, внеси их на свой счет, и будет тебе удача!» С тех пор, как само собой понятно, состояние р. Дайча все время росло и увеличивалось, пока он не стал серьезным бизнесменом и филантропом.
…Есть множество историй о денежном риске и о том, как с помощью денег можно послужить Всевышнему, оказывая помощь окружающим. Детям эти истории понравятся не меньше, чем взрослым… А с приходом Мошиаха каждый из нас будет сказочно богат и самодостаточен, и даже тогда мы будем творить добро, одалживая друг другу денежные суммы без всякого риска!