Как все эти вещи — идеи — есть в практической области — также есть и в новшестве учения хасидизма в отношении изучения Торы.
Что учение ХАБАД требует от каждого заниматься внутренней частью Торы таким образом, чтобы исследовать ее аспекты своими мудростью, пониманием и практическим применением.
Хотя есть такие намеки в Торе, которые еще не возможно раскрыть или они раскрылись так, что их не понимают, а только верят в них.
И есть намек в книге «Зоар» III 93б и далее и объясняется в «Ликутей Тора» (глава «Цав» 11д), что такое различие есть между субботой, которая называется «святой», говоря словами книги «Зоар»: «Святость самостоятельная вещь» («Зоар» III 94б).
И поэтому суббота названа наслаждением, а не упомянутой радостью, выше понимания и постижения, как сказали наши учителя, что с трудом разрешили произносить слова Торы в субботу (приводится в конце книги «Страх» рабейну Йоны и в дополнениях к книге «Тора ор» в конце гл. «Тиса»).
А в праздник, который называется «приглашающим (и раскрывающим) святость», разрешена работа, связанная с едой.
И как говорится в хасидизме, это как разница между мудростью — в чем выражается идея субботы — суть которой в разуме, первичном интеллекте, который воспринимается по простому, без всяких споров и постижений, и понимании, суть которой в празднике, называющемся святостью, пониманием и постижением.
И также на основании этого понятно, что система автора книги «Тания» изучать внутреннюю часть Торы до тех пор, пока не постигнет и не поймет ее — это общая идея праздников.
№3203
С Б-жьей помощью
19 Тевета, 5715 года, Бруклин.
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 15 Тевета. Удивительно, что Вы ничего не упоминаете о своем участии в хасидском застолье в светлый день 19 Кислева, день нашего освобождения и искупления наших душ, в котором Вы, несомненно, приняли участие, а также о положительных решениях в отношении практических вещей начиная с нового года хасидизма на весь год.