…Всевышнего — а этот мир, согласно выражению из каббалы, которое приводит Алтер Ребе (в конце 6-й главы «Тании»), является миром нечистых оболочек («клипот») и «обратной стороны» («ситра ахара»), и потому все дела этого мира тяжки и дурны и злодеи в нем торжествуют), и все это — для поднятия с помощью Торы и заповедей. Таким образом, понятно, что от каждой минуты, когда Божественная искра находится в мире «клипот» и «обратной стороны» и не использует эту минуту для чудесного поднятия, страдание очень велико. Это объясняется немного более подробно в моем давнем письме1, копия которого прилагается здесь.
И я очень надеюсь, что когда Вы пишете, что «зашли в сад хасидизма из-за любви к Израилю и тяге к шатру Давида», иными словами, к еврейской душе, то несомненно имеете в виду и себя самого и Вашу собственную душу тоже. Ведь, как говорится в 32-й главе «Тании», все еврейские души «коренятся в едином Б-ге и только тела разделены» и также те вещи, которые идут от тела.
И в эти дни, от «времени свободы нашей» до «времени дарования нашей Торы» — совершенной свободы, нам было приказано и дана способность ежедневно подниматься от первой свободы — свободы от египетского рабства, до второй — истинной свободы, обретенной народом Израиля с получением Торы. И как говорят наши мудрецы, что выражение «харут аль а-лухот (выгравировано на Скрижалях)» можно прочитать, как «хейрут аль (ядей) а-лухот (свобода посредством Скрижалей)». И как в те дни, так и в наше время: человек по-настоящему свободен, когда живет с глубоким доверием ко Всевышнему, Который творит только абсолютное добро и справедливость, хотя Его пути не всегда нам понятны, так как наши мысли — не Его мысли, и Его пути — не наши пути.
С уважением и благословением.
№4326
С Б-жьей помощью
13 Ияра, 5716 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель... Цви Шустерман2 из Чикаго
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашего письма от четверга, где Вы пишете о распорядке дня в «Талмуд Тора»…
Примечания:
1) См. выше, том 6 письмо 1726*.
2) Другие письма к нему — выше, том 12 письмо 3892 и в примечаниях к нему.