№4946
С Б-жьей помощью
16 Кислева, 5717 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Йосеф-Элияу Хенкин
Мир и благословение!
Я отвечаю на Ваше письмо, касающееся чтения поминальной молитвы («Кадиш»), которое последовало за письмом, которое я послал Вам по этому вопросу1.
1) Утверждение о том, что «Кадиш» действует в течение полутора часов2, встречается в книге «Зоар» I 62б и III 166а. Но рабби Хаим Витал дает по этому поводу другое объяснение (см. также в книге «Шиурей Браха» на раздел «Йоре Деа», гл. 376). По этому вопросу можно посмотреть комментарии на «Зоар».
2) Известно указание моего тестя и учителя3 [предположительно основанное на завещании его отца, Ребе РАШАБа, которое он сам исполнял на практике «за исключением субботы и праздников»], согласно которому находящийся в трауре человек (скорбящий), не про нас будет сказано, должен стремиться произнести шестнадцать «кадишей» за двадцать четыре часа.
Причину он не назвал, но это, вероятно, в соответствии с приведенным выше объяснением. Действительно, шестнадцать «Кадишей», каждый из которых действует в течение полутора часов, составляют двадцать четыре часа.
3) Это указание применимо ко всем скорбящим, а не только к людям, которые собираются для совместной молитвы4.
4) Нельзя возразить против только что сказанного, принимая во внимание другое количество «Кадишей», указанное в некоторых источниках, как Вы цитируете в своем письме.
Кажется, я также упомянул в своем письме «Эц Хаим», «Решит Хохма», введение рабби Хаима Витала к «Вратам вступлений», которое напечатано в предисловии к «Эц Хаим». В этих текстах говорится, что слово «праведник» («цадик»)5 намекает на девяносто ответов «Амен», четыре «Кдуша», десять «Кадишей» и сто благословений. Кроме того, согласно «Тикуней Зоар» гл. 18 на стр. 33а, на это намекает также слово «благотворительность» («цдака»).
Чтение Кадиша имеет разные преимущества. Велика польза и не только для скорбящих, но и для умерших, чтобы охладить Ад. Потому что, согласно развитию ситуации, должно быть прочитано соответствующее количество Кадишей6. Все это совершенно очевидно.
Примечания:
1) Вообще по поводу обычаев чтения Кадиша см. письмо 3260.
2) Вот почему скорбящий читает Кадиш шестнадцать раз каждые двадцать четыре часа.
3) См. по этому поводу письмо 412 и примечания к нему.
4) Это личная обязанность скорбящего, а не коллективная обязанность всего общества.
5) Слово, которое пишется «цадик», «далет», «йод», «куф», числовое значение этих букв соответственно девяносто, четыре, десять и сто.
6) Вот почему в субботу читается меньшее количество Кадишей.