Кажется, действительно, именно по этой причине Вы покинули йешиву, что Вы только что сделали это снова и что Вы не хотите преподавать. Ведь для этого необходимо отказаться от своей беспорядочной жизни, но Вы не хотите сделать это.
Конечно, я намерен не только поучать Вас, но прежде всего указать раз и навсегда, что человек не может решить, что он является исключением из правила: «Если кто-то скажет, что ты не приложил усилий и тем не менее познал успех, не верь ему». Вы должны снова спросить себя, почему Вы не хотите преподавать и что произойдет, когда Вы займетесь сельским хозяйством. Вполне вероятно, что Вы тоже откажетесь от этой работы и даже есть все основания полагать, что так и будет на самом деле. Поэтому спросите фермеров о том, что они делают. Затем, после размышления, Вы будете работать с усердием, соглашаясь с усилием, соответствующим вышеупомянутому учению наших мудрецов, в той области, которую Вы выберете, не злоупотребляя собой, считая, что, в отличие от нынешней ситуации, Вы заработаете на жизнь чудесным образом, через несколько дней. Надо надеяться на исполнение обещания мудрецов о том, что: «Тот, кто прилагает усилия, видит их увенчанными успехом». Пусть Б-г вдохновит Вас принять правильное решение, как в материальном, так и в духовном плане.
Все, что только что было сказано, в равной степени относится и к заключению Вашего письма. Вы говорите, что Ваше духовное положение ужасно, что Вы бросили учебу, что хотите совершить раскаяние... Нужно действительно задаться вопросом, можно ли такую ситуацию назвать ужасной? В самом деле, злое начало ответственно лишь за очень малую часть Вашего состояния. Здесь есть только лень, только желание не прилагать никаких усилий, ни в какой области. [Конечно, это также происходит от злого начала, так как рвение является основной ценностью в области святости. Однако это не то, что обычно подразумевается под выражением «злое начало»]. Поэтому победить его будет легко, потому что лень и праздность противоречат самой очевидной логике, а не только логике человека, которого называют умным, или его божественной душе.
Вы упомянули о своей помолвке с девушкой, у которой такое же имя, как у Вашей матери. Нужно думать об этой помолвке только в том случае, если одной из них добавят имя1. Кроме того, они не должны жить в одном месте2.
Вы ничего не говорите мне о своем участии в деятельности «Молодёжной организации ХАБАДа» в течение этого месяца Нисан. Возможно недостаток только в письме, но не в конкретном действии.
С благословением,
от имени Ребе ШЛИТА,
секретарь
Примечания:
1) См. по этому поводу письма 2485, 3674, 5226 и 5520.
2) В таком случае молодая пара не может жить в одном городе с родителями жены.