Игрот Кодеш. Том 2, стр. 72

…пробуждения мертвых. И следовательно снова нужно сказать, что и по мнению рабби Элазара — похороненные вне Земли Израиля живы. Это понятно также из слов автора книги «Две Скрижали Завета» («Врата букв», в конце буквы «куф») — по мнению рабби Элазара умершие вне Земли Израиля живут только вследствие перехода в Землю Израиля. И это как сказано выше. И только для праведников есть подземные переходы и они не страдают от перемещения в Землю Израиля, и этого нет для тех, кто не совсем были праведниками. Во всяком случае, все прибывают в Землю Израиля — и тогда они называются умершими в Земле Израиля — и там они живы13.

И в отношении этого, также по мнению р. Элазара, мы учим по простому смыслу сказанного в Мишне (трактат «Санедрин» 90а), что у каждого еврея есть удел в будущем мире. И объясняется удивление Тосафот со слов «У всех» (трактат «Сота» 5а).

И хотя рабби Аба бар Мамал в трактате «Ктубот» (там) возражает на мнение рабби Элазара, считая, что и вне Земли Израиля будет пробуждение мертвых, однако так как несколько мудрецов Талмуда согласны с рабби Элазаром или обсуждают по его мнению14, то из этого следует, что закон следует его мнению, как это известно из правил выведения заключений в Талмуде15.

13) Причина этого объясняется в книге «Зоар» (I 114а), где написано так: «Рабби Йеуда бар Илаи спросил рабби Хию. Сказал ему: почему мертвые, которых Всевышний оживит в будущем, не пробудятся в том месте, где они были похоронены и Он приведет их жить в Землю Израиля? Ответил ему: Всевышний поклялся дочерям Иерусалима, что не исполнит никогда и т.д., поэтому принимают их души только в том месте, которое существует навеки, чтобы их души существовали навеки в телах. — И вся Земля Израиля включая Иерусалим такова, как сказано об этом ранее.
14) В книге «Известный в Иудее» (первое издание, часть 10, п. 205-206) пишет — без приведения какого-то доказательства — что закон следует мнению р. Абы. И это непонятно вдвойне, так как р. Аба был один там. И считают как р. Элазар: Карна, р. Ханина, брат Раба. И также Раба, как следует из изучаемого там, считает по мнению р. Элазара. А р. Илаа и Абайе спорят об этом.
И также из Иерусалимского Талмуда (трактаты «Килаим» и «Ктубот»), «Берейшит раба» (гл. 96 и там приводится) и в еще нескольких мест в книге «Зоар» следует, что души похороненных за пределами Израиля людей возвращаются в тела именно после прибытия на Землю Израиля, по мнению р. Элазара, а не р. Абы — (на самом деле РАМАЗ к «Зоар» I 134б писал так: «В начале пробудятся на своем месте с теми душами, которые были у них в этом мире, а после этого пройдут по переходам, что вызовет у них страдание и т.д., а после этого поднимутся в Землю Израиля и там получат свои души, то есть речь идет о новых душах». И нужно хорошо разобраться с этим, так как автор этого высказывания в книге «Зоар», чьи слова объясняет РАМАЗ, это р. Ицхак. И в книге «Зоар» там (128б) сказано: «То самое тело встает на Земле Израиля и там в него входит душа. Сказал р. Йоханан: „Кто приводит тело в Землю Израиля и т.д.“. Сказал р. Ицхак: „Гавриэль приводит“». И там (131а): «И души тех, кто за пределами Израиля, вернутся в Израиль и встанут тела без душ и т.д. пока они не попадут в Землю Израиля и получат там души». И отсюда следует, что это завершение слов р. Ицхака там) — в конце: «Таким людям, как я, следует хорошо понять слова автора „Известный в Иудее“».
Также приводит там возражение: почему авторы Тосафот не поднялись в Землю Израиля, ведь от этого зависит идея пробуждения мертвых? И объяснил от имени своего сына, что по мнению авторов Тосафот (там, 110б) сейчас нет заповеди жить в Земле Израиля, так как невозможно остерегаться в отношении ее заповедей. — И также это я не удостоился понять, ведь сказанное о том, что именно мертвые в Земле Израиля называются живыми, совершенно не связано с заповедью жить на Земле Израиля сейчас, а только удостоить Землю Израиля во время пробуждения мертвых. И доказательство очевидно — из того, что Яаков и Йосеф старались быть похороненными в Земле Израиля.
И можно было объяснить мнение автора книги «Известный в Иудее», что по причине того, что невозможно остерегаться в отношении ее заповедей, авторы Тосафот не желали подниматься в Землю Израиля. И объясняет, что мы находим в отношении Тосафот, что они считали эту причину о заповеди жить на Земле Израиля — но этого не следует из его слов.
15) Есть мнение, что правила толкования Талмуда были сказаны только в случае актуальных для того времени вещей (р. Йосеф Колон…

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Лугов | Просмотров: 959 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter