Теперь «деяние отцов есть указание для сыновей»1 и дает им силу делать то же самое. Это совершенно очевидно.
С благословением сообщить мне хорошие новости о своих общественных и личных делах.
№8416
С Б-жьей помощью
17-го числа2 месяца сияния3, 5722 года
Бруклин, Нью-Йорк
Участники собрания национальных директоров йешив, 22-23 Ияра, Франдейл, Нью-Йорк, да пребудет с Вами Б-г
Мир и благословение!
Вы рассказали мне о собрании, так да будет угодно, чтобы оно привело его к значительному успеху и конкретным последствиям, чтобы оно освятило Имя Б-га, и пусть каждый из его участников, в частности, сделает то же самое, пусть все получат большее благословение и успех в своей священной миссии.
Поэтому я пользуюсь этим благоприятным моментом, чтобы обратить внимание собрания и его участников на существенный момент, который затрагивает саму основу воспитания, основанного на священных ценностях, момент, который необходимо исправить быстро и полностью. Я удивлен, что это еще не сделано. Это следующее.
По разным причинам в большинстве йешив этой страны ученики посвящают себя как священным, так и светским предметам, которые также преподаются на территории йешивы, по крайней мере, до определенного возраста. Не комментируя саму ситуацию, должен отметить, что это так и нельзя игнорировать реальность.
Однако мы должны учитывать тот факт, что эти ученики имеют возраст, когда на них оказывает влияние каждая деталь не только прямо, но и косвенно. Причем косвенное влияние иногда оказывается самым сильным. Если мы признаем, что это действительно так, мы придем к заключению, что ученики (и ученицы) не могут не знать, каким образом им преподносят эти две дисциплины. Поэтому они должны быть в состоянии увидеть самым ясным образом, что, даже если и то, и другое изучается в стенах йешивы, изучение нашей святой Торы, учения жизни, действительно необходимо, тогда как светские занятия являются лишь второстепенными, никоим образом не сравнимыми с существенным.
Однако возникает трудность. К нашему большому сожалению, многие йешивы, а может быть, и большинство из них...
Примечания:
1) См. «Книгу бесед» 5752, том 1, стр. 79, стр. 82.
2) Ребе Король Мошиах пишет слово «тов» — «хорошо», числовое значение которого равно семнадцати.
3) Ияр, согласно выражению трактата «Рош а-Шана» 11б.