№8288
1[Окончание праздника Ханука]
…К примечанию в конце «Святых посланий» Алтер Ребе со слов «Упрекай» — ведь как есть намек на внешний аспект вспоминания в его внутреннем аспекте в словам «намерение в субботней молитве», также в буквальном смысле уместно намекнуть внешний аспект сохранения в его внутреннем аспекте посредством незначительного изменения его святых слов. И это: «Отдых от разговоров в материальных действиях» и не только это, но и, как мне кажется, без этого изменения такой же смысл, так как в чем заключается другой смысл слов «материальные разговоры»? И также продолжение «как в субботу и т.д.» доказывает это.
№8289
С Б-жьей помощью
последний день праздника Ханука 5722 года
Бруклин, Нью-Йорк
Господин Ицхак Корн3
Мир и благословение!
Удивительно, что уже долгое время я ничего не слышал от Вас, хотя, разумеется, я спрашиваю о Вас…
Примечания:
1) Это письмо к р. Эфраим-Элиезеру Яллесу написано на полях его письма от четвертого дня праздника Ханука. Другие письма к нему — выше, том 21 письмо 7963 и в примечаниях к нему. Далее, письма 8321, 8454, 8618, 8637.
2) В его письме: И кстати, я повторю эту главу (в конце «Заключительного трактата»), упомянутую в святом чертоге нашего святого и непрочного учителя [Ребе РАЯЦ…]… Разве Алтер Ребе не пришел обновить или также объяснить субботние законы и их источники, а подчеркнуть большой грех пустой беседы в субботу. И поэтому объяснил то, что известно знающим тайное, что во всех заповедях есть внутренний и внешний аспект и также в субботе. И тогда, на первый взгляд, было бы достаточно упомянуть внешний аспект субботы (аспект сохранения), как суббота и т.д. и внутренний аспект сохранения, как суббота и т.д. Но, несмотря на это, кажется из его святых и ярких слов, что он хотел также упомянуть аспект вспоминания. И тогда почему он не начал с внешних аспектов, как сказано «и освятил его и благословил и т.д.», а после этого — внутренний аспект, как сказано «Суббота — Всевышнему и т.д.». И поэтому я сказал в форме предположения, что Алтер Ребе включил своей мудростью внешний аспект вспоминания в его внутреннем аспекте, сказав: «намерение в субботней молитве». Но в сохранении уклонение от материальных действий не включено в уклонение от материальных разговоров.
3) Другие письма к нему — выше, том 21 письмо 8131 и в примечаниях к нему.