№8803
С Б-жьей помощью
27 Нисана, 5724 года
Бруклин
Мир и благословение!
Подтверждаю получение письма от 25 Нисана, в котором Вы описываете мне, что происходит, и рассматриваете различные возможности для вашего следующего семестра обучения.
Однако в Вашем письме полностью отсутствует самое необходимое. Я имею в виду Ваше рвение и энтузиазм в отношении изучения Торы, ее открытрй части и хасидизма. Косвенно я тоже ничего не слышал по этому поводу, особенно после моего письма в середины зимы1, которое наверняка дошло до Вас2, так как я тоже на него ссылался.
Помимо того, что только что было сказано и что существенно, каждый ученик святой йешивы «Торат-Эмет»3 должен стремиться сделать все от него зависящее, чтобы умножить число учеников в этом заведении. Однако мы также ничего не слышим о том, что делается в этой области. Без сомнения, по возвращении письма Вы сообщите мне подробно о прогрессе каждого из Вас в изучении открытой части Торы и хасидизма. Конечно, это изучение будет соответствовать указанию наших мудрецов4 вести к действию, то есть к прогрессу в исполнении заповедей наилучшим образом. Точно также Вы расскажете мне, сколько учеников присоединилось к йешиве благодаря усилиям каждого из Вас.
И вот что сказано5: «Если приложишь усилия, они увенчаются успехом», а если «кто-то утверждает, что приложил усилия, которые не увенчались успехом, не верьте этому». Это означает, что если результата нет, то мы наверняка не приложили необходимых усилий.
С благословением сообщить мне хорошие новости обо всем этом, а также о каждом из своих друзей.
От имени Ребе ШЛИТА
секретарь
P.S. Конечно, у «умника»6 не будет недостатка в предлогах и оправданиях (если в деле есть недостаток, не дай Б-г). Он возложит на кого-то ответственность, а Вам объяснит, что Вы были правы. Однако наши мудрецы сообщили нам, что тот, кто слышит подобные доводы и принимает их, сам подчиняется воле «умника».
Примечания:
1) Это письмо 8746.
2) Ребе отмечает внизу страницы посмотреть в «Ликутей Тора» в главе «Шмини» на странице 18а. На идише один и тот же глагол означает и «достичь», и «прикоснуться».
3) В Иерусалиме.
4) В трактате «Кидушин» 40б.
5) В трактате «Мегила» 6б.
6) Злое начало.