СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 23:28

Том 23, стр. 279

...двойной радостью1, радостью Дающего, Б-га, Который является источником всех благ и радостью принимающего, Его народа2, детей Израиля.

С благословением сообщить мне хорошие новости.

№8995

[Начало Мар-Хешвана 5725 года]

Вы3 спрашиваете меня об учении наших мудрецов, согласно которому не забывают усопшего в сердце4 в течение тридцати дней (в соответствии со сказанным в трактате «Моэд Катан» 8а) и двенадцати месяцев (в соответствии со сказанным в трактате «Брахот» 58б).

Контекст доказывает, что трактат «Моэд Катан» говорит здесь о забвении боли, а трактат «Брахот» — о забвении человека.

[Это позволит нам понять 1) почему такая забывчивость является указом (как пишет РАШИ в своем комментарии к «Вайешев» 37:35), а также 2) изменение формулировки, принятое нашими мудрецами, когда они добавляют в трактате «Брахот» слово «только», ставящий под сомнение то, что было сказано ранее. Действительно, естественно, что это так].

Тем не менее, меня всегда удивляло, что в этом вопросе мы не выделяем отца и мать в особый случай, поскольку обязанность траура по ним составляет двенадцать месяцев, как и боль, которую человек испытывает. И это следует отличать от страдания, упомянутого в комментарии РАШИ к трактату «Сукка» 25а, поскольку последнее не навязывается. И завершим позитивом.

Примечания:
1) Ребе отмечает внизу страницы: См. «Ликутей Тора», гл. «Дварим» 88г.
2) Ребе отмечает внизу страницы: См. «Ликутей Тора», гл. «Дварим» 87в.
3) Это письмо адресовано раву Гилелю Медалье, впоследствии раввину Антверпена (Бельгия) и написано на полях его собственного письме, датированном 26 Тишрея 5725 года. См. по этому поводу письмо 7612.
4) Рав Медалье писал: Я внесу следующую точность, чтобы показать свою большую любовь: трактат «Моэд Катан» 8а учит, что похоронная речь не должна произноситься за тридцать дней до праздника, и это разъясняется в этом отношении: «Почему тридцать дней?» — Рав Каана сказал от имени рава Йеуды, говоря от себя от имени Рава: «Случилось так, что человек отложил немного денег, чтобы отправиться в паломничество. Некто, произносивший надгробную речь, стоял перед его дверью, его жена взяла эти деньги, отдала ему, а муж не смог совершить это паломничество». Шмуэль говорит: это потому, что ты не забываешь умершего в своем сердце тридцать дней. И есть разница между этими двумя объяснениями в том случае, когда надгробная речь произносится безвозмездно. Можно задаться вопросом, почему Рав не боится, что эта надгробная речь произносится во время пира, в том числе и когда он свободен. Кроме того, есть еще вопрос, поднятый «Тосафот». Мой отец, благословенной памяти, поясняет по этому поводу, что Рав придерживается здесь концепции, которую он уже принял в другом месте, в трактате «Брахот» 58б: «Умершего не забывают в сердце своем до истечения двенадцати месяцев». Так что неважно, идёт ли речь об этом праздновании или о следующем. На основании всего этого можно разрешить эту надгробную речь, когда она бесплатна, и в данном случае она запрещена только потому, что о ней сообщается в трактате «Моэд Катан».

« предыдущая стр.следующая стр. »

Темы: Траур
© Шолем Л. | Просмотров: 588 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter