И на это ответ заключается в следующем: все это является подобно смертельному снадобью для здоровых людей, однако для некого больного, который находится в опасности, это является единственным лекарственными средством, которое может избавить его от смерти и вернуть к жизни.
Пример этому в отношении между человеком и Всевышним в следующем, на тонком уровне: есть такие, которые жалуются, что хасиды перед молитвой вдумчиво занимаются хасидизмом, вследствие чего чтение «Слушай, Израиль» и молитвы происходит позже времени.
На это ответ такой: для здоровых людей это вредно, но для тех, кто болен душей, невозможно по другому, поскольку если в молитве будут задействованы уста, но не сердце, и она не будет иметь смысла, то такая молитва неприемлема (см. РАМБАМ, «Законы молитвы» 4:15, и «Шулхан Арух» Алтер Ребе, раздел «Орах Хаим» гл. 98, «Заключительный трактат» в книге «Тания», на начальные слова «понять то, что написано во Вратах единства)».
Однако, как указано в примере, во всем этом необходима особая осторожность, дабы не было переизбытка в количестве. Разумеется, это должно быть по указаниям врача-специалиста.
Моё письмо затянулось, и я завершаю пожеланиями всех благ.
Если в вышесказанном содержится идея, с которой Вы не согласны, я буду благодарен если Вы выскажете в отношении неё ваше мнение и аргументы.
№506
С Б-жьей помощью
23 Тамуза, 5709 года.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Н. Лабковский
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо (моё письмо задержалось, за что я прошу прощение).
1) Что касается р. Я. Липскера — я встретил его в день получения Вашего письма, и он мне сказал, что несколькими днями ранее он написал в Вашу общину о всем хорошем, что происходит с ним и его домочадцами. Его адрес прилагается в конце письма.
2) Какова мера утреннего омовения рук в пост 9 Ава и в Йом-Кипур?