№413
1С Б-жьей помощью
3 Хешвана 5709 года
Уважаемый раввин И.-М.-М. Лис
Мир и благословение!
В ответ на Ваши вопросы.
1. Это не наш обычай читать в Йом-Кипур «Б-г наш и Б-г отцов наших» и «Властелин мира» расположенные до и после главы о принесении Ицхака в жертву и т.п.
2. Не говорят «Таханун» и «За грехи» в «Шма» перед сном в Йом-Кипур, также если он не выпал в Субботу. И мой тесть и учитель, Ребе ШЛИТА сказал, что «„За грехи“ в Йом-Кипур говорят столько, сколько нужно».
3. Почему среди хороших душевных качеств имеющихся в природе каждого еврея включены в «Книге средних» милосердие, оказание помощи и не упомянул третье качество — стыдливость2.
И (нужно) разобраться с этим вопросом: в «Тании» в конце гл. 1 идет речь о природе евреев со стороны животной души, а в «Святых посланиях» п. 12 идет речь об этом со стороны божественной души. И в этих двух местах упоминается милосердие и оказание помощи, но не упоминается стыдливость. И причина того, что три качества — оказание помощи, стыдливость и милосердие — оказание помощи и милосердие относятся к категории добра и объединяющей линии в сторону добра, а стыдливость— со стороны строгости и сокращений. «Ор а-Тора» Цемах-Цедека со слов «Ибо знали…». Поэтому в «Святых посланиях» объясняется, что в божественной душе еврея преобладает добро и посредством этого становятся по своей природе милосердные и оказывающие помощь. Но нет тут связи с наглостью и стыдливостью, ведь оба эти качества относятся к категории строгости.
И вот, евреи также и со стороны своей животной души оказывают помощь, стыдливые и милосердные (трактат «Йевамот» 79а), но их качество стыдливости отличается от оказания помощи и милосердия, ведь то, что они оказывают помощь и милосердны — это по сути их природы, а не то, что они стеснительны. Ведь наоборот, по их природе евреи дерзкие среди всех народов (трактат «Бейца» 25б), только во время Дарования Торы их сила была ослаблена Торой и они стали стыдливыми. И ведь это передается от праотцов детям…
Примечания:
1) Копия из секретариата.
2) См. также выше, том 2 письмо №326.