Это правда, что я подчеркивал некоторым людям важность намерения в молитве1, включая даже тех, кто не является хасидами. Эта же идея содержится в комментариях рава Хаима из Бриска к законам молитвы РАМБАМа, согласно которым «если кто-то забывает, что он стоит перед Б-гом, то считается, что он как будто пропустил эти слова».
Тем не менее, мне интересно, постановил ли это сам рав из Бриска, ведь его книга представляет собой собрание комментариев, а не положений о законах. «Шулхан Арух» и последние законоучителя не упоминают этот закон и он также не фигурирует в «Шулхан Арухе» Алтер Ребе. Следовательно, он не может рассматриваться в качестве практического указания. См. по этому поводу в начале 38 главы книги «Тания».
Вы также задаетесь вопросом о тексте благословения «Давший нам дожить», в котором есть слово «ли-зман» [а не «ла-зман»], согласно Агаде, опубликованной издательством «КЕОТ». Это действительно указание, которое мы получили от нашего главы ХАБАДа [Ребе РАЯЦа], и мне кажется, что оно исходило от Алтер Ребе, автора книг «Тания» и «Шулхан Арух».
С благословением кошерного и веселого Песаха.
№2589
С Б-жьей помощью
13 Нисана 5714 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Йеуда-Арье Вольгемут2
Мир и благословение!
Я получил Ваше письмо и прилагаемые к нему печатные буклеты. У меня не было времени прочитать их все, но я пролистал их, и они очень хорошие.
Однако позволю себе одно замечание. В наше время все торопятся и считают, что времени мало... Если бы эти идеи были выражены более лаконично, у Вас, вероятно, было бы больше читателей и даже людей, которые могли бы заинтересоваться этим.
Я слышал, что Вы издали много литературы на разных языках. В моей библиотеке есть всевозможные книги, поэтому [...] было бы хорошо, если бы Ваша тоже была включена. Заранее благодарю.