О еврейском народе во время египетского рабства сказано (Ошея 2:25): «И засею Я ее на земле для Себя». И сказали мудрецы, что при посеве одной меры получают урожай в несколько мер. Нужно понять идею посева и то обширное дополнение, которое появляется благодаря изгнанию. Вот, написано (Ирмияу 2:3): «Израиль — святыня Г-сподня, первые плоды Его». Именно плоды, так как еврейский народ называется «плоды Всевышнего». На что это похоже? На человека, который сеет зерна для того, чтобы получить большой урожай. Так было желание Всевышнего, чтобы произошло раскрытие и увеличение Божественного в мире и чтобы слава Всевышнего наполнила мир, как сказано (Йешаяу 40:5): «И явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г-спода». Всевышний насаждает евреев, которые являются плодами Всевышнего, и с их помощью происходит раскрытие славы Всевышнего в мире. И об этом сказано (Псалмы 106:48): «Благословен Б-г, Всесильный [Б-г] Израиля, от мира [этого] и до мира [грядущего]».
Объяснение такое. Чтобы привлечь благословение и дополнительные блага раскрытием Всевышнего из сокрытого мира в раскрытом мире, нужно задействовать еврейский народ. И поэтому Всевышний называется «Всесильный [Б-г] Израиля», так как с помощью этого происходит раскрытие внизу как вверху. И как о том, что вверху сказано (Нехемия 9:6): «И воинство небесное преклоняется пред Тобою», так как они аннулируются перед светом Всевышнего... И так сказано о будущем (Йешаяу 52:8): «Ибо воочию увидят...» и также сказано (там же 2:19): «И войдут (люди) в расселины скал и в норы земли из страха пред Всевышним». И также сказано (45:23): «Мне покорится всякое колено». Что же позволят евреям подняться на такой высокий уровень? Это работа по посеву на земле во время изгнания, когда из одного зерна появляется много колосьев или из одной косточки вырастает дерево с множеством ветвей. Как сказано (Ирмияу 2:21): «Я насадил тебя (как) благородную лозу», из которой появляется виноградник, а ведь наши мудрецы сравнивают еврейский народ с виноградником.
Рост происходит благодаря тому, что зерно гниет, то есть аннулируется по отношению к силе роста в земле, которая и обуславливает большой рост. То же самое относится к еврейскому народу...
Благодаря своим занятиям в разрешенных вещах под властью нейтральной оболочки, человек отдаляется от лжи, воровства, грабежа и т.п., от запрещенных вещей, которые связаны внешними силами и не могут подняться, как сказано в другом месте, а также с помощью соблюдения заповедей тфиллин, цицит... их жизненная сила привлекается к своему источнику, откуда она упала вниз после «разбития сосудов». При этом происходит превращение тьмы в свет, как сказано («Шмот» 7:5): «И узнают египтяне, что Я — Б-г». Это и есть дополнительный свет, который поступает в землю, с помощью которого осуществляется рост выше и выше с привлечением дополнительного света, возникающего из тьмы...