СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 02:55

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о запрещенной пище. Гл. 9

1. В соответствии с законом Торы запрещено варить мясо и молоко вместе и есть их вместе. Запрещено извлекать пользу из [такой смеси]. Она должна быть погребена. Ее пепел запрещен, как и пепел всех веществ, которые должны быть захоронены. Каждый, кто приготовит вместе порцию этих двух веществ размером с оливку, будет наказан плетьми, как сказано [Шмот 23:19]: «Не вари детеныша в молоке матери его». Точно так же человек, который съест порцию размером с оливку смеси мяса и молока, приготовленных вместе, заслуживает наказания плетьми, даже если он их не готовил лично. בָשָׂר בְּחָלָב אָסוּר לְבַשְּׁלוֹ וְאָסוּר לְאָכְלוֹ מִן הַתּוֹרָה. וְאָסוּר בַּהֲנָאָה. וְקוֹבְרִין אוֹתוֹ. וְאֶפְרוֹ אָסוּר כְּאֵפֶר כָּל הַנִּקְבָּרִין. וּמִי שֶׁיְּבַשֵּׁל מִשְּׁנֵיהֶם כְּזַיִת כְּאֶחָד לוֹקֶה שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג יט) (שמות לד כו) (דברים יד כא) «לֹא תְבַשֵּׁל גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ». וְכֵן הָאוֹכֵל כְּזַיִת מִשְּׁנֵיהֶם מֵהַבָּשָׂר וְהֶחָלָב שֶׁנִּתְבַּשְּׁלוּ כְּאֶחָד לוֹקֶה וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא בִּשֵּׁל:
2. Тора умолчала о запрете на вкушение [мяса и молока] только потому, что запретила их готовить. Это как бы говорит: Если даже готовить запрещено, то тем более — есть. [Приведем параллель:] Тора не упомянула запрет на отношения с дочерью, потому что запретила отношения с дочерью дочери. לֹא שָׁתַק הַכָּתוּב מִלֶּאֱסֹר הָאֲכִילָה אֶלָּא מִפְּנֵי שֶׁאָסַר הַבִּשּׁוּל כְּלוֹמַר וַאֲפִלּוּ בִּשּׁוּלוֹ אָסוּר וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אֲכִילָתוֹ. כְּמוֹ שֶׁשָּׁתַק מִלֶּאֱסֹר הַבַּת מֵאַחַר שֶׁאָסַר בַּת הַבַּת:
3. В соответствии с законом Торы, запрет касается только [смеси] мяса кошерного домашнего животного и молока кошерного домашнего животного, как подразумевается в стихе [Шмот 23:19, Шмот 34:26, Дварим 14:21]: «Не вари детеныша в молоке матери его. Не вари козленка в молоке его матери», что включает в себя потомство быка, потомство овцы и потомство козла. Термин «детеныш» включает потомство быка, потомство овцы и потомство козы, если только в стихе не сказано прямо: козленок. Термин «детеныш в молоке матери его» [не исключает всех других ситуаций]. Наоборот, Тора говорит об обычном обстоятельстве. Что же касается мяса кошерного животного, которое было сварено в молоке некошерного животного, или мяса некошерного животного, которое было сварено в молоке кошерного животного, то, напротив, приготовление разрешено, и извлечение пользы разрешено. За [нарушение запрета на употребление] мяса и молока не несут ответственности, если употребляют их в пищу. אֵין אָסוּר מִן הַתּוֹרָה אֶלָּא בְּשַׂר בְּהֵמָה טְהוֹרָה בַּחֲלֵב בְּהֵמָה טְהוֹרָה שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג יט) (שמות לד כו) (דברים יד כא) «לֹא תְבַשֵּׁל גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ». וּגְדִי הוּא כּוֹלֵל וְלַד הַשּׁוֹר וְלַד הַשֶּׂה וְלַד הָעֵז עַד שֶׁיִּפְרֹט וְיֹאמַר גְּדִי עִזִּים וְלֹא נֶאֱמַר גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ אֶלָּא שֶׁדִּבֵּר הַכָּתוּב בַּהוֹוֶה. אֲבָל בְּשַׂר בְּהֵמָה טְהוֹרָה (שֶׁבִּשְּׁלוֹ) בַּחֲלֵב בְּהֵמָה טְמֵאָה. אוֹ בְּשַׂר בְּהֵמָה טְמֵאָה (שֶׁבִּשְּׁלוֹ) בַּחֲלֵב בְּהֵמָה טְהוֹרָה מֻתָּר לְבַשֵּׁל וּמֻתֶּרֶת בַּהֲנָיָה וְאֵין חַיָּבִין עַל אֲכִילָתוֹ מִשּׁוּם בָּשָׂר בְּחָלָב:
4. Аналогичным образом, мясо дикого зверя и мясо птицы вместе с молоком дикого зверя или молоком домашнего животного не запрещены в соответствии с законом Торы. Поэтому разрешается готовить его и извлекать из него пользу. Запрещено употреблять его в пищу по предписанию мудрецов, чтобы люди в целом не проявили небрежность и не нарушили запрет Торы на употребление молока и мяса (одновременно) и не приняли в пищу мясо кошерного домашнего животного, [приготовленное] в молоке кошерного домашнего животного. Ведь буквальный смысл стиха подразумевает только мясо детеныша в молоке его настоящей матери. Поэтому они запретили любое мясо в молоке. וְכֵן בְּשַׂר חַיָּה וְעוֹף בֵּין בַּחֲלֵב חַיָּה בֵּין בַּחֲלֵב בְּהֵמָה אֵינוֹ אָסוּר בַּאֲכִילָה מִן הַתּוֹרָה לְפִיכָךְ מֻתָּר לְבַשְּׁלוֹ וּמֻתָּר בַּהֲנָיָה. וְאָסוּר בַּאֲכִילָה מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים כְּדֵי שֶׁלֹּא יִפְשְׁעוּ הָעָם וְיָבוֹאוּ לִידֵי אִסּוּר בָּשָׂר בְּחָלָב שֶׁל תּוֹרָה וְיֹאכְלוּ בְּשַׂר בְּהֵמָה טְהוֹרָה בַּחֲלֵב בְּהֵמָה טְהוֹרָה. שֶׁהֲרֵי אֵין מַשְׁמַע הַכָּתוּב אֶלָּא גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ מַמָּשׁ. לְפִיכָךְ אָסְרוּ כָּל בָּשָׂר בְּחָלָב:
5. Дозволено есть рыбу и саранчу, сваренную в молоке. Если человек зарезал птицу и нашел в ней созревшие яйца, разрешается съесть их вместе с молоком. דָּגִים וַחֲגָבִים מֻתָּר לְאָכְלָן בְּחָלָב. וְהַשּׁוֹחֵט עוֹף וְנִמְצָא בּוֹ בֵּיצִים גְּמוּרוֹת מֻתָּר לְאָכְלָן בְּחָלָב:
6. Если молоко и мясо коптят, варят в горячих источниках Тверии и т.п., наказание плетьми не налагается. Точно так же, если мясо варят в сыворотке, молоке мертвого животного или молоке мужчины, или если кровь варят с молоком, человек освобождается и не несет ответственности за употребление [смеси] из-за [запрета на употребление] молока и мяса. Однако, если кто-либо готовит мясо мертвого животного, запрещенный жир или тому подобное в молоке, он подлежит наказанию плетьми за приготовление пищи. Он не подлежит наказанию плетьми за поедание [смеси] из-за запрета на употребление мяса и молока. Ибо запрет на [смешивание] мяса и молока не вступает в силу в отношении [объектов], запрещенных как падаль или запрещенный жир, поскольку речь не идет о более широком запрете, запрете, который добавляет новое измерение, или [двух] запретах, которые вступают в силу одновременно. הַמְעֵשָּׁן וְהַמְבֻשָּׁל בְּחַמֵּי טְבֶרְיָא וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אֵין לוֹקִין עָלָיו. וְכֵן הַמְבַשֵּׁל בָּשָׂר בְּמֵי חָלָב אוֹ בַּחֲלֵב מֵתָה אוֹ בַּחֲלֵב זָכָר אוֹ שֶׁבִּשֵּׁל דָּם בְּחָלָב פָּטוּר וְאֵינוֹ לוֹקֶה עַל אֲכִילָתוֹ מִשּׁוּם בָּשָׂר בְּחָלָב. אֲבָל הַמְבַשֵּׁל בְּשַׂר מֵתָה אוֹ חֵלֶב וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בְּחָלָב לוֹקֶה עַל בִּשּׁוּלוֹ וְאֵינוֹ לוֹקֶה עַל אֲכִילָתוֹ מִשּׁוּם בָּשָׂר בְּחָלָב. שֶׁאֵין אִסּוּר בָּשָׂר בְּחָלָב חָל עַל אִסּוּר נְבֵלָה אוֹ אִסּוּר חֵלֶב. שֶׁאֵין כָּאן לֹא אִסּוּר כּוֹלֵל וְלֹא אִסּוּר מוֹסִיף וְלֹא אִסּוּר בַּת אַחַת:
7. Если кто-либо варит плод (животного) в молоке, он несет ответственность. Точно так же подлежит ответственности тот, кто принимает пищу. Однако если человек готовит плаценту, кожу, сухожилия, кости, корни рогов или мягкую часть копыт, [сваренных] в молоке, он не несет ответственности. Аналогично, тот, кто ест [такую смесь], не несет ответственности. הַמְבַשֵּׁל שָׁלִיל בְּחָלָב חַיָּב וְכֵן הָאוֹכְלוֹ. אֲבָל הַמְבַשֵּׁל שִׁלְיָא אוֹ עוֹר וְגִידִין וַעֲצָמוֹת וְעִקְּרֵי קַרְנַיִם וּטְלָפַיִם הָרַכִּים בְּחָלָב פָּטוּר. וְכֵן הָאוֹכְלָן פָּטוּר:
8. В случае, если мясо попадает в молоко или молоко попадает в мясо, и они готовятся вместе, минимальная мера, за которую несет ответственность каждый, достаточна для того, чтобы одно вещество передало свой вкус другому. Что подразумевается? Когда кусок мяса падает в бурлящий горшок, наполненный молоком, нееврей должен попробовать [содержимое] горшка. Если оно имеет вкус мяса, оно запрещено. Если нет, то оно разрешено, но кусок мяса запрещен. Когда применимо вышесказанное? Если он поторопился и убрал кусок мяса до того, как из него вытекло молоко, которое он впитал. Если он не убрал его [так быстро], то мы требуем 60-кратную пропорцию его объема, потому что молоко, которое он впитал, стало запретным. Оно изверглось, а затем смешалось с остатками молока. בָּשָׂר שֶׁנָּפַל לְתוֹךְ הֶחָלָב אוֹ חָלָב שֶׁנָּפַל לְתוֹךְ הַבָּשָׂר וְנִתְבַּשֵּׁל עִמּוֹ שִׁעוּרוֹ בְּנוֹתֵן טַעַם. כֵּיצַד. חֲתִיכָה שֶׁל בָּשָׂר שֶׁנָּפְלָה לִקְדֵרָה רוֹתַחַת שֶׁל חָלָב. טוֹעֵם הַנָּכְרִי אֶת הַקְּדֵרָה. אִם אָמַר שֶׁיֵּשׁ בָּהּ טַעַם בָּשָׂר אֲסוּרָה. וְאִם לָאו מֻתֶּרֶת. וְאוֹתָהּ חֲתִיכָה אֲסוּרָה. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁקָּדַם וְהוֹצִיא אֶת הַחֲתִיכָה קֹדֶם שֶׁתִּפְלֹט חָלָב שֶׁבָּלְעָה. אֲבָל אִם לֹא סִלֵּק מְשַׁעֲרִים אוֹתָהּ בְּשִׁשִּׁים מִפְּנֵי שֶׁהֶחָלָב שֶׁנִּבְלָע בָּהּ וְנֶאֱסַר יָצָא וְנִתְעָרֵב עִם שְׁאָר הֶחָלָב:
9. Если молоко попадает [на кусок] мяса, [варящегося] в кастрюле, мы пробуем (либо нееврей, либо пропорция) кусок, на который пролилось молоко. Если он не имеет вкуса молока, все разрешено. [Более строгие правила действуют], если кусок мяса имеет вкус молока. Даже если кусок мяса отжать, чтобы удалить [впитавшуюся жидкость], вкус [молока] все равно не пропадет, поскольку теперь он имеет вкус молока, он запрещен, и мы должны измерить весь его объем. Если все в кастрюле — другое мясо, овощи, соус и специи — настолько велико, что кусок составляет одну шестидесятую часть всего [объема], этот кусок мяса запрещен, а остаток разрешен. נָפַל חָלָב לְתוֹךְ קְדֵרָה שֶׁל בָּשָׂר טוֹעֲמִין אֶת הַחֲתִיכָה שֶׁנָּפַל עָלֶיהָ חָלָב. אִם אֵין בָּהּ טַעַם חָלָב הַכּל מֻתָּר. וְאִם יֵשׁ בַּחֲתִיכָה טַעַם חָלָב אַף עַל פִּי שֶׁאִם תִּסָּחֵט הַחֲתִיכָה לֹא יִשָּׁאֵר בָּהּ טַעַם. הוֹאִיל וְיֵשׁ בָּהּ עַתָּה טַעַם חָלָב נֶאֶסְרָה אוֹתָהּ חֲתִיכָה. וּמְשַׁעֲרִין בְּכֻלָּהּ אִם הָיָה בְּכָל שֶׁיֵּשׁ בַּקְּדֵרָה מִן הַחֲתִיכוֹת וְהָיָּרָק וְהַמָּרָק וְהַתַּבְלִין כְּדֵי שֶׁתִּהְיֶה חֲתִיכָה זוֹ אֶחָד מִשִּׁשִּׁים מִן הַכּל הַחֲתִיכָה אֲסוּרָה וְהַשְּׁאָר מֻתָּר:
10. В каких случаях применяется вышесказанное? Если он не перемешал содержимое кастрюли в самом начале, как только молоко упало в нее. [Он сделал это] только в конце и не накрыл горшок. Если же он помешивал горшок с начала и до конца или накрыл [горшок] с момента падения [молока] и до конца, [вопрос о наличии запрета зависит] от того, передало ли [молоко] свой вкус. Аналогично, если молоко вылилось в соус или на все куски и неизвестно, на какой кусок [молоко] попало, он должен перемешать все содержимое котла, чтобы все содержимое перемешалось [тщательно]. Если вкус молока [можно обнаружить] во всем котле, он запрещен. Если нет, то разрешено. Если не найдется нееврея, на которого можно положиться, чтобы попробовать [кастрюлю], мы требуем пропорцию в шестьдесят мер, будь то мясо в молоке или молоко в мясе. Если (меньшего компонента) имеется одна мера из шестидесяти, то это разрешено. Если меньше шестидесяти, то это запрещено. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשֶׁלֹּא נִעֵר אֶת הַקְּדֵרָה בַּתְּחִלָּה כְּשֶׁנָּפַל הֶחָלָב אֶלָּא לְבַסּוֹף וְלֹא כִּסָּה. אֲבָל אִם נִעֵר מִתְּחִלָּה וְעַד סוֹף אוֹ שֶׁכִּסָּה מִשְּׁעַת נְפִילָה עַד סוֹף הֲרֵי זֶה בְּנוֹתֵן טַעַם. וְכֵן אִם נָפַל חָלָב לְתוֹךְ הַמָּרָק אוֹ לְכָל הַחֲתִיכוֹת וְלֹא נוֹדַע לְאֵי זֶה חֲתִיכָה נָפַל. נוֹעֵר אֶת הַקְּדֵרָה כֻּלָּהּ עַד שֶׁתָּשׁוּב וְיִתְעָרֵב הַכּל. אִם יֵשׁ בַּקְּדֵרָה כֻּלָּהּ טַעַם חָלָב אֲסוּרָה וְאִם לָאו מֻתֶּרֶת. אִם לֹא נִמְצָא נָכְרִי שֶׁיִּטְעֹם וְנִסְמֹךְ עָלָיו מְשַׁעֲרִים בְּשִׁשִּׁים בֵּין בָּשָׂר לְתוֹךְ חָלָב בֵּין חָלָב לְתוֹךְ בָּשָׂר אֶחָד מִשִּׁשִּׁים מֻתָּר פָּחוֹת מִשִּׁשִּׁים אָסוּר:
11. Если в посуде варится мясо, не следует варить в ней молоко. Если же в ней сварили [молоко], [это запрещено], если молоко передало свой вкус. קְדֵרָה שֶׁבִּשֵּׁל בָּהּ בָּשָׂר לֹא יְבַשֵּׁל בָּהּ חָלָב. וְאִם בִּשֵּׁל בְּנוֹתֵן טַעַם:
12. Вымя [животного] запрещено согласно предписанию мудрецов. Это запрещение не проистекает из Торы, поскольку] мясо, приготовленное в молоке животного, которое было зарезано, не запрещено согласно Торе, как мы уже объясняли. Поэтому, если разрезать его и выпустить содержащееся в нем молоко, то разрешается его зажарить и съесть. Если разрезать его по горизонтали и вертикали, а затем вдавить в стену, пока не останется влаги от молока, его можно готовить вместе с другим мясом. Если вымя не вскрыто, если оно взято от молодого животного, которое никогда не кормило грудью, или от старого животного, готовить его запрещено. Если человек преступил и приготовил его отдельно, то разрешается его есть. Если же его приготовили с другим мясом, то требуется (пропорция) 60-кратный объем. Само вымя исчисляется в 60 раз. הַכְּחַל אָסוּר מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים. שֶׁאֵין בָּשָׂר שֶׁנִתְבַּשֵּׁל בַּחֲלֵב שְׁחוּטָה אָסוּר מִן הַתּוֹרָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. לְפִיכָךְ אִם קְרָעוֹ וּמֵרֵק הֶחָלָב שֶׁבּוֹ מֻתָּר לִצְלוֹתוֹ וּלְאָכְלוֹ. וְאִם קְרָעוֹ שְׁתִי וָעֵרֶב וְטָחוֹ בַּכֹּתֶל עַד שֶׁלֹּא נִשְׁאַר בּוֹ לַחְלוּחִית חָלָב מֻתָּר לְבַשְּׁלוֹ עִם הַבָּשָׂר. וּכְחַל שֶׁלֹּא קְרָעוֹ בֵּין שֶׁל קְטַנָּה שֶׁלֹּא הֵינִיקָה בֵּין שֶׁל גְּדוֹלָה אָסוּר לְבַשְּׁלוֹ. וְאִם עָבַר וּבִשְּׁלוֹ בִּפְנֵי עַצְמוֹ מֻתָּר לְאָכְלוֹ. וְאִם בִּשְּׁלוֹ עִם בָּשָׂר אַחֵר מְשַׁעֲרִין אוֹתוֹ בְּשִׁשִּׁים וּכְחַל מִן הַמִּנְיָן:
13. Что под этим подразумевается? Если вся смесь вместе с выменем была в шестьдесят раз больше его объема, то вымя запрещено, а остаток разрешен. Если же его объем был меньше шестидесятикратного, то вся смесь запрещена. Независимо от [постановления, относящегося ко всей смеси], если вымя упало в другой горшок, это может стать причиной запрета. Мы требуем, чтобы его объем был в 60 раз больше, чем в первоначальном случае. [Обоснование состоит в том, что] вымя, которое варится, становится запрещенным куском мяса. Мы измеряем [объем] вымени в то время, когда оно варилось, а не в соответствии с его состоянием, когда оно упало [в смесь]. כֵּיצַד. אִם הָיָה הַכּל עִם הַכְּחַל כְּמוֹ שִׁשִּׁים בַּכְּחַל הַכְּחַל אָסוּר וְהַשְּׁאָר מֻתָּר. וְאִם הָיָה בְּפָחוֹת מִשִּׁשִּׁים הַכּל אָסוּר. בֵּין כָּךְ וּבֵין כָּךְ אִם נָפַל לִקְדֵרָה אַחֶרֶת אוֹסֵר אוֹתָהּ וּמְשַׁעֲרִין בּוֹ בְּשִׁשִּׁים כְּבָרִאשׁוֹנָה. שֶׁהַכְּחַל עַצְמוֹ שֶׁנִתְבַּשֵּׁל נַעֲשָׂה כַּחֲתִיכָה הָאֲסוּרָה וְאֵין מְשַׁעֲרִין בּוֹ אֶלָּא כְּמוֹת שֶׁהוּא בְּעֵת שֶׁנִתְבַּשֵּׁל לֹא כְּמוֹת שֶׁהָיָה בְּשָׁעָה שֶׁנָּפַל:
14. Мы не жарим разрезанное на вертеле вымя над мясом. Если же человек зажарил его [таким образом], то все разрешено. אֵין צוֹלִין אֶת הַכְּחַל שֶׁחֲתָכוֹ [לְמַעְלָה] מִן הַבָּשָׂר בְּשִׁפּוּד. וְאִם צָלָהוּ הַכּל מֻתָּר:
15. Желудок, сваренный с молоком внутри, разрешен. [Обоснование в том, что] оно больше не считается молоком. Вместо этого его считают отходами, поскольку оно претерпевает изменения в пищеварительной системе. קֵבָה שֶׁבִּשְּׁלָהּ בֶּחָלָב שֶׁבָּהּ מֻתֶּרֶת שֶׁאֵינוֹ חָלָב אֶלָּא הֲרֵי הוּא כְּטִנֹּפֶת שֶׁהֲרֵי יִשְׁתַּנֶּה בַּמֵּעַיִם:
16. Запрещено класть кожицу желудка кошерного животного [в молоко], чтобы она послужила катализатором для его превращения в сыр. Если кто-то использовал ее в качестве катализатора, нееврей должен попробовать сыр. Если сыр имеет вкус мяса, он запрещен. Если нет, то он разрешен. [Обоснование в том, что] катализатор сам по себе разрешен, поскольку он происходит из желудка кошерного животного. [Единственный вопрос] заключается в том, [был ли нарушен] запрет на мясо и молоко, а это зависит от того, был ли придан вкус. Если же используется кожица желудка падали, трефного или некошерного животного, то действуют иные законы. [Объясняется это тем, что] поскольку катализатор запрещен сам по себе, сыр становится запрещенным не из-за запрета на мясо и молоко, а из-за запрета на падаль. По этой причине [наши мудрецы] запретили сыры, сделанные неевреями, как мы уже объясняли. אָסוּר לְהַעֲמִיד הַגְּבִינָה בְּעוֹר הַקֵּבָה שֶׁל שְׁחוּטָה. וְאִם הֶעֱמִיד טוֹעֵם אֶת הַגְּבִינָה אִם יֵשׁ בָּהּ טַעַם בָּשָׂר אֲסוּרָה וְאִם לָאו מֻתֶּרֶת. מִפְּנֵי שֶׁהַמַּעֲמִיד דָּבָר הַמֻּתָּר הוּא. שֶׁקֵּיבַת שְׁחוּטָה הִיא. וְאֵין כָּאן אֶלָּא אִסּוּר בָּשָׂר בְּחָלָב שֶׁשִּׁעוּרוֹ בְּנוֹתֵן טַעַם. אֲבָל הַמַּעֲמִיד בְּעוֹר קֵיבַת נְבֵלָה וּטְרֵפָה וּבְהֵמָה טְמֵאָה הוֹאִיל וְהַמַּעֲמִיד דָּבָר הָאָסוּר בִּפְנֵי עַצְמוֹ נֶאֶסְרָה הַגְּבִינָה מִשּׁוּם נְבֵלָה לֹא מִשּׁוּם בָּשָׂר בְּחָלָב. וּמִפְּנֵי חֲשָׁשׁ זֶה אָסְרוּ גְּבִינַת עַכּוּ''ם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
17. Разрешены только мясо и молоко по отдельности. Только когда они смешиваются в процессе приготовления пищи, они оба становятся запрещенными. В каких случаях применяется вышесказанное? Если они были приготовлены вместе, если горячий предмет упал в горячий предмет, или если холодный предмет упал в горячий предмет. Если же горячее [молоко или мясо] упало в другое холодное, [достаточно] удалить поверхность мяса, которая касалась молока; остальное можно есть. Если холодное [мясо] упало в холодное [молоко или наоборот], необходимо тщательно вымыть кусок мяса. [После этого] его можно есть. По этой причине разрешается [носить] мясо и молоко, связанные вместе в одном платке, если они не касаются друг друга. Если же они соприкасаются друг с другом, человек должен вымыть мясо и вымыть сыр. [После этого] он может их есть. הַבָּשָׂר לְבַדּוֹ מֻתָּר וְהֶחָלָב לְבַדּוֹ מֻתָּר וּבְהִתְעָרֵב שְׁנֵיהֶן עַל יְדֵי בִּשּׁוּל יֵאָסְרוּ שְׁנֵיהֶם. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁנִּתְבַּשְּׁלוּ שְׁנֵיהֶם בְּיַחַד אוֹ שֶׁנָּפַל חַם לְתוֹךְ חַם אוֹ צוֹנֵן לְתוֹךְ חַם. אֲבָל אִם נָפַל אֶחָד מִשְּׁנֵיהֶם וְהוּא חַם לְתוֹךְ הַשֵּׁנִי וְהוּא צוֹנֵן קוֹלֵף הַבָּשָׂר כֻּלּוֹ שֶׁנָּגַע בּוֹ הֶחָלָב וְאוֹכֵל הַשְּׁאָר. וְאִם נָפַל צוֹנֵן לְתוֹךְ צוֹנֵן מֵדִיחַ הַחֲתִיכָה וְאוֹכְלָהּ. לְפִיכָךְ מֻתָּר לִצְרֹר בָּשָׂר וּגְבִינָה בְּמִטְפַּחַת אַחַת וְהוּא שֶׁלֹּא יִגְּעוּ זֶה בָּזֶה. וְאִם נָגְעוּ מֵדִיחַ הַבָּשָׂר וּמֵדִיחַ הַגְּבִינָה וְאוֹכֵל:
18. Когда продукт высолен до такой степени, что его нельзя есть из-за соли, считается, что он кипит. Если его можно есть в таком состоянии, как кутах (род соуса в виде сыворотки с хлебными крошками и солью), то он не считается кипящим. מָלִיחַ שֶׁאֵינוֹ נֶאֱכָל מֵחֲמַת מִלְחוֹ הֲרֵי הוּא כְּרוֹתֵחַ. וְאִם נֶאֱכָל כְּמוֹת שֶׁהוּא כְּמוֹ הַכּוּתָח אֵינוֹ כְּרוֹתֵחַ:
19. [Следующие правила действуют, когда] птица, которую зарезали, падает в молоко или кутах, содержащий молоко: Если она сырая, ее нужно только тщательно вымыть, и она разрешена. Если она была зажарена, следует удалить ее поверхность. Если у нее есть части, где она открыта, или она приправлена специями, и она упала в молоко или кутах, она запрещена. עוֹף שָׁחוּט שֶׁנָּפַל לְחָלָב אוֹ לְכוּתָח שֶׁיֵּשׁ בּוֹ חָלָב. אִם חַי הוּא מְדִיחוֹ וּמֻתָּר. וְאִם צָלִי קוֹלְפוֹ. וְאִם הָיוּ בּוֹ פְּלָחִים פְּלָחִים אוֹ שֶׁהָיָה מְתֻבָּל בְּתַבְלִין וְנָפַל לְחָלָב אוֹ לְכוּתָח הֲרֵי זֶה אָסוּר:
20. Запрещено подавать птицу вместе с молоком на стол, за которым едят. Это постановление [принято] потому, что привычка [может привести] к греху. Мы опасаемся, что человек будет есть одно вместе с другим. [Это касается] даже если птица с молоком запрещена только из-за постановления мудрецов. אָסוּר לְהַעֲלוֹת הָעוֹף עִם הַגְּבִינָה עַל הַשֻּׁלְחָן שֶׁהוּא אוֹכֵל עָלָיו גְּזֵרָה מִשּׁוּם הֶרְגֵּל עֲבֵרָה שֶׁמָּא יֹאכַל זֶה עִם זֶה. אַף עַל פִּי שֶׁהָעוֹף בְּחָלָב אָסוּר מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
21. Если за одним столом едят два гостя, не знакомых друг с другом, один может есть мясо животного, а другой — сыр. Это объясняется тем, что они не настолько хорошо знакомы друг с другом, чтобы есть вместе. שְׁנֵי אַכְסַנָּאִין שֶׁאֵינָם מַכִּירִין זֶה אֶת זֶה אוֹכְלִין עַל שֻׁלְחָן אֶחָד זֶה בְּשַׂר בְּהֵמָה וְזֶה גְּבִינָה מִפְּנֵי שֶׁאֵין זֶה גַּס לִבּוֹ בָּזֶה כְּדֵי שֶׁיֹּאכַל עִמּוֹ:
22. Мы не замешиваем хлеб на молоке. Если замесил его [с молоком], то хлеб запрещен, потому что привычка [может привести] к греху, чтобы не есть его вместе с мясом. Мы не обмазываем печь животным жиром. Если же человек обмазал печь жиром, то любой каравай запрещен, пока он не растопит печь, чтобы он не ел молоко вместе с [этим караваем]. Если человек изменил внешний вид хлеба так, чтобы было очевидно, что с ним нельзя есть мясо или молоко, то он разрешен. אֵין לָשִׁין הָעִסָּה בְּחָלָב וְאִם לָשׁ כָּל הַפַּת אֲסוּרָה מִפְּנֵי הֶרְגֵּל עֲבֵרָה. שֶׁמָּא יֹאכַל בָּהּ בָּשָׂר. וְאֵין טָשִׁין אֶת הַתַּנּוּר בְּאַלְיָה. וְאִם טָשׁ כָּל הַפַּת אֲסוּרָה עַד שֶׁיַּסִּיק אֶת הַתַּנּוּר שֶׁמָּא יֹאכַל בָּהּ חָלָב. וְאִם שִׁנָּה בְּצוּרַת הַפַּת עַד שֶׁתִּהְיֶה נִכֶּרֶת כְּדֵי שֶׁלֹּא יֹאכַל בָּהּ לֹא בָּשָׂר וְלֹא חָלָב הֲרֵי זֶה מֻתָּר:
23. Если хлеб был испечен вместе с жареным мясом, или рыба была зажарена вместе с мясом, запрещено есть их вместе с молоком. Если мясо было съедено в блюде, а затем в нем была приготовлена рыба, разрешается есть эту рыбу вместе с кутахом. פַּת שֶׁאֲפָאָהּ עִם הַצָּלִי וְדָגִים שֶׁצְּלָאָן עִם הַבָּשָׂר אָסוּר לְאָכְלָן בְּחָלָב. קְעָרָה שֶׁאָכְלוּ בָּהּ בָּשָׂר וּבִשְּׁלוּ בָּהּ דָּגִים אוֹתָן הַדָּגִים מֻתָּר לְאָכְלָן בְּכוּתָח:
24. Если нож использовался для резки жареного мяса, а затем был использован для резки редиса или других острых продуктов, запрещено есть их вместе с кутахом. Однако если человек резал мясо [ножом], а после этого разрезал кабачок или арбуз, следует поскоблить место разреза, а остаток можно есть с молоком. סַכִּין שֶׁחָתַךְ בָּהּ בָּשָׂר צָלִי וְחָזַר וְחָתַךְ בָּהּ צְנוֹן וְכַיּוֹצֵא בּוֹ מִדְּבָרִים חֲרִיפִין אָסוּר לְאָכְלָן בְּכוּתָח. אֲבָל אִם חָתַךְ בָּהּ בָּשָׂר וְחָזַר וְחָתַךְ בָּהּ קִישׁוּת אוֹ אֲבַטִּיחַ גּוֹרֵד מְקוֹם הַחֲתָךְ וְאוֹכֵל הַשְּׁאָר בְּחָלָב:
25. Нельзя ставить емкость с солью рядом с кутахом, потому что она вытянет его вкус. Таким образом, с этой солью готовят мясо, которое имеет вкус молока. Однако можно поставить сосуд с уксусом рядом с кутахом, потому что уксус не вытягивает его аромат. אֵין מַנִּיחִין כַּד שֶׁל מֶלַח בְּצַד כַּד שֶׁל כְּמָךְ מִפְּנֵי שֶׁשּׁוֹאֵב מִמֶּנּוּ וְנִמְצָא מְבַשֵּׁל הַבָּשָׂר בְּמֶלַח זֶה שֶׁיֵּשׁ בּוֹ טַעַם הֶחָלָב. אֲבָל מַנִּיחַ כַּד הַחֹמֶץ בְּצַד כַּד הַכְּמָךְ שֶׁאֵין הַחֹמֶץ שׁוֹאֵב מִמֶּנּוּ:
26. Если человек сначала ест сыр или молоко, ему разрешается сразу после этого есть мясо. Однако он должен вымыть руки и очистить рот между сыром и мясом. Чем он должен очистить рот? Хлебом или фруктами, которые [нужно] жевать, а затем глотать или выплевывать. Можно очищать рот всеми субстанциями, кроме фиников, муки и овощей, потому что они не очищают эффективно. מִי שֶׁאָכַל גְּבִינָה אוֹ חָלָב תְּחִלָּה מֻתָּר לֶאֱכל אַחֲרָיו בָּשָׂר מִיָּד. וְצָרִיךְ שֶׁיָּדִיחַ יָדָיו וִיקַנֵּחַ פִּיו בֵּין הַגְּבִינָה וּבֵין הַבָּשָׂר. וּבְמַה מְקַנֵּחַ פִּיו בְּפַת אוֹ בְּפֵרוֹת שֶׁלּוֹעֲסָן וּבוֹלְעָן אוֹ פּוֹלְטָן. וּבַכּל מְקַנְּחִין אֶת הַפֶּה חוּץ מִתְּמָרִים אוֹ קֶמַח אוֹ יְרָקוֹת שֶׁאֵין אֵלּוּ מְקַנְּחִין יָפֶה:
27. В каких случаях применяется вышесказанное? В том, что касается мяса домашнего или дикого животного. Если же человек [желает] съесть мясо птицы после того, как поел сыра или молока, ему не обязательно очищать рот или мыть руки. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּבְשַׂר בְּהֵמָה אוֹ חַיָּה. אֲבָל אִם אָכַל בְּשַׂר עוֹף אַחַר שֶׁאָכַל הַגְּבִינָה אוֹ הֶחָלָב אֵינוֹ צָרִיךְ לֹא קִנּוּחַ הַפֶּה וְלֹא נְטִילַת יָדַיִם:
28. Если кто-то сначала съел мясо — будь то мясо животного или мясо птицы — он не должен после этого употреблять молоко, пока не выждет время для другой трапезы, примерно шесть часов. Такая строгость требуется потому, что мясо застревает между зубами и не удаляется чисткой. מִי שֶׁאָכַל בָּשָׂר בַּתְּחִלָּה בֵּין בְּשַׂר בְּהֵמָה בֵּין בְּשַׂר עוֹף לֹא יֹאכַל אַחֲרָיו חָלָב עַד שֶׁיִּהְיֶה בֵּינֵיהֶן כְּדֵי שִׁעוּר סְעֵדָּה אַחֶרֶת וְהוּא כְּמוֹ שֵׁשׁ שָׁעוֹת מִפְּנֵי הַבָּשָׂר שֶׁל בֵּין הַשִּׁנַּיִם שֶׁאֵינוֹ סָר בְּקִנּוּחַ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter