СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 20:08

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о клятвах. Гл. 6

1. [Следующие правила действуют, если] человек дал клятву речением и [потом] пожалел о том, что дал ее. Если он видит, что пострадает, если будет соблюдать эту клятву, а его намерение изменилось или произошло обстоятельство, которое не входило в его намерение изначально, когда он давал клятву, и он передумал из-за этого, он может обратиться [с просьбой освободить его от клятвы] к одному мудрецу или к трем обычным людям в таком месте, где нет мудрецов. Его клятва отменяется, и ему разрешается выполнять то дело, которое он клялся не выполнять, или не выполнять то дело, которое он клялся выполнять. Это называется освобождением от клятвы. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע שְׁבוּעַת בִּטּוּי וְנִחַם עַל שְׁבוּעָתוֹ וְרָאָה שֶׁהוּא מִצְטַעֵר אִם יְקַיֵּם שְׁבוּעָה זוֹ וְנֶהְפְּכָה דַּעְתּוֹ לְדַעַת אַחֶרֶת. אוֹ שֶׁנּוֹלַד לוֹ דָּבָר שֶׁלֹּא הָיָה בְּדַעְתּוֹ בִּשְׁעַת הַשְּׁבוּעָה וְנִחַם בִּגְלָלוֹ. הֲרֵי זֶה נִשְׁאַל לְחָכָם אֶחָד אוֹ לִשְׁלֹשָׁה הֶדְיוֹטוֹת בְּמָקוֹם שֶׁאֵין שָׁם חָכָם וּמַתִּירִין לוֹ שְׁבוּעָתוֹ. וְיִהְיֶה מֻתָּר לַעֲשׂוֹת דָּבָר שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא לַעֲשׂוֹתוֹ. אוֹ שֶׁלֹּא לַעֲשׂוֹת דָּבָר שֶׁנִּשְׁבַּע לַעֲשׂוֹתוֹ. וְזֶהוּ הַנִּקְרָא הֶתֵּר שְׁבוּעוֹת:
2. Данное положение не имеет источника в Торе. Мы узнали от Моше, нашего учителя, через устную традицию, что фраза [«Бамидбар» 30:3]: «Если кто-либо даст обет Г-споду или поклянется положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего» — означает, что он сам не должен злоупотреблять им в легкомысленной и наглой манере, как сказано [Ваикра 19:12]: «И не клянитесь Именем Моим во лжи; не оскверняйте Имя Б-га». Тем не менее, если человек передумал и отказался от своих слов, мудрец может освободить его [от клятвы]. וְדָבָר זֶה אֵין לוֹ עִקָּר כְּלָל בַּתּוֹרָה שֶׁבִּכְתָב. אֶלָּא כָּךְ לָמְדוּ מִמּשֶׁה רַבֵּנוּ מִפִּי הַקַּבָּלָה שֶׁזֶּה הַכָּתוּב (במדבר ל ג) «לֹא יַחֵל דְּבָרוֹ» שֶׁלֹּא יְחַלֵּל הוּא בְּעַצְמוֹ דֶּרֶךְ קַלּוּת רֹאשׁ בִּשְׁאָט נֶפֶשׁ כָּעִנְיָן שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יט יב) «וְחִלַּלְתָּ אֶת שֵׁם אֱלֹהֶיךָ». אֲבָל אִם נִחַם וְחָזַר בּוֹ חָכָם מַתִּיר לוֹ:
3. Человек не может сам освободить себя от своей собственной клятвы. Человек не имеет права освобождать от клятвы или обета в месте, где есть человек, чьи знания превосходят его собственные. В месте, где есть его учитель, он может освободить от обета только с согласия своего учителя. וְאֵין אָדָם יָכוֹל לְהַתִּיר שְׁבוּעַת עַצְמוֹ. וְאֵין אָדָם רַשַּׁאי לְהַתִּיר שְׁבוּעָה אוֹ נֵדֶר בְּמָקוֹם שֶׁיֵּשׁ גָּדוֹל מִמֶּנּוּ בְּחָכְמָה. וּבְמָקוֹם שֶׁיֵּשׁ בּוֹ רַבּוֹ אָסוּר לוֹ לְהַתִּיר אֶלָּא מִדַּעַת רַבּוֹ:
4. Тот, кто дал клятву, будь то мужчина или женщина, должен сам явиться к мудрецу, чтобы получить освобождение. Он не может назначить поверенного, чтобы просить освободить его от клятвы. Однако муж может стать представителем, чтобы выразить сожаление своей жены, и мы освободим ее от [клятвы] за нее. [Это верно] при условии, что три судьи уже собрались вместе. Однако, изначально, он не должен собирать их по своей инициативе, чтобы освободить ее [от клятвы]. Он также не может выступать в качестве посланника для освобождения от клятвы своей жены. זֶה שֶׁנִּשְׁבַּע הוּא שֶׁיָּבוֹא לִפְנֵי הֶחָכָם לְהַתִּיר לוֹ בֵּין אִישׁ בֵּין אִשָּׁה. וְאֵינוֹ עוֹשֶׂה שָׁלִיחַ לְהִשָּׁאֵל לוֹ עַל נִדְרוֹ. וְהַבַּעַל נַעֲשֶׂה שָׁלִיחַ לַחֲרָטַת אִשְׁתּוֹ וּמַתִּירִין לָהּ וּבִלְבַד שֶׁיִּהְיוּ הַשְּׁלֹשָׁה מְקֻבָּצִים אֲבָל לֹא יְקַבֵּץ אוֹתָן לְהַתִּיר לָהּ לְכַתְּחִלָּה. וְאֵינוֹ נַעֲשֶׂה שָׁלִיחַ לְהַתִּיר נֵדֶר לְאִשְׁתּוֹ:
5. Как освободиться от [клятвы]? Человек, давший клятву, должен предстать перед выдающимся мудрецом или тремя обычными людьми в отсутствие такового. Он говорит: «Я дал клятву относительно этого и этого и передумал. Если бы я знал, что буду так страдать по этому поводу, я бы не стал давать клятву. Если бы во время клятвы мое понимание было таким, как сейчас, я бы не дал клятву». Мудрец или старший среди троих спрашивает: «Ты уже изменил свое мнение?» Он отвечает: «Да». Тогда он говорит ему: «Это разрешено тебе», «Ты освобожден от этого», «Это отпущено тебе» или тому подобное с таким намерением на любом языке. Если же он скажет: «[Клятва] для тебя аннулирована», «Твоя клятва уничтожена» или что-нибудь в этом роде, его слова не имеют никакого значения, потому что аннулировать клятву может только муж или отец. Мудрец, в свою очередь, может использовать только выражения, передающие освобождение или отпущение. כֵּיצַד מַתִּירִין. יָבוֹא הַנִּשְׁבָּע לְחָכָם הַמֻּבְהָק אוֹ לִשְׁלֹשָׁה הֶדְיוֹטוֹת אִם אֵין שָׁם מֻמְחֶה. וְאוֹמֵר אֲנִי נִשְׁבַּעְתִּי עַל כָּךְ וְכָךְ וְנִחַמְתִּי. וְאִלּוּ הָיִיתִי יוֹדֵעַ שֶׁאֲנִי מִצְטַעֵר בְּדָבָר זֶה עַד כֹּה אוֹ שֶׁאֵרַע לִי כָּךְ וְכָךְ לֹא הָיִיתִי נִשְׁבַּע וְאִלּוּ הָיְתָה דַּעְתִּי בְּעֵת הַשְּׁבוּעָה כְּמוֹ עַתָּה לֹא הָיִיתִי נִשְׁבַּע. וְהֶחָכָם אוֹ גְּדוֹל הַשְּׁלֹשָׁה אוֹמֵר לוֹ וּכְבָר נִחַמְתָּ. וְהוּא אוֹמֵר לוֹ הֵן. חוֹזֵר וְאוֹמֵר לוֹ שָׁרוּי לְךָ אוֹ מֻתָּר לְךָ אוֹ מָחוּל לְךָ וְכָל כַּיּוֹצֵא בְּעִנְיָן זֶה בְּכָל לָשׁוֹן. אֲבָל אִם אָמַר לוֹ מוּפָר לְךָ אוֹ נֶעֶקְרָה שְׁבוּעָתְךָ וְכָל כַּיּוֹצֵא בְּעִנְיָן זֶה לֹא אָמַר כְּלוּם. שֶׁאֵין מֵפֵר אֶלָּא הַבַּעַל אוֹ הָאָב אֲבָל הֶחָכָם אֵינוֹ אוֹמֵר אֶלָּא לְשׁוֹן הַתָּרָה וּמְחִילָה:
6. Родственники могут освобождать от клятв и обетов. Отпускать клятвы и обеты можно ночью и стоя, ибо это освобождение не является судом. По этой причине человек может просить об освобождении от клятвы или обета в субботу, если это необходимо для субботы, например, освободить его от клятвы, чтобы он мог есть и пить сегодня. Даже если у человека была возможность снять клятву или обет до субботы [но он этого не сделал], он может снять их в субботу, потому что это необходимо для субботы. הַקְּרוֹבִים כְּשֵׁרִים לְהַתִּיר נְדָרִים וּשְׁבוּעוֹת. וּמַתִּירִין בַּלַּיְלָה וּמְעֻמָּד. שֶׁאֵין הַהֶתֵּר הַזֶּה דִּין. לְפִיכָךְ נִשְׁאָלִין לִשְׁבוּעוֹת וְלִנְדָרִים בְּשַׁבָּת אִם הָיוּ לְצֹרֶךְ הַשַּׁבָּת. כְּגוֹן שֶׁיַּתִּירוּ לוֹ שְׁבוּעָתוֹ כְּדֵי שֶׁיֹּאכַל וְיִשְׁתֶּה הַיּוֹם. וַאֲפִלּוּ הָיָה לוֹ פְּנַאי לְהַתִּיר שְׁבוּעָתוֹ אוֹ נִדְרוֹ מֵעֶרֶב שַׁבָּת הֲרֵי זֶה מַתִּיר בְּשַׁבָּת הוֹאִיל וְהוּא לְצֹרֶךְ הַשַּׁבָּת:
7. Если Реувен дал клятву Шимону и [Шимон] ответил «Истинно» или принял клятву, если Шимон [впоследствии] сожалеет о клятве и просит освободить его от нее, она не должна быть отменена, кроме как в присутствии Реувена, который дал ее ему. Аналогично, если Реувен дал клятву или обет не получать выгоду от Шимона или что Шимон не может получать выгоду от него, но передумал и обратился к мудрецу [за освобождением от клятвы или обета], мы не освобождаем его от нее, кроме как в присутствии Шимона, от которого он поклялся не получать выгоду. Даже если Шимон был несовершеннолетним или неевреем, [клятва или обет] освобождается только в его присутствии, чтобы человек, в отношении которого была дана клятва, знал, что этот человек освободился от клятвы или обета, и тем самым получил от него пользу. רְאוּבֵן שֶׁהִשְׁבִּיעַ לְשִׁמְעוֹן וְעָנָה אָמֵן. אוֹ קִבֵּל הַשְּׁבוּעָה וְנִחַם שִׁמְעוֹן עַל שְׁבוּעָתוֹ וְנִשְׁאַל עָלֶיהָ. אֵין מַתִּירִין לוֹ אֶלָּא בִּפְנֵי רְאוּבֵן שֶׁהִשְׁבִּיעוֹ. וְכֵן אִם נִשְׁבַּע רְאוּבֵן אוֹ נָדַר שֶׁלֹּא יֵהָנֶה מִשִּׁמְעוֹן אוֹ שֶׁלֹּא יֵהָנֶה בּוֹ שִׁמְעוֹן וְנִחַם וְנִשְׁאַל לְחָכָם אֵין מַתִּירִין לוֹ אֶלָּא בִּפְנֵי שִׁמְעוֹן שֶׁנָּדַר מִמֶּנּוּ הֲנָיָה. וַאֲפִלּוּ הָיָה שִׁמְעוֹן קָטָן אוֹ עַכּוּ''ם אֵין מַתִּירִין לוֹ אֶלָּא בְּפָנָיו כְּדֵי שֶׁיֵּדַע הַנִּדָּר שֶׁהִתִּיר זֶה נִדְרוֹ אוֹ שְׁבוּעָתוֹ וּלְפִיכָךְ יֵהָנֶה מִמֶּנּוּ אוֹ יַהֲנֶה לוֹ:
8. Как человек, давший клятву наедине, так и тот, кто дал ее публично, — даже тот, кто дал клятву невыразимым Именем Б-га, [поклявшись] Б-гом, Г-сподом Израиля, — может просить об освобождении от клятвы, если он передумает. Однако если человек дал клятву или обет, основываясь на понимании многих других людей, он не может быть освобожден, кроме как для цели, связанной с исполнением заповеди. אֶחָד הַנִּשְׁבָּע בֵּינוֹ לְבֵין עַצְמוֹ וְאֶחָד הַנִּשְׁבָּע בָּרַבִּים. וַאֲפִלּוּ נִשְׁבַּע בַּשֵּׁם הַמְיֻחָד בַּה' אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל וְנִחַם הֲרֵי זֶה נִשְׁאָל עַל שְׁבוּעָתוֹ וּמַתִּירִין לוֹ. נִשְׁבַּע עַל דַּעַת רַבִּים אוֹ שֶׁנָּדַר עַל דַּעַת רַבִּים אֵין מַתִּירִין לוֹ לְעוֹלָם אֶלָּא לִדְבַר מִצְוָה:
9. Что подразумевалось под этим? Человек дал клятву и поставил свою клятву в зависимость от понимания других, что он не получит никакой пользы от такого-то и, такого-то, а жителям того города нужен кто-то, кто научит их Торе, сделает обрезание их сыновьям или совершит ритуальное заклание от их имени, и они нашли только этого человека, он может попросить мудреца или трех обычных людей [освободить его от клятвы]. Мы освобождаем его от клятвы. Он может исполнять эти заповеди от их имени и получать свое вознаграждение от людей, в отношении которых он дал клятву, что не будет получать от них выгоду. כֵּיצַד. נִשְׁבַּע וְתָלָה שְׁבוּעָתוֹ בְּדַעַת רַבִּים שֶׁלֹּא יֵהָנֶה בִּפְלוֹנִי לְעוֹלָם וְהֻצְרְכוּ בְּנֵי אוֹתָהּ הָעִיר לִלְמֹד תּוֹרָה אוֹ לְמִי שֶׁיָּמוּל אֶת בְּנֵיהֶם אוֹ שֶׁיִּזְבַּח לָהֶם וְלֹא נִמְצָא אֶלָּא זֶה בִּלְבַד הֲרֵי זֶה נִשְׁאַל לְחָכָם אוֹ לִשְׁלֹשָׁה הֶדְיוֹטוֹת וּמַתִּירִין לוֹ שְׁבוּעָתוֹ וְעוֹשֶׂה לָהֶם מִצְוֹת אֵלּוּ וְנוֹטֵל שְׂכָרוֹ מֵאוֹתָן הָאֲנָשִׁים שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֵהָנֶה מֵהֶם:
10. [Следующие законы действуют, если] человек дал клятву, не пожалел о ней и пришел в суд, чтобы исполнить свою клятву. Если судьи увидели, что освобождение от клятвы приведет к исполнению заповеди, миру между мужем и женой или между мужчиной и его товарищами, а исполнение клятвы приведет к нарушению и раздорам, они убеждают его [принять] вариант [освобождения от клятвы]. Они обсуждают с ним этот вопрос, указывая на последствия его клятвы, пока он не пожалеет [о том, что дал ее]. Если он передумает из-за их слов, мы освобождаем его от клятвы. Если он не передумает и продолжит упрямиться, он должен выполнить свою клятву. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע וְלֹא נִחַם עַל שְׁבוּעָתוֹ וּבָא לְבֵית דִּין לְקַיֵּם שְׁבוּעָתוֹ. אִם רָאוּ הַדַּיָּנִין שֶׁהֶתֵּר שְׁבוּעָה זוֹ גּוֹרֵם לְמִצְוָה וּלְשָׁלוֹם בֵּין אִישׁ לְאִשְׁתּוֹ בֵּין אָדָם לַחֲבֵרוֹ וְשֶׁקִּיּוּם שְׁבוּעָה זוֹ גּוֹרֵם לַעֲבֵרָה וְלִקְטָטָה פּוֹתְחִין לוֹ פֶּתַח וְנוֹשְׂאִין וְנוֹתְנִין עִמּוֹ בַּדָּבָר וּמוֹדִיעִין לוֹ דְּבָרִים שֶׁגּוֹרֶמֶת שְׁבוּעָתוֹ עַד שֶׁיִּתְנַחֵם. אִם נִחַם בְּדִבְרֵיהֶם מַתִּירִין לוֹ וְאִם לֹא נִחַם וְעָמַד בְּמִרְיוֹ הֲרֵי זֶה יְקַיֵּם שְׁבוּעָתוֹ:
11. Что имеется в виду? Человек дал клятву, что разведется со своей женой, что евреи не будут пользоваться его имуществом, что он не будет есть мяса и пить вина тридцать дней или тому подобное, ему говорят: «Сын мой, если ты разведешься с женой, то вызовешь злые сплетни о ее детях, [ибо люди] будут говорить: «Почему их мать развелась?» В будущем они будут называться «дети разведенной». [Более того, возможно, она выйдет замуж за другого, и ты никогда не сможешь жениться на ней снова» и тому подобное. [И они говорят:] «Клятва, которую ты дал, что евреи не должны пользоваться твоим имуществом, не принесет тебе пользы. Завтра кто-то может оказаться в нужде, и [соблюдая клятву] вы нарушите [заповеди]: «И если оскудеет твой брат и в упадок придет, то поддержи его, (также) пришельца и поселенца, и будет жить с тобою» [Ваикра 25:35-36] и «Но открывай руку твою ему» [Дварим 15:8]». [И говорят:] «Клятва, которую ты дал, не есть мяса и не пить вина тридцать дней [не в твою пользу]. [За это время] случится праздник, и ты сведешь на нет радость праздников и удовольствие субботы». Если он скажет: «Если бы я знал это, я бы не дал клятву», мы освобождаем его [от клятвы]. Если же он скажет: «Тем не менее, я не изменил своего мнения и желаю всего этого», мы не освобождаем его [от клятвы]. כֵּיצַד. נִשְׁבַּע שֶׁיְּגָרֵשׁ אֶת אִשְׁתּוֹ אוֹ שֶׁלֹּא יֵהָנֶה יִשְׂרָאֵל מִנְּכָסָיו אוֹ שֶׁלֹּא יֹאכַל בָּשָׂר וְשֶׁלֹּא יִשְׁתֶּה יַיִן שְׁלֹשִׁים יוֹם וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה אוֹמְרִים לוֹ בְּנִי אִם תְּגָרֵשׁ אֶת אִשְׁתְּךָ אַתָּה מוֹצִיא לַעַז עַל בָּנֶיךָ וְאוֹמְרִים הָעָם מִפְּנֵי מָה נִתְגָּרְשָׁה אִמָּן שֶׁל אֵלּוּ וּלְמָחָר קוֹרְאִים לָהֶם בְּנֵי גְּרוּשָׁה וְשֶׁמָּא תִּנָּשֵׂא לְאַחֵר וְאִי אַתָּה יָכוֹל לְהַחְזִירָהּ וְכַיּוֹצֵא בִּדְבָרִים אֵלּוּ. וְכֵן זֶה שֶׁנִּשְׁבַּעְתָּ שֶׁלֹּא יֵהָנֶה יִשְׂרָאֵל מִנְּכָסֶיךָ לְמָחָר יִצְטָרֵךְ זֶה וְתִהְיֶה עוֹבֵר עַל (ויקרא כה לו) «וְחֵי אָחִיךָ עִמָּךְ» (ויקרא כה לה) «וְהֶחֱזַקְתָּ בּוֹ» אוֹ (דברים טו ח) (דברים טו יא) «פָּתֹחַ תִּפְתַּח» וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. וְזֶה שֶׁנִּשְׁבַּעְתָּ שֶׁלֹּא תֹּאכַל בָּשָׂר וְשֶׁלֹּא תִּשְׁתֶּה יַיִן שְׁלֹשִׁים יוֹם הֲרֵי אַתָּה פּוֹגֵעַ בָּרֶגֶל וּמְבַטֵּל שִׂמְחַת יוֹם טוֹב וְעֹנֶג שַׁבָּת. אִם אָמַר אִלּוּ הָיִיתִי יוֹדֵעַ זֶה לֹא הָיִיתִי נִשְׁבַּע מַתִּירִין לוֹ וְאִם אָמַר אַף עַל פִּי כֵן לֹא נִחַמְתִּי וְרוֹצֶה אֲנִי בְּכָל זֶה אֵין מַתִּירִין לוֹ:
12. Мы не поощряем никого освобождаться от клятвы из-за того, что не произошло [на момент принятия клятвы]. Что подразумевается? Человек дал клятву не получать выгоду от такого-то и, такого-то, и этот человек стал городским писцом. Поскольку человек не пожалел о том, что дал клятву, мы не призываем его [воспользоваться] возможностью [освобождения от клятвы]. Даже если он сам сказал: «Если бы я знал, что [ему дадут эту должность], я бы не дал эту клятву», мы все равно не освобождаем его от нее. Ведь он не сожалеет о том, что дал клятву. Напротив, его желание состоит в том, чтобы он не извлекал из него выгоду, но, чтобы этот человек не был назначен писцом. Если же по собственной инициативе он пожалел о случившемся и его намерение изменилось, мы освобождаем от клятвы. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. אֵין פּוֹתְחִין בְּנוֹלָד. כֵּיצַד. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֵהָנֶה בִּפְלוֹנִי וְנַעֲשָׂה סוֹפֵר הָעִיר. הוֹאִיל וְלֹא נִחַם עַל שְׁבוּעָתוֹ אֵין פּוֹתְחִין לוֹ בְּדָבָר זֶה. וַאֲפִלּוּ אָמַר הוּא מֵעַצְמוֹ אִלּוּ הָיִיתִי יוֹדֵעַ לֹא הָיִיתִי נִשְׁבַּע אֵין מַתִּירִין לוֹ הוֹאִיל וַעֲדַיִן לֹא נִחַם אֶלָּא רְצוֹנוֹ שֶׁלֹּא יֵהָנֶה לוֹ וְשֶׁלֹּא יֵעָשֶׂה זֶה סוֹפֵר. אֲבָל אִם נִחַם הוּא מֵעַצְמוֹ מִפְּנֵי הַנּוֹלָד וְנֶהֶפְכָה דַּעְתּוֹ מַתִּירִין לוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
13. Если кто-либо дает клятву относительно какого-либо вопроса, а затем дает вторую клятву, что никогда не попросит отменить первую клятву, то, если он передумает, он должен сначала попросить отменить вторую клятву — о том, что он никогда не попросит отменить клятву. После этого он может попросить отмены первой клятвы. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע עַל דָּבָר וְנִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יַתִּיר שְׁבוּעָה זוֹ וְנִחַם. הֲרֵי זֶה נִשְׁאַל עַל הַשְּׁבוּעָה הָאַחֲרוֹנָה תְּחִלָּה שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יַתִּיר וְאַחַר כָּךְ יִשְׁאַל עַל הָרִאשׁוֹנָה:
14. Если человек дал клятву не разговаривать с, таким-то и, таким-то, а затем дал клятву, что если он попросит отменить эту клятву и освободить его, то ему будет запрещено пить вино навсегда. Если он передумает, то сначала должен попросить отменить первую клятву и освободить его. После этого он может просить об отмене второй клятвы. Ибо нельзя отменять клятву или обет до того, как он вступит в силу. Соответственно, если в Нисане человек дал клятву, что не будет есть мясо в течение тридцати дней, начиная с Новомесячья Ияра, [если] он передумает, он не может отменить клятву до начала [месяца] Ияр. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יְדַבֵּר עִם פְּלוֹנִי וְנִשְׁבַּע אַחַר כָּךְ שֶׁאִם יִשְׁאַל עַל שְׁבוּעָה זוֹ וְיַתִּירָהּ יִהְיֶה אָסוּר לִשְׁתּוֹת יַיִן לְעוֹלָם וְנִחַם. הֲרֵי זֶה נִשְׁאָל עַל הַשְּׁבוּעָה הָרִאשׁוֹנָה וּמַתִּירָהּ. וְאַחַר כָּךְ יִשְׁאַל עַל הַשְּׁנִיָּה. שֶׁאֵין מַתִּירִין נֵדֶר אוֹ שְׁבוּעָה שֶׁעֲדַיִן לֹא חָלוּ. לְפִיכָךְ אִם הָיָה עוֹמֵד בְּנִיסָן וְנִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל בָּשָׂר שְׁלֹשִׁים יוֹם מֵרֹאשׁ חֹדֶשׁ אִיָּר וְנִחַם אֵינוֹ נִשְׁאָל עַד שֶׁיִּכָּנֵס אִיָּר:
15. Если кто-либо даст клятву, что не получит выгоду от такого-то, и что не получит выгоду от мудреца, который освободит его от этой клятвы, то сначала он должен попросить отмены первой клятвы, а затем второй. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֵהָנֶה לִפְלוֹנִי וְשֶׁלֹּא יֵהָנֶה לְחָכָם שֶׁיִּשְׁאַל לוֹ עַל שְׁבוּעָה זוֹ. נִשְׁאַל עַל הָרִאשׁוֹנָה וְאַחַר כָּךְ יִשְׁאַל עַל הַשְּׁנִיָּה:
16. Если кто-то дал клятву, что не будет получать выгоду от такого-то и, такого-то, и что он станет назореем, если попросит отменить эту клятву, то сначала он должен попросить отменить свою клятву, а затем — клятву назорея. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֵהָנֶה לִפְלוֹנִי וַהֲרֵי הוּא נָזִיר אִם יִשְׁאַל עַל שְׁבוּעָה זוֹ. יִשְׁאַל עַל שְׁבוּעָתוֹ תְּחִלָּה וְאַחַר כָּךְ עַל נְזִירוּתוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
17. [Если человек говорит: «Я даю клятву не есть сегодня, [я даю] клятву не есть сегодня, [я даю] клятву не есть сегодня» или «В отношении этого хлеба я даю клятву не есть его, [я даю] клятву не есть его, [я даю] клятву не есть его». Если он попросит отменить первую клятву, и она будет отменена, то, тем не менее, он несет ответственность за вторую клятву. Аналогично, если он просит отменить вторую клятву, он несет ответственность за третью клятву. Если он просит отменить только третью клятву, он несет ответственность за первую и вторую. [Аналогично], если он просит отменить вторую клятву, он несет ответственность за первую. Если это так, то каков смысл утверждения: «Клятва не может вступить в силу, [когда вопрос, которого она касается, уже запрещен] клятвой»? Если человек не отменил [ни одной] клятвы и съел [запрещенный предмет], он будет нести ответственность только один раз, как мы объяснили. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל הַיּוֹם שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל הַיּוֹם שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל הַיּוֹם. אוֹ שֶׁאָמַר עַל כִּכָּר זוֹ שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכָלֶנָּה שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכָלֶנָּה שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכָלֶנָּה. וְנִשְׁאַל עַל שְׁבוּעָה רִאשׁוֹנָה וְהֻתְּרָה הֲרֵי זֶה חַיָּב מִשּׁוּם שְׁבוּעָה שְׁנִיָּה. וְכֵן אִם נִשְׁאַל עַל הַשְּׁנִיָּה חַיָּב מִשּׁוּם שְׁלִישִׁית. נִשְׁאַל עַל הַשְּׁלִישִׁית בִּלְבַד חַיָּב מִשּׁוּם רִאשׁוֹנָה וּשְׁנִיָּה. נִשְׁאַל עַל הַשְּׁנִיָּה חַיָּב מִשּׁוּם רִאשׁוֹנָה [וּשְׁלִישִׁית]. אִם כֵּן מִפְּנֵי מָה אָמְרוּ אֵין שְׁבוּעָה חָלָה עַל שְׁבוּעָה. שֶׁאִם לֹא נִשְׁאַל וַאֲכָלָהּ אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
18. Если кто-то дал клятву речением о будущем и нарушил ее, например, дал клятву не есть хлеб и съел его, если он передумал, он может попросить мудреца отменить клятву после того, как съест его, до принесения жертвы, если он [съел его] ненароком, или до наказания плетьми, если он сделал это добровольно. [Если мудрец] отменит клятву, то он освобождается от жертвоприношения или от ударов плетью. Более того, даже если его связали [при подготовке к плетению], он попросил отменить клятву и она была отменена до того, как начали пороть, он освобождается. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע שְׁבוּעַת בִּטּוּי לְהַבָּא וְשִׁקֵּר בִּשְׁבוּעָתוֹ. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל פַּת זוֹ וַאֲכָלָהּ וְאַחַר שֶׁאֲכָלָהּ קֹדֶם שֶׁיָּבִיא קָרְבָּנוֹ אִם הָיָה שׁוֹגֵג אוֹ קֹדֶם שֶׁיִּלְקֶה אִם הָיָה מֵזִיד נִחַם וְנִשְׁאַל לְחָכָם וְהִתִּירָהּ לוֹ. הֲרֵי זֶה פָּטוּר מִן הַקָּרְבָּן אוֹ מִן הַמַּלְקוֹת. וְלֹא עוֹד אֶלָּא אֲפִלּוּ כְּפָתוּהוּ לִלְקוֹת וְנִשְׁאַל וְהִתִּירוּ לוֹ קֹדֶם שֶׁיַּתְחִילוּ לְהַלְקוֹתוֹ הֲרֵי זֶה פָּטוּר:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter