СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 11:49

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях. Гл. 3

1. Каждый, кто служит идолам по собственному желанию и преднамеренно, заслуживает отсечение души (абсолютную гибель), а если это произошло в присутствии свидетелей и после предупреждения — ему положена смертная казнь через побиение камнями («скила»). Если же сделал это по ошибке — приносит искупительную жертву «хатат кавуа». כָּל הָעוֹבֵד כּוֹכָבִים בִּרְצוֹנוֹ בְּזָדוֹן חַיָּב כָּרֵת וְאִם הָיוּ שָׁם עֵדִים וְהַתְרָאָה נִסְקָל. וְאִם עָבַד בִּשְׁגָגָה מֵבִיא קָרְבַּן חַטָּאת קְבוּעָה:
2. Много видов служения придумали идолопоклонники, каждому божку и каждому изображению свой способ поклонения, не похожий на другие: например, Пеору поклонялись тем, что испражнялись перед ним, а Меркулису — тем, что кидали в него камни или разбрасывали камни перед его изображением. И много других подобных способов служения установили для разных божков. Поэтому тот, кто испражняется перед Меркулисом, или бросает камни в Пеора — не наказывается, пока не начнет служить идолу соответствующим ему способом, как сказано: «...как служат эти народы своим божкам, и сделаю я то же самое» (Дварим 12:30). Поэтому судьи должны знать, как поклоняются тому или иному идолу, ведь нельзя приговорить человека к смертной казни, пока не удостоверятся, что он служил идолу так, как это принято. עֲבוֹדוֹת הַרְבֵּה קָבְעוּ עוֹבְדֵי כּוֹכָבִים לְכָל צֶלֶם וְצֶלֶם וּלְכָל צוּרָה וְצוּרָה וַעֲבוֹדַת זֶה אֵינָהּ כַּעֲבוֹדַת זֶה כְּגוֹן פְּעוֹר שֶׁעֲבוֹדָתוֹ שֶׁפּוֹעֵר אָדָם עַצְמוֹ לוֹ וּמַרְקוּלִיס שֶׁעֲבוֹדָתוֹ שֶׁיִּזְרֹק לוֹ אֲבָנִים אוֹ יְסַקֵּל מִלְּפָנָיו אֲבָנִים וְהַרְבֵּה עֲבוֹדוֹת כְּגוֹן אֵלּוּ תִּקְּנוּ לִשְׁאָר צְלָמִים. לְפִיכָךְ הַפּוֹעֵר עַצְמוֹ לְמַרְקוּלִיס אוֹ שֶׁזָּרַק אֶבֶן לִפְעוֹר פָּטוּר עַד שֶׁיַּעֲבֹד אוֹתוֹ דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יב ל) "אֵיכָה יַעַבְדוּ הַגּוֹיִם הָאֵלֶּה אֶת אֱלֹהֵיהֶם וְאֶעֱשֶׂה כֵּן גַּם אָנִי". וּמִפְּנֵי זֶה הָעִנְיָן צְרִיכִין בֵּית דִּין לֵידַע דַּרְכֵי הָעֲבוֹדוֹת, שֶׁאֵין סוֹקְלִין עוֹבֵד כּוֹכָבִים עַד שֶׁיֵּדְעוּ שֶׁזּוֹ הִיא דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתוֹ:
3. А предупреждение поклоняющимся идолам подобными способами — это то, что написано: «И не служи им» (Шмот 20:5). Это сказано про любые виды служения, кроме простирания ниц, принесения жертв, воскурения благовоний и возлияния. Но тот, кто производит один из этих четырех видов служения для любого из идолов — наказывается, даже если это не характерный способ служения для данного идола. Например: тот, кто сделал возлияние вина для Пеора или принес жертву Меркулису — наказывается, как сказано: «Приносящий жертвы божкам — будет отвержен» (Шмот 22:19). Принесение жертв было названо в числе других способов поклонения. Почему Тора его выделяет? Чтобы сказать тебе: так же, как за жертвоприношение, которое является специфическим способом поклонения Всевышнему, делающий это для идола заслуживает «скилы», хотя это и не характерный способ поклонения данному идолу — так же и за любой другой вид поклонения, специфический для Г-спода, если сделал это действие для идола — характерно ли это для данного идола или нет — подлежит наказанию. Также сказано «Не простирайся ниц перед другим богом» (Шмот 34:14), чтобы подчеркнуть, что наказание распространяется также на простирание ниц, даже если это и не постоянный способ поклонения данному идолу. То же относится и к воскуряющему, и к делающему возлияния; а разбрызгивание — это частный случай возлияния. וְאַזְהָרָה שֶׁל עֲבוֹדוֹת אֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן הוּא מַה שֶּׁכָּתוּב (שמות כ ה) "וְלֹא תָעָבְדֵם". בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּשְׁאָר עֲבוֹדוֹת חוּץ מִמִּשְׁתַּחֲוְה וְזוֹבֵחַ וּמַקְטִיר וּמְנַסֵּךְ. אֲבָל הָעוֹבֵד בְּאַחַת מֵעֲבוֹדוֹת אֵלּוּ לְאֶחָד מִכָּל מִינֵי עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים חַיָּב וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתוֹ בְּכָךְ. כֵּיצַד. הֲרֵי שֶׁנִּסֵּךְ לִפְעוֹר אוֹ שֶׁזָּבַח לְמַרְקוּלִיס חַיָּב שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כב יט) "זֹבֵחַ לָאֱלֹהִים יָחֳרָם בִּלְתִּי לַה' לְבַדּוֹ". זְבִיחָה בִּכְלַל עֲבוֹדָה הָיְתָה וְלָמָּה יָצָאת לוֹמַר לְךָ מַה זְּבִיחָה מְיֻחֶדֶת שֶׁעוֹבְדִין בָּהּ לַשֵּׁם וְחַיָּב הַזּוֹבֵחַ לְאֵל אַחֵר סְקִילָה עָלֶיהָ בֵּין הָיְתָה דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתוֹ בִּזְבִיחָה אוֹ אֵינָהּ בִּזְבִיחָה. אַף כָּל עֲבוֹדָה שֶׁהִיא מְיֻחֶדֶת לַשֵּׁם אִם עָבַד בָּהּ לְאֵל אַחֵר בֵּין שֶׁהָיְתָה דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתוֹ בְּכָךְ בֵּין שֶׁאֵינָהּ בְּכָךְ חַיָּב עָלֶיהָ. לְכָךְ נֶאֱמַר (שמות לד יד) "לֹא תִשְׁתַּחֲוֶה לְאֵל אַחֵר" לְחַיֵּב עַל הַהִשְׁתַּחֲוָיָה אֲפִלּוּ אֵין דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתוֹ בְּכָךְ. וְהוּא הַדִּין לִמְקַטֵּר וּמְנַסֵּךְ. וְזוֹרֵק וּמְנַסֵּךְ אֶחָד הוּא:
4. Если в идола брызнули калом или сделали возлияние из мочи — сделавший это подлежит наказанию. Тот, кто принес в жертву кузнечика, не подлежит наказанию, если только это не специфический способ поклонения данному идолу; также, если принесли в жертву скот, у которого нет одной из конечностей — не наказываются, если только это не характерный способ поклонения данному идолу. Если идолу служат при помощи палки — тот, кто сломал перед ним палку, наказывается, и палку запрещено использовать в любых целях; тот, кто бросил перед ним палку, наказывается, но палка не становится запрещенной, так как бросание палки не похоже на разбрызгивание крови: палка остается такой, какая есть, а кровь разлетается. Тот, кто решил заниматься идолопоклонством в любом виде, заслуживает «скилы». Даже если человек поднял кирпич и сказал ему: ты мой бог, или любую другую фразу подобного рода — подлежит наказанию; и даже если раскаялся сразу, произнеся это, и сказал: ты не будешь моим Б-гом — это не отменяет наказания, и его забрасывают камнями. סָפַת לָהּ צוֹאָה אוֹ שֶׁנִּסֵּךְ לָהּ עֲבִיט שֶׁל מֵי רַגְלַיִם חַיָּב. שָׁחַט לָהּ חָגָב פָּטוּר אֶלָּא אִם כֵּן הָיְתָה עֲבוֹדָתָהּ בְּכָךְ. וְכֵן אִם שָׁחַט לָהּ בְּהֵמָה מְחֻסֶּרֶת אֵיבָר פָּטוּר אֶלָּא אִם כֵּן הָיְתָה דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתָהּ בְּכָךְ. עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים שֶׁעוֹבְדִין אוֹתָהּ בְּמַקֵּל. שָׁבַר מַקֵּל בְּפָנֶיהָ חַיָּב וְנֶאֱסֶרֶת. זָרַק מַקֵּל בְּפָנֶיהָ חַיָּב וְאֵינָהּ נֶאֱסֶרֶת. שֶׁאֵין זְרִיקַת הַמַּקֵּל כְּעֵין זְרִיקַת הַדָּם שֶׁהֲרֵי הַמַּקֵּל כְּמוֹ שֵׁהוּא וְהַדָּם מִתְפַּזֵּר. הַמְקַבֵּל עָלָיו אֶחָד מִכָּל מִינֵי עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים בֵּאלוֹהַּ חַיָּב סְקִילָה. וַאֲפִלּוּ הִגְבִּיהַּ לְבֵנָה וְאָמַר לָהּ אֵלִי אַתָּה וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בְּדִבּוּר זֶה חַיָּב. וַאֲפִלּוּ חָזַר בּוֹ בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר וְאָמַר אֵין זֶה אֵלִי אֵין חֲזָרָתוֹ כְּלוּם אֶלָּא נִסְקָל:
5. Тот, кто производит действие, характерное для служения данному идолу, с целью его унизить — заслуживает наказания. Например: отправляющий естественные надобности перед Пеором с целью его унизить или бросающий камень в Меркулиса с целью его унизить — из-за того, что эти действия являются характерными способами служения данным идолам — подлежит наказанию, и приносит искупительную жертву за свою ошибку. הָעוֹבֵד עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים כְּדַרְכָּהּ וַאֲפִלּוּ עָשָׂה דֶּרֶךְ בִּזָּיוֹן חַיָּב. כֵּיצַד. הַפּוֹעֵר עַצְמוֹ לִפְעוֹר כְּדֵי לְבַזּוֹתוֹ אוֹ זָרַק אֶבֶן לְמַרְקוּלִיס כְּדֵי לְבַזּוֹתוֹ הוֹאִיל וַעֲבוֹדָתוֹ בְּכָךְ חַיָּב. וּמֵבִיא קָרְבָּן עַל שִׁגְגָתוֹ:
6. Если человек служит идолу потому, что тот ему нравится (например, он очень красиво сделан) или потому, что он боится вреда от этого идола (ведь те, кто служит идолам, считают, что эти изображения приносят вред или пользу), заслуживает «скилы» только в том случае, если решил для себя считать этого идола Б-гом; если же не считает его Б-гом — даже если служил ему так, как принято ему служить, или одним из четырех видов служения Всевышнему — не наказывается. Тот, кто обнимает идола, целует его, подметает перед ним, моет перед ним пол, умывает его, умащивает его, одевает или обувает и любым другим способом выражает свое почитание — нарушает запрет Торы, как сказано: «...и не служите им» (Шмот 20:4; Шмот 23:24; Дварим 5:8), а эти вещи входят в понятие служения. Несмотря на это, нарушитель не получает телесного наказания за одну из них, так как они в Торе не перечислены; но если какое-то из этих действий является специфической формой служения данному идолу и было произведено именно с целью служения — преступник наказывается. הָעוֹבֵד עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים מֵאַהֲבָה כְּגוֹן שֶׁחָשַׁק בְּצוּרָה זוֹ מִפְּנֵי מְלַאכְתָּהּ שֶׁהָיְתָה נָאָה בְּיוֹתֵר. אוֹ שֶׁעֲבָדָהּ מִיִּרְאָתוֹ לָהּ שֶׁמָּא תָּרֵעַ לוֹ כְּמוֹ שֶׁהֵן מְדַמִּים עוֹבְדֶיהָ שֶׁהִיא מֵיטִיבָה וּמְרֵעָה. אִם קִבְּלָהּ עָלָיו בֵּאלוֹהַּ חַיָּב סְקִילָה וְאִם עֲבָדָהּ דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתָהּ אוֹ בְּאַחַת מֵאַרְבַּע עֲבוֹדוֹת מֵאַהֲבָה אוֹ מִיִּרְאָה פָּטוּר. הַמְגַפֵּף עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים וְהַמְנַשֵּׁק לָהּ וְהַמְכַבֵּד וְהַמְרַבֵּץ לְפָנֶיהָ וְהַמַּרְחִיץ לָהּ וְהַסָּךְ וְהַמַּלְבִּישׁ וְהַמַּנְעִיל וְכָל כַּיּוֹצֵא בְּדִבְרֵי כָּבוֹד הָאֵלּוּ עוֹבֵר בְּלֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁנֶּאֱמַר וְלֹא תָעָבְדֵם, וּדְבָרִים אֵלּוּ בִּכְלַל עֲבוֹדָה הֵן. וְאַף עַל פִּי כֵן אֵינוֹ לוֹקֶה עַל אַחַת מֵהֶן לְפִי שֶׁאֵינָן בְּפֵרוּשׁ. וְאִם הָיְתָה דֶּרֶךְ עֲבוֹדָתָהּ בְּאֶחָד מִכָּל הַדְּבָרִים הָאֵלּוּ וַעֲשָׂהוּ לְעָבְדָהּ חַיָּב:
7. Если человек занозил ногу перед изображением идола — нельзя наклоняться, чтобы вынуть занозу, так как это выглядит как поклон идолу; и если у человека рассыпались монеты перед идолом — нельзя наклоняться, чтобы собрать их, так как это выглядит как поклон идолу; но нужно присесть, а затем собрать. יָשַׁב לוֹ קוֹץ בְּרַגְלוֹ לִפְנֵי עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים לֹא יָשֹׁחַ וְיִטְּלֶנּוּ מִפְּנֵי שֶׁנִּרְאֶה כְּמִשְׁתַּחֲוֶה לָהּ. נִתְפַּזְּרוּ לוֹ מָעוֹת בְּפָנֶיהָ לֹא יָשֹׁחַ וְיִטְּלֵם מִפְּנֵי שֶׁנִּרְאֶה כְּמִשְׁתַּחֲוֶה לָהּ אֶלָּא יֵשֵׁב וְאַחַר כָּךְ יִטּל:
8. Если перед идолом находятся фонтаны питьевой воды в виде человеческих лиц или морд животных, нельзя прикладывать рот к их рту, чтобы попить, так как это выглядит как поцелуй идолу. פַּרְצוּפוֹת הַמְקַלְּחוֹת מַיִם בִּפְנֵי עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים לֹא יַנִּיחַ פִּיו עַל פִּיהֶם וְיִשְׁתֶּה מִפְּנֵי שֶׁנִּרְאֶה כִּמְנַשֵּׁק לַעֲבוֹדַת כּוֹכָבִים:
9. Сделавший идола для самого себя — даже если не сделал собственными руками, и даже если не служил ему — приговаривается к телесному наказанию по Торе, как сказано: «Не делай себе изваяния и любого изображения» (Шмот 20:3). Также тот, кто делает идола своими руками для других, даже для нееврея, получает телесное наказание по Торе, как сказано: «...и литых богов не делайте себе» (Ваикра 19:4). Поэтому тот, кто делает идола своими руками для себя, наказывается дважды. הָעוֹשֶׂה עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים לְעַצְמוֹ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא עֲשָׂאָהּ בְּיָדוֹ וְלֹא עֲבָדָהּ לוֹקֶה שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כ ד) "לֹא תַעֲשֶׂה לְךָ פֶסֶל וְכָל תְּמוּנָה". וְכֵן הָעוֹשֶׂה עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים בְּיָדוֹ לַאֲחֵרִים אֲפִלּוּ עֲשָׂאָהּ לְעוֹבֵד כּוֹכָבִים לוֹקֶה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יט ד) "וֵאלֹהֵי מַסֵּכָה לֹא תַעֲשׂוּ לָכֶם". לְפִיכָךְ הָעוֹשֶׂה עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים בְּיָדוֹ לְעַצְמוֹ לוֹקֶה שְׁתַּיִם:
10. Запрещено делать статуи для украшения, даже если это не идолы, как сказано: «Не делайте при Мне божеств серебряных, и божеств золотых не делайте для себя» (Шмот 20:20), то есть, статуи из золота и серебра, предназначенные для украшения, чтобы не ошиблись на них те, кто склонен к такого рода ошибке, и не приняли за объект поклонения. Запрещенными для украшения являются только изображения человека. Поэтому не делают изображений человека ни на дереве, ни на камне, ни на штукатурке — если эти изображения выпуклые, как барельефы во дворцах и тому подобное; а тот, кто сделал, получает телесное наказание по Торе. Но если изображение вогнутое, или это только контур, обведенный на доске или таблице, или оно выткано на материи — такие изображения разрешены. אָסוּר לַעֲשׂוֹת צוּרוֹת לְנוֹי וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵינָהּ עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כ כ) "לֹא תַעֲשׂוּן אִתִּי" כְּלוֹמַר צוּרוֹת שֶׁל כֶּסֶף וְזָהָב שֶׁאֵינָם אֶלָּא לְנוֹי כְּדֵי שֶׁלֹּא יִטְּעוּ בָּהֶן הַטּוֹעִים וִידַמּוּ שֶׁהֵם לַעֲבוֹדַת כּוֹכָבִים. וְאֵין אִסּוּר לָצוּר לְנוֹי אֶלָּא צוּרַת הָאָדָם בִּלְבַד. לְפִיכָךְ אֵין מְצַיְּרִים לֹא בְּעֵץ וְלֹא בְּסִיד וְלֹא בְּאֶבֶן צוּרַת הָאָדָם. וְהוּא שֶׁתִּהְיֶה הַצּוּרָה בּוֹלֶטֶת כְּגוֹן הַצִּיּוּר וְהַכִּיּוּר שֶׁבַּטְּרַקְלִין וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן וְאִם צָר לוֹקֵה. אֲבָל אִם הָיִתָה הַצּוּרָה מֵשִׁקַעַת אוֹ צוּרָה שֶׁל סַמָּנִין כְּגוֹן הַצּוּרוֹת שֵׁעַל גַּבֵּי הַלּוּחוֹת וִהַטַּבְלִיּוֹת אוֹ צוּרוֹת שֶׁרוֹקְמִין בָּאָרִיג הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרוֹת:
11. Если на кольце есть печать с изображением человека, и это изображение выпуклое — нельзя носить такое кольцо, но можно им ставить печать; если же на кольце вогнутое изображение человека — его можно носить, но запрещено использовать как печать, так как на сургуче от него останется выпуклое изображение. Запрещено также ваять подобия Солнца, Луны, звезд, созвездий и ангелов, как сказано: «Не делайте их со Мной...» (Шмот 20:19), то есть, не делайте изображения тех созданий, которые служат Мне в небесах, даже если эти изображения плоские. Изображения животных и других живых существ, кроме человека, а также изображения деревьев, трав и тому подобного создавать можно, даже если они выпуклые. טַבַּעַת שֶׁיֵּשׁ עָלֶיהָ חוֹתָם שֶׁהוּא צוּרַת אָדָם אִם הָיְתָה הַצּוּרָה בּוֹלֶטֶת אָסוּר לְהַנִּיחָהּ וּמֻתָּר לַחְתֹּם בָּהּ. וְאִם הָיְתָה הַצּוּרָה שׁוֹקַעַת מֻתָּר לְהַנִּיחָהּ וְאָסוּר לַחְתֹּם בָּהּ מִפְּנֵי שֶׁהַנָּחָתָם תַּעֲשֶׂה בּוֹ הַצּוּרָה בּוֹלֶטֶת. וְכֵן אָסוּר לָצוּר דְּמוּת חַמָּה וּלְבָנָה כּוֹכָבִים מַזָּלוֹת וּמַלְאָכִים שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כ כ) "לֹא תַעֲשׂוּן אִתִּי" (גמרא ראש השנה כד ב) "לֹא תַעֲשׂוּן כִּדְמוּת שְׁמָשַׁי הַמְשַׁמְּשִׁין לְפָנַי בַּמָּרוֹם" וַאֲפִלּוּ עַל הַלּוּחַ. צוּרוֹת הַבְּהֵמוֹת וּשְׁאָר נֶפֶשׁ חַיָּה חוּץ מִן הָאָדָם וְצוּרוֹת הָאִילָנוֹת וּדְשָׁאִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מֻתָּר לָצוּר אוֹתָם וַאֲפִלּוּ הָיְתָה הַצּוּרָה בּוֹלֶטֶת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter