СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 21:13

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы пасхальной жертвы. Гл. 7

1. Следующие правила действуют, если в первый Песах было много людей, ритуально нечистых из-за контакта с человеческим трупом. Если они составляли меньшую часть еврейского народа, их приношение откладывается до второго Песаха, как и других оскверненных. Если же большинство еврейского народа было нечистым из-за контакта с человеческим трупом или коэны или священная утварь были осквернены из-за контакта с человеческим трупом, то их приношение не откладывается. Вместо этого все они должны принести пасхальную жертву в состоянии ритуальной нечистоты, ритуально нечистые вместе с чистыми. Как сказано («Бамидбар» 9:6): «Но были люди, которые были нечисты от умершего». Подразумевается, что приношения отдельных людей откладываются до второго Песаха, но приношения общины не откладываются. Эта концепция применима только в отношении ритуальной нечистоты, связанной с человеческим трупом, как объясняется в «Законы посещения Храма». רַבִים שֶׁהָיוּ טְמֵאֵי מֵת בְּפֶסַח רִאשׁוֹן אִם הָיוּ מִעוּט הַקָּהָל הֲרֵי אֵלּוּ נִדְחִין לְפֶסַח שֵׁנִי כִּשְׁאָר הַטְּמֵאִים. אֲבָל אִם הָיוּ רֹב הַקָּהָל טְמֵאֵי מֵת אוֹ שֶׁהָיוּ הַכֹּהֲנִים אוֹ כְּלֵי שָׁרֵת טְמֵאִים טֻמְאַת מֵת אֵינָן נִדְחִין. אֶלָּא יַקְרִיבוּ כֻּלָּן הַפֶּסַח בְּטֻמְאָה הַטְּמֵאִים עִם טְהוֹרִים. שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר ט ו) «וַיְהִי אֲנָשִׁים אֲשֶׁר הָיוּ טְמֵאִים לְנֶפֶשׁ אָדָם» יְחִידִים נִדְחִים וְאֵין הַצִּבּוּר נִדְחֶה. וְדָבָר זֶה בְּטֻמְאַת הַמֵּת בִּלְבַד כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּבִיאַת הַמִּקְדָּשׁ:
2. Если бы еврейский народ был наполовину ритуально чистым и наполовину нечистым, то все они должны были бы принести жертву в первый Песах. Чистые приносят жертву сами в состоянии ритуальной чистоты, а нечистые приносят ее сами в состоянии нечистоты и принимают ее в нечистоте. Если нечистых больше, чем чистых, даже на одного, то все они должны приносить жертву в нечистоте. הָיוּ הַקָּהָל מֶחֱצָה טְהוֹרִים וּמֶחֱצָה טְמֵאֵי מֵת. כֻּלָּן עוֹשִׂין בָּרִאשׁוֹן וְהַטְּהוֹרִים עוֹשִׂין לְעַצְמָן בְּטָהֳרָה וְהַטְּמֵאִים עוֹשִׂין לְעַצְמָן בְּטֻמְאָה וְאוֹכְלִין אוֹתוֹ בְּטֻמְאָה. וְאִם הָיוּ טְמֵאֵי הַמֵּת עוֹדְפִין עַל הַטְּהוֹרִים אֲפִלּוּ אֶחָד יַעֲשׂוּ כֻּלָּן בְּטֻמְאָה:
3. Если мужчины были наполовину нечисты из-за контакта с человеческим трупом и наполовину чисты, а при подсчете женщин вместе с мужчинами большинство окажется чистым, то те, кто чист, должны принести первую пасхальную жертву. Те, кто нечист, не приносят ни первой пасхальной жертвы, ни второй. Они не приносят первую, потому что составляют меньшую часть народа. А вторую они не приносят, потому что принесение женщинами второй пасхальной жертвы — это вопрос выбора. Таким образом, нечистые — это всего лишь половина народа, а половина народа не приносит вторую пасхальную жертву. הָיוּ הָאֲנָשִׁים מֶחֱצָה טְמֵאֵי מֵת וּמֶחֱצָה טְהוֹרִים וּבִזְמַן שֶׁאַתָּה מוֹנֶה הַנָּשִׁים בִּכְלַל הָאֲנָשִׁים יִהְיוּ הָרֹב טְהוֹרִים. הַטְּהוֹרִים עוֹשִׂים אֶת הָרִאשׁוֹן וְהַטְּמֵאִין אֵינָן עוֹשִׂין לֹא אֶת הָרִאשׁוֹן וְלֹא אֶת הַשֵּׁנִי. אֵין עוֹשִׂין רִאשׁוֹן מִפְּנֵי שֶׁהֵן מִעוּט. וְאֵין עוֹשִׂין אֶת הַשֵּׁנִי מִפְּנֵי שֶׁהַנָּשִׁים בַּשֵּׁנִי רְשׁוּת וְנִמְצְאוּ הַטְּמֵאִים מֶחֱצָה וְאֵין מֶחֱצָה עוֹשִׂין אֶת הַשֵּׁנִי:
4. Если большая часть еврейского народа была истекающими, поражена проказой или имела отношения с отлученными, а меньшая часть была нечиста из-за контакта с человеческим трупом, то те, кто нечист из-за контакта с трупом, не должны приносить первую пасхальную жертву, потому что они — меньшая часть народа. Не приносят они и вторую жертву, поскольку люди приносят вторую жертву только в то время, когда большинство народа принесло первую пасхальную жертву. В данном случае, поскольку большая часть еврейского народа не принесла первую пасхальную жертву, меньшая часть, которая нечиста из-за контакта с трупом, не должна приносить вторую пасхальную жертву. הָיוּ רֹב הַקָּהָל זָבִים וּמְצֹרָעִים וּבוֹעֲלֵי נִדּוֹת וּמִעוּטָן טְמֵאֵי מֵת. אוֹתָן טְמֵאֵי מֵת אֵינָן עוֹשִׂין בָּרִאשׁוֹן לְפִי שֶׁהֵן מִעוּט וְאֵין עוֹשִׂין הַשֵּׁנִי שֶׁאֵין הַיְחִידִים עוֹשִׂין אֶת הַשֵּׁנִי אֶלָּא בִּזְמַן שֶׁעָשׂוּ רֹב הַקָּהָל אֶת הָרִאשׁוֹן. וְכָאן הוֹאִיל וְלֹא עָשָׂה רֹב הַקָּהָל בָּרִאשׁוֹן לֹא יַעֲשׂוּ אֵלּוּ הַמִּעוּט הַטְּמֵאִים לְמֵת אֶת הַשֵּׁנִי:
5. Если большая часть еврейского народа была нечиста из-за контакта с человеческим трупом, а меньшая часть — истекающие и т.п., то те, кто нечист из-за контакта с трупом, приносят первую пасхальную жертву, а те, кто истекают и т.п., не приносят ни первую пасхальную жертву, ни вторую. Они не приносят первую, потому что ограничения на приношение в состоянии нечистоты были приостановлены в отношении общинных жертвоприношений только для тех, кто нечист из-за контакта с человеческим трупом. Не приносят они и вторую, потому что вторая пасхальная жертва приносится только тогда, когда первая была принесена в состоянии ритуальной чистоты. Если первая была принесена в состоянии нечистоты, то второго жертвоприношения не будет. הָיוּ רֹב הַקָּהָל טְמֵאֵי מֵת וּמִעוּטָן זָבִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. טְמֵאֵי מֵת עוֹשִׂין אֶת הָרִאשׁוֹן וְהַזָּבִין וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אֵינָן עוֹשִׂין לֹא אֶת הָרִאשׁוֹן וְלֹא אֶת הַשֵּׁנִי. אֵינָן עוֹשִׂין בָּרִאשׁוֹן שֶׁאֵין נִדְחֵית בְּצִבּוּר אֶלָּא טֻמְאַת הַמֵּת בִּלְבַד. וְאֵינָן עוֹשִׂין בַּשֵּׁנִי שֶׁאֵין עוֹשִׂין פֶּסַח שֵׁנִי אֶלָּא אִם בָּא הָרִאשׁוֹן בְּטָהֳרָה. אֲבָל אִם נַעֲשָׂה רִאשׁוֹן בְּטֻמְאָה אֵין שָׁם פֶּסַח שֵׁנִי:
6. Следующие законы действуют, если треть еврейского народа была чиста, треть — истекающие и т.п., а треть — нечиста из-за контакта с человеческим трупом. Те, кто был нечист из-за контакта с трупом, не должны приносить ни первую пасхальную жертву, ни вторую. Они не приносят первую жертву, потому что являются меньшей частью по сравнению с совокупностью чистых и истекающих. Они не должны приносить вторую жертву, потому что меньшая часть народа принесла первую, как мы уже объясняли. Как мы вычисляем, является ли большинство людей нечистыми или чистыми? Мы не производим подсчет всех тех, кто стремится съесть жертву, потому что возможно, что на одну пасхальную жертву будет причислено 20 человек, и они отправят ее с одним человеком, чтобы тот зарезал ее от их имени. Вместо этого мы пересчитываем всех тех, кто стремится войти во двор Храма, пока они находятся снаружи. Перед тем, как первая группа войдет во двор Храма, производится расчет. הָיוּ שְׁלִישׁ הַקָּהָל טְהוֹרִים וּשְׁלִישׁ זָבִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶם וּשְׁלִישׁ טְמֵאֵי מֵת אוֹתָן טְמֵאֵי מֵת אֵין עוֹשִׂין אֶת הָרִאשׁוֹן וְלֹא אֶת הַשֵּׁנִי. אֵינָן עוֹשִׂין רִאשׁוֹן שֶׁהֲרֵי הֵן מֻעָטִים לְגַבֵּי טְהוֹרִים עִם הַזָּבִים. וּבַשֵּׁנִי לֹא יַעֲשׂוּ שֶׁהֲרֵי מִעוּט עָשׂוּ בָּרִאשׁוֹן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. כֵּיצַד מְשַׁעֲרִים הַפֶּסַח לֵידַע אִם רֹב הַקָּהָל טְמֵאִים אוֹ טְהוֹרִים. אֵין מְשַׁעֲרִין בְּכָל הָאוֹכְלִין שֶׁאֶפְשָׁר שֶׁיִּהְיוּ עֶשְׂרִים נִמְנִין עַל פֶּסַח אֶחָד וּמְשַׁלְּחִין אוֹתוֹ בְּיַד אֶחָד לִשְׁחֹט עֲלֵיהֶן אֶלָּא מְשַׁעֲרִין בְּכָל הַנִּכְנָסִים לָעֲזָרָה וְעַד שֶׁהֵן מִבַּחוּץ קֹדֶם שֶׁתִּכָּנֵס כַּת הָרִאשׁוֹנָה מְשַׁעֲרִין אוֹתָן:
7. Если кто-то оскверняется в сомнительной ситуации, связанной с ритуальной нечистотой в частной сфере, как будет объяснено в соответствующем месте, его приношение откладывается до второго Песаха. Когда большинство еврейского народа становится нечистым из-за сомнительной ситуации в частной сфере, все они должны приносить его в состоянии нечистоты. יָחִיד שֶׁנִּטְמָא בִּסְפֵק רְשׁוּת הַיָּחִיד כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בִּמְקוֹמוֹ הֲרֵי זֶה יִדָּחֶה לְפֶסַח שֵׁנִי כִּשְׁאָר טְמֵאֵי מֵת. וְצִבּוּר שֶׁנִּטְמָא בִּסְפֵק רְשׁוּת הַיָּחִיד יַעֲשׂוּ כֻּלָּן בְּטֻמְאָה:
8. Если Пасхальная жертва была принесена в состоянии нечистоты, то и съедена она должна быть в состоянии нечистоты, ибо с самого начала она была принесена только для того, чтобы быть съеденной. Ее могут есть не все нечистые, а только те, кто нечист из-за контакта с человеческим трупом. Для них эта нечистота приостановлена. Это относится и к тем, кто нечист из-за контакта с другими источниками нечистоты. Те, кто нечист из-за нечистоты, являющейся результатом физического состояния, например, истекающие обоих полов, отлученные, роженицы, страдающие проказой, не должны вкушать. Если же они все же едят, то освобождаются от этого. Согласно устной традиции, мы узнали, что когда жертву едят чистые, нечистые несут ответственность за то, что ели ее в нечистоте. Когда же ее едят те, кто нечист, ответственности за то, что ели ее в нечистоте нет. Даже если те, кто нечист из-за контакта с человеческим трупом, ели жиры и органы, приносимые на жертвенник, они освобождаются от ответственности. В каких случаях можно есть пасхальную жертву, будучи ритуально нечистым? Если люди стали нечистыми до того, как кровь была возлита на жертвенник. Если же они стали нечистыми после возлияния крови, то ее нельзя есть. פֶּסַח שֶׁהִקְרִיבוּהוּ בְּטֻמְאָה הֲרֵי זֶה נֶאֱכָל בְּטֻמְאָה. שֶׁמִּתְּחִלָּתוֹ לֹא בָּא אֶלָּא לַאֲכִילָה. וְאֵינוֹ נֶאֱכָל לְכָל טָמֵא אֶלָּא לִטְמֵאֵי מֵת שֶׁנִּדְחֵית לָהֶם הַטֻּמְאָה הַזֹּאת וּלְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מִטְּמֵאֵי מַגַּע טֻמְאוֹת. אֲבָל הַטְּמֵאִים שֶׁהַטֻּמְאָה יוֹצְאָה עֲלֵיהֶן מִגּוּפָן כְּגוֹן זָבִים וְזָבוֹת נִדּוֹת וְיוֹלְדוֹת וּמְצֹרָעִים לֹא יֹאכְלוּ מִמֶּנּוּ וְאִם אָכְלוּ פְּטוּרִין. מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁהַנֶּאֱכָל לִטְהוֹרִין חַיָּבִין עָלָיו מִשּׁוּם טֻמְאָה וְהַנֶּאֱכָל לִטְמֵאִין אֵין חַיָּבִין עָלָיו מִשּׁוּם טֻמְאָה. אֲפִלּוּ אָכְלוּ טְמֵאֵי הַמֵּת מֵהָאֵימוּרִים שֶׁלּוֹ פְּטוּרִין. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁהַפֶּסַח יֵאָכֵל בְּטֻמְאָה כְּשֶׁנִּטְמְאוּ הַצִּבּוּר קֹדֶם זְרִיקַת הַדָּם. אֲבָל אִם נִטְמְאוּ לְאַחַר זְרִיקַת הַדָּם לֹא יֵאָכֵל:
9. Если пасхальная жертва была зарезана в состоянии ритуальной чистоты, а большинство еврейского народа стало нечистым до того, как ее кровь была вылита на жертвенник, кровь должна быть вылита на жертвенник, но пасхальная жертва не должна быть съедена. Это постановление мудрецов было принято, чтобы большинство народа не стало нечистым после возлияния крови в следующем году, и ее не съели в состоянии нечистоты. Следующие правила применяются, если священная утварь была нечистой из-за [контакта с мертвым пресмыкающимся или тому подобным]. Хотя священная утварь не является причиной нечистоты человека, как будет объяснено в соответствующем месте, но поскольку из-за нее мясо становится нечистым, пасхальную жертву должны приносить только чистые люди, и ее следует есть, даже если она нечистая. Предпочтительнее, чтобы она была съедена, когда мясо нечисто, что отменяет лишь обычный негативный запрет, чем чтобы ее съели люди, чьи тела нечисты. Это было бы запретом, наказуемым отсечением души, как объясняется в «Законы запрещенного для Храма». שְׁחָטוּהוּ בְּטָהֳרָה וְנִטְמְאוּ רֹב הַצִּבּוּר קֹדֶם זְרִיקָה. זוֹרֵק אֶת הַדָּם וְהַפֶּסַח לֹא יֵאָכֵל. גְּזֵרָה שֶׁמָּא יִטָּמְאוּ אַחַר זְרִיקָה בְּשָׁנָה אַחֶרֶת וְיֹאכְלוּהוּ בְּטֻמְאָה. הָיוּ כְּלֵי שָׁרֵת טְמֵאִים בְּשֶׁרֶץ וְכַיּוֹצֵא בּוֹ. הוֹאִיל וְאֵינָן מְטַמְּאִין אֶת הָאָדָם כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בִּמְקוֹמוֹ. אַף עַל פִּי שֶׁמְּטַמְּאִין אֶת הַבָּשָׂר לֹא יַעֲשׂוּהוּ אֶלָּא הַטְּהוֹרִים וְיֵאָכֵל אַף עַל פִּי שֶׁהוּא טָמֵא. מוּטָב שֶׁיֵּאָכֵל בְּטֻמְאַת בָּשָׂר שֶׁהִיא בְּלָאו וְלֹא יֹאכְלוּהוּ טְמֵאֵי הַגּוּף שֶׁהֵם בְּכָרֵת כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּפְסוּלֵי הַמֻּקְדָּשִׁין:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter