СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 22:36

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы других источников ритуальной нечистоты. Гл. 3

1. Тушка кошерной птицы, не прошедшей ритуального забоя, согласно Торе, приобретает нечистоту. Согласно устной традиции, считается, что сказанное (Ваикра 17:15): «И всякий, кто будет есть падаль и растерзанное — из уроженцев и из пришельцев — пусть омоет одежды свои и омоет себя водою» — говорит только о том, кто съест часть тушки птицы кошерного вида, которая запрещена, потому что является падалью или трефной. Как определяется ее нечистота? Она не загрязняется ни при прикосновении, ни при переноске, ни при нахождении во рту, а только в глотке. Это подразумевается во фразе: «И всякий, кто будет есть...», т.е. она приобретает нечистоту только тогда, когда попадает в «полость души». Термин «есть» используется для определения того, что минимальная мера, придающая нечистоту, — это мера, на которую распространяется запрет на еду, т.е. порция размером с оливку. Более того, написано: «омоет одежды свои»; это учит, что тот, кто заразился нечистотой от такой туши, передает нечистоту своим одеждам, пока не отделится от предмета, который передал ему нечистоту, как мы уже объясняли. Что подразумевается? Если человек проглотил часть туши птицы кошерного вида размером с оливку и во время глотания коснулся утвари, та становится нечистой и считается первичным производным нечистоты. Если же он касался человека или глиняных сосудов во время проглатывания, он не придает им нечистоты, как мы уже говорили в отношении других первичных категорий нечистоты. После того, как он проглотил мясо птицы, он не передает нечистоту другим сосудам. Он подобен сосуду, который является первичным производным нечистоты, отделенным от вещества, придавшего ему нечистоту. Ибо даже если он должен погрузиться в воду и ждать наступления ночи, чтобы вновь обрести ритуальную чистоту, он не передает нечистоту утвари. נִּבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר מְטַמָּא מִן הַתּוֹרָה. מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁזֶּה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יז טו) «וְכָל נֶפֶשׁ אֲשֶׁר תֹּאכַל נְבֵלָה וּטְרֵפָה בָּאֶזְרָח וּבַגֵּר וְכִבֶּס בְּגָדָיו וְרָחַץ בַּמַּיִם» אֵינוֹ מְדַבֵּר אֶלָּא בְּאוֹכֵל נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר בִּלְבַד שֶׁהוּא אָסוּר מִשּׁוּם נְבֵלָה וּטְרֵפָה. וְכֵיצַד הִיא טֻמְאָתָהּ. אֵינָהּ מְטַמְּאָה לֹא בְּמַגָּע וְלֹא בְּמַשָּׂא וְלֹא כְּשֶׁהִיא בְּתוֹךְ הַפֶּה אֶלָּא בְּתוֹךְ בֵּית הַבְּלִיעָה. שֶׁנֶּאֱמַר וְכָל נֶפֶשׁ אֲשֶׁר תֹּאכַל אֵינָהּ מְטַמְּאָה אֶלָּא כְּשֶׁהִיא בְּבֵית הַנֶּפֶשׁ. וְזֶה שֶׁנֶּאֱמַר תֹּאכַל לָתֵת שִׁעוּר לְטֻמְאָתָהּ כְּשִׁעוּר אֲכִילָה שֶׁהוּא כְּזַיִת. וַהֲרֵי נֶאֱמַר בָּהּ וְכִבֶּס בְּגָדָיו מְלַמֵּד שֶׁהַמִּתְטַמֵּא בָּהּ מְטַמֵּא בְּגָדָיו עַד שֶׁיִּפְרשׁ מִמְּטַמְּאָיו כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. כֵּיצַד. הַבּוֹלֵעַ כְּזַיִת מִנִּבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר וְנָגַע בְּכֵלִים בִּשְׁעַת בְּלִיעָתוֹ טְמֵאִים וְנַעֲשׂוּ רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה. הָיָה נוֹגֵעַ בְּאָדָם וּבִכְלֵי חֶרֶס בִּשְׁעַת בְּלִיעָתוֹ לֹא טִמְּאָן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּשְׁאָר אֲבוֹת הַטֻּמְאוֹת. וְאַחַר שֶׁבָּלַע אֵינוֹ מְטַמֵּא שְׁאָר כֵּלִים שֶׁהֲרֵי הוּא כִּכְלִי רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה אַחַר שֶׁפֵּרֵשׁ מִמְּטַמְּאָיו שֶׁאַף עַל פִּי שֶׁהוּא טָעוּן טְבִילָה וְהַעֲרֵב שֶׁמֶשׁ אֵינוֹ מְטַמֵּא כֵּלִים:
2. Для того чтобы придать тушке птицы кошерного вида такую серьезную степень нечистоты, не обязательно иметь намерение рассматривать ее в качестве пищи. Напротив, когда человек проглатывает часть такой туши размером с оливку, она становится нечистой, находясь в его пищеводе. Если же человек решил ее съесть, то она придает нечистоту пище. Она считается первичным производным нечистоты, даже если она не соприкасалась с другим источником нечистоты, и не должна быть пригодна для заражения нечистотой. אֵין נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר צְרִיכָה מַחֲשָׁבָה לְטַמֵּא טֻמְאָה זוֹ הַחֲמוּרָה אֶלָּא כֵּיוָן שֶׁבָּלַע מִמֶּנָּה כְּזַיִת מִכָּל מָקוֹם הֲרֵי זוֹ מְטַמְּאָה בְּבֵית הַבְּלִיעָה. חָשַׁב עָלֶיהָ לַאֲכִילָה הֲרֵי זוֹ מְטַמְּאָה טֻמְאַת אֳכָלִין וַהֲרֵי הִיא כְּאֹכֶל רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נָגַע בָּהּ טֻמְאָה אַחֶרֶת וְאֵינָהּ צְרִיכָה הֶכְשֵׁר:
3. Вышесказанное не относится к красной корове и козлам, подлежащим сожжению. Несмотря на то, что они придают нечистоту тем, кто их приносит, если человек думает о том, чтобы их съесть, необходимо, чтобы они вступили в контакт с источником нечистоты. Только тогда они заражаются нечистотой, связанной с пищей. פָּרָה אֲדֻמָּה וּשְׂעִירִין הַנִּשְׂרָפִים אֵינָן כֵּן. אַף עַל פִּי שֶׁהֵן מְטַמְּאִין הַמִּתְעַסֵּק בָּהֶן אִם חָשַׁב עֲלֵיהֶן לַאֲכִילָה צְרִיכִין שֶׁתִּגַּע בָּהֶן טֻמְאָה וְאַחַר כָּךְ יִטַּמְּאוּ טֻמְאַת אֳכָלִין:
4. Если человек проткнул часть туши животного размером с оливку иглой для плетения и ввел ее во внутрь женских органов снизу или ввел ее в глотку собрата в том месте, где туша птицы из кошерного вида передала бы нечистоту, он заражается нечистотой, потому что несет нечистоту, а не потому, что прикасается к ней, как мы объясняли в начале этой книги. כְּזַיִת מִנִּבְלַת הַבְּהֵמָה שֶׁתְּחָבוֹ בְּכוּשׁ וְהִכְנִיס לְתוֹךְ מְעִי הָאִשָּׁה מִלְּמַטָּה. אוֹ שֶׁהִכְנִיסוֹ לְתוֹךְ בְּלִיעָתוֹ שֶׁל חֲבֵרוֹ בְּמָקוֹם שֶׁנִּבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר מְטַמְּאָה. הֲרֵי זֶה טִמְּאוֹ מִשּׁוּם נוֹשֵׂא לֹא מִשּׁוּם נוֹגֵעַ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּתְחִלַּת הַסֵּפֶר:
5. Если человек обернул часть туши птицы кошерного вида размером с оливку в лист салата или т.п. и проглотил ее, он нечист, даже если она не коснулась его горла. Если же он намотал ее на древесное лыко и проглотил, то он чист. הַכּוֹרֵךְ כְּזַיִת מִבְּשַׂר נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר בַּחֲזֶרֶת וְכַיּוֹצֵא בָּהּ וּבְלָעוֹ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נָגַע בִּגְרוֹנוֹ הֲרֵי זֶה טָמֵא. כְּרָכוֹ בְּסִיב וּבְלָעוֹ הֲרֵי זֶה טָהוֹר:
6. Если человек проглотил часть туши птицы кошерного вида размером с оливку и, проглотив ее, изверг ее до того, как она переварилась, он не наносит нечистоту на свою одежду, когда она проходит через его горло при извержении. Ибо нечистота попадает в глотку только при проглатывании, но не при рвоте. הַבּוֹלֵעַ נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר וְאַחַר שֶׁבְּלָעָהּ הֱקִיאָהּ קֹדֶם שֶׁתִּתְעַכֵּל הֲרֵי זֶה אֵינוֹ מְטַמֵּא בְּגָדִים כְּשֶׁתֵּצֵא לִגְרוֹנוֹ בְּשָׁעָה שֶׁמְּקִיאָהּ. שֶׁאֵינָהּ מְטַמְּאָה בְּבֵית הַנֶּפֶשׁ אֶלָּא בִּשְׁעַת בְּלִיעָה לֹא בְּשָׁעָה שֶׁמְּקִיאָהּ:
7. Если человек проглотил часть кишки кошерного вида птицы, часть ее оказалась в его глотке, а часть — во рту, то действуют следующие правила. Если в его глотке одновременно находится часть размером с оливку, он нечист. Если нет, то он остается чистым. מְעִי שֶׁל נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר שֶׁבְּלָעוֹ מִקְצָתוֹ בְּבֵית הַבְּלִיעָה וּמִקְצָתוֹ בַּחוּץ לְתוֹךְ פִּיו אִם יֵשׁ בְּבֵית הַבְּלִיעָה כְּזַיִת הֲרֵי זֶה טָמֵא וְאִם לָאו טָהוֹר:
8. Если человек проглатывает целый орган, который не превышает по размеру часть от такой туши, как оливка, это не придает ему нечистоты. Даже если он возьмет целую птицу и проглотит ее, если она будет размером с оливку, он станет нечистым. Если нет, он остается чистым. בָּלַע מִמֶּנָּה אֵיבָר שָׁלֵם שֶׁאֵין בּוֹ כְּזַיִת אֵינוֹ מִתְטַמֵּא. אֲפִלּוּ נָטַל צִפּוֹר וַאֲכָלָהּ אִם יֵשׁ בָּהּ כְּזַיִת נִטְמָא וְאִם לָאו טָהוֹר:
9. Хотя тонкие перья и пух на тушке птицы считаются пищей, сжимаются и передают примеси, связанные с пищей, они не включаются при подсчете части тушки кошерного вида птицы размером с оливку. Напротив, мягкие части клюва и ногти, расположенные близко к мякоти, считаются мясом и включаются в расчет порции размером с оливку. Кончики крыльев, кончик хвоста и кости, даже те, которые мягкие, не включаются. הַכְּנָפַיִם וְהַנּוֹצָה אַף עַל פִּי שֶׁהֵן כָּאֳכָלִים וּמִתְטַמְּאִין וּמְטַמְּאִין טֻמְאַת אֳכָלִין אֵינָן מִצְטָרְפִין בְּנִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר לִכְזַיִת. אֲבָל הַמְּקוֹמוֹת הָרַכִּים הַקְּרוֹבִים לַבָּשָׂר מִן הַחַרְטוֹם וְהַצִּפָּרְנַיִם הֲרֵי הֵן כְּבָשָׂר וּמִצְטָרְפִין לִכְזַיִת. רָאשֵׁי אֲגַפַּיִים וְרֹאשׁ הַזָּנָב וְהָעֲצָמוֹת אֲפִלּוּ הָרַכּוֹת אֵינָן מִצְטָרְפִין:
10. Если человек ест мягкие кости, сухожилия, неразвитые яйца, находящиеся в теле матери, или кровь из туши птицы кошерного вида, или мясо, срезанное с такой птицы, пока она была жива, он чист. Если же человек съел мясо, к которому были прикреплены недоразвитые яйца, желудок или кишки такой птицы после ее смерти, или растопил жир на огне и выпил его, то он нечист, как и тот, кто ест ее мясо. Тот, кто пьет, подобен тому, кто ест. Если он растопил его на солнце и выпил, то он чист, ибо он сделал его прогорклым. הָאוֹכֵל מִנִּבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר מִן הָעֲצָמוֹת הָרַכִּין אוֹ מִן הַגִּידִין וּמִן הַשְּׁלַל שֶׁל בֵּיצִים וּמִן הַדָּם וּמִבָּשָׂר מִן הַחַי מִמֶּנּוּ טָהוֹר. אֲבָל הָאוֹכֵל מִן הָאֶשְׁכּוֹל שֶׁל בֵּיצִים וּמִן הַקֻּרְקְבָן וּמִן בְּנֵי הַמֵּעַיִם אוֹ שֶׁהִמְחָה אֶת הַחֵלֶב בְּאוּר וּגְמָעוֹ הֲרֵי זֶה טָמֵא כְּאוֹכֵל מִבְּשָׂרָם שֶׁהַשּׁוֹתֶה בִּכְלַל אוֹכֵל. הִמְחָהוּ בַּחַמָּה וּגְמָעוֹ טָהוֹר שֶׁהֲרֵי הִסְרִיחוֹ:
11. Если тушка птицы кошерного вида разложилась до такой степени, что ее не может съесть собака, она чиста. Точно так же, если она стала сухой, как черепок, и не вернется в свое первоначальное состояние, если оставить ее в теплой воде на целый день, она чиста. Тот, кто берет гнилостную массу с тушки птицы кошерного вида, чист. נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר שֶׁנִּפְסְדָה מִלֶּאֱכל הַכֶּלֶב טְהוֹרָה. וְכֵן אִם יָבְשָׁה כְּחֶרֶס וְאֵינָהּ יְכוֹלָה לְהִשָּׁרוֹת בְּפוֹשְׁרִין מֵעֵת לְעֵת לַחְזֹר לִכְמוֹת שֶׁהָיְתָה הֲרֵי זוֹ טְהוֹרָה. וְהָאוֹכֵל נֶצֶל שֶׁל נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר הֲרֵי זֶה טָהוֹר:
12. Если птица кошерного вида становится трефной, но была забита кошерным способом, то из-за этого она считается чистой. Это справедливо даже в том случае, если она была забита во дворе Храма. Если же ей отрезали голову перебив шею и обнаружили, что она трефная, то перебитие шеи не является причиной для того, чтобы считать ее чистой. Таким образом, можно сделать вывод, что, когда забивают птицу кошерного вида, вне Храмового двора или внутри него, независимо от того, освящена она или нет, она чиста. Совершают ли перебитие шеи над обычной птицей в Храмовом дворе или над освященной птицей вне Храмового двора, они нечисты для человека и его одежды, когда находятся в глотке. עוֹף טָהוֹר שֶׁנִּטְרַף וְנִשְׁחַט שְׁחִיטָה כְּשֵׁרָה שְׁחִיטָתוֹ מְטַהַרְתּוֹ וַאֲפִלּוּ נִשְׁחַט בָּעֲזָרָה. וְאִם נִמְלַק וְנִמְצָא טְרֵפָה אֵין מְלִיקָתוֹ מְטַהֲרְתּוֹ. נִמְצֵאתָ אוֹמֵר שֶׁהַשּׁוֹחֵט עוֹף טָהוֹר בֵּין בַּחוּץ בֵּין בִּפְנִים בֵּין קָדָשִׁים בֵּין חֻלִּין הֲרֵי זֶה טָהוֹר. וְהַמּוֹלֵק חֻלִּין בִּפְנִים אוֹ שֶׁמָּלַק קָדָשִׁים בַּחוּץ הֲרֵי אֵלּוּ מְטַמְּאִין בְּגָדִים בְּבֵית הַבְּלִיעָה:
13. Если перебивают шею освященных птиц во дворе Храма, если они пригодны для жертвоприношения и не имеют запрещающих пороков, как объясняется в этом месте, они чисты. Точно так же, если теленок, у которого сломана шея, как того требует закон, чист, ибо в отношении него, как и в отношении жертвенных приношений, упоминается «искупление». Точно так же, если он был зарезан после того, как его спустили в вади, даже если запрещено извлекать из него пользу, заклание не позволяет считать его нечистой тушей. הַמּוֹלֵק קָדָשִׁים בִּפְנִים אִם הָיוּ רְאוּיִין לְקָרְבָּן וְלֹא נִמְצְאוּ בָּהֶן מוּמִין שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּמְקוֹמוֹ הֲרֵי אֵלּוּ טְהוֹרִין. כַּיּוֹצֵא בּוֹ עֶגְלָה עֲרוּפָה שֶׁנֶּעֱרֶפֶת כְּהִלְכָתָהּ טְהוֹרָה כַּפָּרָה כְּתִיב בָּהּ כְּקָדָשִׁים. וְכֵן אִם נִשְׁחֲטָה אַחַר יְרִידָתָהּ לַנַּחַל אַף עַל פִּי שֶׁאֲסוּרָה בַּהֲנָאָה הִצִּילָה אוֹתָהּ שְׁחִיטָתָהּ מִידֵי נְבֵלָה:
14. Тушка птицы некошерного вида является чистой и не вводит нечистоту в глотку. Если же кто-то решил ее съесть, и она стала пригодной для заражения нечистотой, то она считается нечистой пищей, которая является первичным производным нечистоты. Тонкие перья, пух и шерсть, мягкие части клюва и ногтей считаются мясом птицы. נִבְלַת הָעוֹף הַטָּמֵא טְהוֹרָה וְאֵינָהּ מְטַמְּאָה בְּבֵית הַבְּלִיעָה. וְאִם חָשַׁב עָלֶיהָ לַאֲכִילָה וְהֻכְשְׁרָה הֲרֵי הִיא כָּאֳכָלִין טְמֵאִין שֶׁהֵן רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה. וּכְנָפַיִם וְהַנּוֹצָה וְהַמְקוֹמוֹת הָרַכִּים מִן הַחַרְטוֹם וּמִן הַצִּפָּרְנַיִם שֶׁלָּהּ הֲרֵי הֵן כִּבְשָׂרָהּ:
15. При отделении органа от живой птицы — как кошерной, так и некошерной — она чиста и не имеет нечистоты, как следует из сказанного (Ваикра 11:24-26): «И от этих нечисты будете; всякий, коснувшийся их падали будет нечист до вечера. И всякий, носивший от их падали, омоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Всякий скот, который имеет копыто, но (полностью его) не расщепляет и жвачки не жует, нечисты они для вас; всякий коснувшийся их нечист будет». Это исключает птицу, поскольку у нее нет копыт. Согласно устной традиции, учили, что этот стих приводится исключительно для того, чтобы научить, что орган от живого домашнего или дикого животного нечист. אֶחָד הָעוֹף הַטָּהוֹר וְאֶחָד הָעוֹף הַטָּמֵא אֵיבָר מִן הַחַי הַפּוֹרֵשׁ מֵהֶם טָהוֹר וְאֵין בּוֹ טֻמְאָה כְּלָל. שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יא כד) «וּלְאֵלֶּה תִּטַּמָּאוּ» (ויקרא יא כו) «לְכָל הַבְּהֵמָה» לְהוֹצִיא אֶת הָעוֹף שֶׁאֵין לוֹ פַּרְסָה. וּמִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁלֹּא בָּא הַכָּתוּב אֶלָּא לְטַמֵּא אֵיבָר מִן הַחַי שֶׁל בְּהֵמָה אוֹ חַיָּה:
16. Орган, отделенный от туши птицы, рассматривается как туша птицы, от которой он был отделен. Если она была от туши кошерной птицы, то часть ее размером с оливку накладывает сильную нечистоту в глотку. Если человек думал о том, чтобы съесть ее, то это накладывает отпечаток нечистоты, связанной с нечистой пищей. Если туша была от некошерной птицы, она приобретает нечистоту, если человек думал о том, чтобы ее съесть, и она стала пригодной для принятия нечистоты. Она не придает нечистоты другим продуктам, если она не размером с яйцо. Это мера, необходимая для всех продуктов питания, чтобы принять нечистоту, как будет объяснено далее. אֵיבָר מִן הַמֵּת מִן הָעוֹף הֲרֵי הוּא כְּנִבְלַת הָעוֹף שֶׁפֵּרַשׁ מִמֶּנּוּ. אִם הָיְתָה נִבְלַת עוֹף טָהוֹר מְטַמְּאָה טֻמְאָה חֲמוּרָה בְּבֵית הַבְּלִיעָה בִּכְזַיִת. וְאִם חָשַׁב עָלָיו לַאֲכִילָה מִטַּמֵּא טֻמְאַת אֳכָלִין. וְאִם הָיְתָה נִבְלַת עוֹף טָמֵא מִטַּמֵּא טֻמְאַת אֳכָלִין אִם חָשַׁב עָלָיו וְהֻכְשַׁר. וְאֵינוֹ מְטַמֵּא אֳכָלִין אֲחֵרִים עַד שֶׁיִּהְיֶה בּוֹ כְּבֵיצָה כְּשִׁעוּר כָּל הָאֳכָלִין לְטַמֵּא כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter