СБП. Дни Мошиаха! 13 Тишрея 5784 г., пятый день недели Браха | 2023-09-27 21:42

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы других источников ритуальной нечистоты. Гл. 2

1. Если было забито некошерное домашнее или дикое животное, оно не приобретает нечистоту мертвой туши, находясь в предсмертных муках, если только ему не отрубили голову. Вместо этого оно считается нечистой пищей. Если тушу убили ударом ножа в горло, и она находится в предсмертных муках, то пока она совершает конвульсивные движения, она даже не считается нечистой пищей. Конечность, отделенная от животного, которое совершает конвульсивные движения, запрещена потомку Ноаха, как если бы она была отделена от живого животного. А мясо, отделенное от нее, считается отделенным от живого животного. Аналогично, если кошерное животное зарезали недопустимым образом, и оно все еще совершает конвульсивные движения или один из его признаков или большая часть одного из них была разрезана, оно не считается нечистым, пока не умрет. Если животное разделили пополам или вырезали бедро и внутренности, то оно считается тушей, и при переноске и прикосновении к ней она становится нечистой, даже если в ней есть признаки жизни. Аналогично, если животное разорвали по спине или сломали заднюю кость и отрезали большую часть мяса вокруг нее, оно считается тушей во всех контекстах. בְּהֵמָה אוֹ חַיָּה טְמֵאָה שֶׁנִּשְׁחֲטָה אֵינָהּ מְטַמְּאָה מִשּׁוּם נְבֵלָה כָּל זְמַן שֶׁהִיא מְפַרְכֶּסֶת עַד שֶׁיַּתִּיז אֶת רֹאשָׁהּ וַהֲרֵי הִיא כָּאֳכָלִין טְמֵאִין. נְחָרָהּ וַהֲרֵי הִיא מְפַרְכֶּסֶת אֵין בָּהּ אֲפִלּוּ טֻמְאַת אֳכָלִין כָּל זְמַן שֶׁהִיא מְפַרְכֶּסֶת. וְאֵיבָר הַפּוֹרֵשׁ מִן הַמְפַרְכֶּסֶת אָסוּר לִבְנֵי נֹחַ כְּפוֹרֵשׁ מִן הַחַי וּבָשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מִמֶּנָּה כְּפוֹרֵשׁ מִן הַחַי. וְכֵן טְהוֹרָה שֶׁנִּפְסְלָה בִּשְׁחִיטָתָהּ וַעֲדַיִן הִיא מְפַרְכֶּסֶת אוֹ שָׁחַט בָּהּ אֶחָד אוֹ רֹב אֶחָד אֵין לָהּ טֻמְאָה כְּלָל עַד שֶׁתָּמוּת. חָלַק בְּהֵמָה לִשְׁנַיִם אוֹ שֶׁנִּטְּלָה יָרֵךְ וְחָלָל שֶׁלָּהּ הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה וּמְטַמְּאָהּ בְּמַשָּׂא וּבְמַגָּע אַף עַל פִּי שֶׁהִיא עֲדַיִן בַּחַיִּים. וְכֵן אִם קְרָעָהּ מִגַּבָּהּ אוֹ שֶׁנִּשְׁבְּרָה מִפְרֶקֶת וְרֹב בָּשָׂר עַמָּהּ הֲרֵי זוֹ כִּנְבֵלָה לְכָל דָּבָר:
2. Если плод животного умирает в утробе матери, а пастух просовывает руку и прикасается к нему — будь то некошерное животное или кошерное — пастух, прикоснувшийся к нему, считается чистым, пока не извлечет мертворожденное животное из утробы матери. בְּהֵמָה שֶׁמֵּת עֻבָּרָהּ בְּתוֹךְ מֵעֶיהָ וְהוֹשִׁיט הָרוֹעֶה אֶת יָדוֹ וְנָגַע בּוֹ בֵּין בִּבְהֵמָה טְמֵאָה בֵּין בִּטְהוֹרָה הֲרֵי זֶה הַנּוֹגֵעַ טָהוֹר עַד שֶׁיֵּצֵא הַנֵּפֶל לַאֲוִיר הָעוֹלָם:
3. Мясо, отделенное от домашнего или дикого животного — как от кошерного, так и от некошерного вида — при жизни, является ритуально чистым и не содержит нечистоты, как туша. Однако, когда от живого животного отделяется целая конечность, она становится нечистой, как и туша. Это относится к конечности от самого живого животного или от плода в его утробе. Не существует минимальной меры для размера конечности. Даже если она размером с ячменное зерно или меньше, она не содержит нечистоты при условии, что она была целой, как при появлении на свет, с плотью, сухожилиями и костями. Она должна иметь достаточно плоти, чтобы регенерировать и вернуться в состояние целостности. Если у конечности не было достаточно плоти, чтобы вернуться в состояние целостности, или кость отсутствовала, она чиста. בָּשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מִבְּהֵמָה וְחַיָּה כְּשֶׁהֵן חַיִּין בֵּין טְהוֹרִין בֵּין טְמֵאִין טָהוֹר וְאֵינוֹ מְטַמֵּא כִּנְבֵלָה. אֲבָל אֵיבָר מִן הַחַי הַפּוֹרֵשׁ מֵהֶן מְטַמֵּא כִּנְבֵלָה. אֶחָד אֵיבָר מִן הַחַי הַפּוֹרֵשׁ מִן הַבְּהֵמָה עַצְמָהּ אוֹ אֵיבָר הַפּוֹרֵשׁ מִן הַשָּׁלִיל שֶׁבְּבִטְנָהּ. וְהָאֵיבָרִים אֵין לָהֶן שִׁעוּר אֲפִלּוּ הָיָה כִּשְׂעוֹרָה אוֹ פָּחוֹת מְטַמֵּא וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה הָאֵיבָר כִּבְרִיָּתוֹ בָּשָׂר וְגִידִין וַעֲצָמוֹת וְיִהְיֶה עָלָיו בָּשָׂר כְּדֵי לְהַעֲלוֹת אֲרוּכָה. הָיָה הַבָּשָׂר פָּחוֹת מֵהַעֲלוֹת אֲרוּכָה בְּחַי אוֹ חָסַר עַצְמוֹ טָהוֹר:
4. Почка, язык, губы и тому подобное — несмотря на то, что они являются органами и не восстанавливаются — считаются мясом в данном контексте, потому что в них нет костей. הַכֻּלְיָא וְהַלָּשׁוֹן וְהַשָּׂפָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אַף עַל פִּי שֶׁהֵן אֵיבָרִים וְאֵין עוֹשִׂין חֲלִיפִין הוֹאִיל וְאֵין בָּהֶם עֶצֶם הֲרֵי הֵן כְּבָשָׂר:
5. Плоть или конечность домашнего, или дикого животного, которые не могут восстановить свою жизнеспособность и соединиться с остальным телом, не загрязняются, как туша, пока животное живо. Напротив, они считаются такими же, как и другие съедобные вещества. Если они были сделаны пригодными для принятия нечистоты, то они могут принять нечистоту, будучи прикрепленными к животному. Если животное было зарезано, то в результате забоя плоть или конечность, которая была искалечена, считаются пригодными к нечистоте, но они не придают нечистоты, как это делает туша. Ибо заклание животного не приводит к тому, что они считаются как бы отделенными от животного при его жизни. Если же, напротив, животное умерло, то плоть, которая при жизни свободно свисала с него, должна быть приведена в состояние ритуальной нечистоты, а конечность, которая висела свободно, придает нечистоту как конечность от живого животного, а не как конечность от туши. В чем разница между конечностью от живого животного и конечностью от туши? Мясо, срезанное с конечности, отделенной от живого животного, является чистым, в то время как мясо, срезанное с туши, приобретает примесь при прикосновении или переноске, если в нем присутствует порция размером с оливку. В обоих случаях применяется одна и та же мера. הַבָּשָׂר אוֹ הָאֵיבָר הַמְדֻלְדָּלִין בִּבְהֵמָה אוֹ חַיָּה שֶׁאֵינָן יְכוֹלִין לִחְיוֹת וּלְהַדְבִּיק בִּשְׁאָר הַגּוּף אֵינָן מְטַמְּאִין כִּנְבֵלָה כָּל זְמַן שֶׁהַבְּהֵמָה בַּחַיִּים וַהֲרֵי הֵן כִּשְׁאָר אֳכָלִין אִם הֻכְשְׁרוּ מְקַבְּלִין טֻמְאָה בִּמְקוֹמָהּ. נִשְׁחֲטָה הַבְּהֵמָה הֻכְשְׁרוּ בִּשְׁחִיטָה וְאֵינָן מְטַמְּאִין כִּנְבֵלָה שֶׁאֵין הַשְּׁחִיטָה עוֹשָׂה אוֹתָן כְּמוֹ שֶׁפֵּרְשׁוּ מֵחַיִּים. אֲבָל אִם מֵתָה הַבְּהֵמָה הַבָּשָׂר שֶׁהָיָה מְדֻלְדָּל בָּהּ צָרִיךְ הֶכְשֵׁר. וְהָאֵיבָר מְטַמֵּא מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי וְאֵינוֹ מְטַמֵּא מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַנְּבֵלָה. וּמַה בֵּין אֵיבָר מִן הַחַי לְאֵיבָר מִן הַנְּבֵלָה. שֶׁהַבָּשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מֵאֵיבָר מִן הַחַי טָהוֹר. וְהַבָּשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מֵאֵיבָר מִן הַנְּבֵלָה מְטַמֵּא בִּכְזַיִת בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא. וְזֶה וְזֶה שָׁוִין לְשִׁעוּר:
6. Если трефное животное, было забито надлежащим образом, то, несмотря на то, что его запрещено есть, оно становится чистым. Точно так же, когда человек закалывает животное и обнаруживает мертвый плод, забой его матери очищает его от нечистоты, связанной с тушей. Если человек обнаруживает плод, находящийся на восьмом месяце и живой, он считается трефным. Даже если его зарезали после того, как он был признан трефным, забой не предохраняет его от нечистоты, связанной с мертвой тушей. Это объясняется тем, что для такого животного не существует понятия ритуального забоя. Исходя из этой логики, если потомство животного не содержалось в течение семи полных дней до его заклания, забой не препятствует наложению на него нечистоты, связанной с тушей, поскольку такое животное рассматривается как нежизнеспособное потомство. טְרֵפָה שֶׁנִּשְׁחֲטָה שְׁחִיטָה כְּשֵׁרָה אַף עַל פִּי שֶׁהִיא אֲסוּרָה בַּאֲכִילָה הֲרֵי הִיא טְהוֹרָה. וְכֵן הַשּׁוֹחֵט אֶת הַבְּהֵמָה וּמָצָא בָּהּ עֵבָּר מֵת שְׁחִיטַת אִמּוֹ מְטַהַרְתּוֹ מִידֵי נְבֵלָה. מָצָא בָּהּ בֶּן שְׁמוֹנָה חַי נִטְרַף. אַף עַל פִּי שֶׁנִּשְׁחַט אַחַר שֶׁנִּטְרַף אֵין שְׁחִיטָתוֹ מְטַהֲרַתּוּ מִיָּדִי נְבֵלָה לְפִי שֶׁאֵין לְמִינוֹ שְׁחִיטָה. לְפִיכָךְ וְלַד בְּהֵמָה שֶׁלֹּא שָׁהָה שִׁבְעָה יָמִים גְּמוּרִין אִם שְׁחָטוֹ בְּתוֹךְ שִׁבְעָה אֵין שְׁחִיטָתוֹ מְטַהֲרַתּוּ מִידֵי נְבֵלָה מִפְּנֵי שֶׁהוּא כְּנֵפֶל:
7. Как уже объяснялось, если при забое животного человек находит живой плод, вынашиваемый в течение девяти месяцев, то ритуального забоя не требуется, прежде чем он ступит на землю, поскольку после забоя его матери он считается чистым. Тем не менее, если его мать стала нечистой до того, как плод был извлечен, плод не становится нечистым. Если же забой матери не был произведен успешно, и мать стала считаться мертвой тушей, живой плод остается чистым. Это объясняется тем, что живое существо вообще не заражается нечистотой, ни нечистотой, связанной с пищей, ни нечистотой, связанной с тушей, даже если оно считается одной из конечностей матери. Если оно умрет до того, как ступит на землю, оно будет чистым, потому что забой его матери заставляет считать его чистым. הַשּׁוֹחֵט אֶת הַבְּהֵמָה וּמָצָא בָּהּ בֶּן תִּשְׁעָה חַי קֹדֶם שֶׁיַּהֲלֹךְ עַל הַקַּרְקַע אַף עַל פִּי שֶׁאֵין צָרִיךְ שְׁחִיטָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ שֶׁהֲרֵי שְׁחִיטַת אִמּוֹ מְטַהֲרַתּוּ אִם נִטְמֵאת אִמּוֹ לֹא נִטְמָא הוּא. וְאִם נִתְנַבְּלָה אִמּוֹ הֲרֵי הוּא טָהוֹר שֶׁאֵין הַחַי מִתְטַמֵּא לֹא טֻמְאַת אֳכָלִין וְלֹא טֻמְאַת נְבֵלוֹת וְאַף עַל פִּי שֶׁהוּא כְּאֵיבָר מֵאֵיבָרֶיהָ. וְאִם מֵת קֹדֶם שֶׁיַּפְרִיס עַל גַּבֵּי קַרְקַע הֲרֵי הוּא טָהוֹר שֶׁשְּׁחִיטַת אִמּוֹ טִהֲרַתּוּ:
8. При забое трефного животного, даже если его мясо чисто в соответствии с законом Торы, если к нему прикоснется мясо жертвенного животного, жертвенное мясо становится нечистым в соответствии с предписанием мудрецов. Это дополнительная строгость, применяемая к освященной пище. טְרֵפָה שֶׁנִּשְׁחֲטָה אַף עַל פִּי שֶׁהִיא טְהוֹרָה מִן הַתּוֹרָה אִם נָגַע בָּהּ הֶקְדֵּשׁ נִטְמָא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים וְזוֹ מַעֲלָה יְתֵרָה שֶׁעָשׂוּ בְּקֹדֶשׁ:
9. Следующие законы действуют, если у животного возникли трудности с рождением потомства. Если после того, как плод высунул ногу и ее отрезали, мать зарезали, то отрезанная конечность считается как от туши, а оставшееся мясо плода — чистым. Если зарезали мать, а затем отрезали конечность, то конечность считается мясом трефного животного, которое было забито. Оставшаяся часть мяса плода считается мясом, которое касалось зарезанного трефного животного, что придает нечистоту освященной пище, но не приношению. Если плод высунул ногу между закланием одного знака и другого и ее отрезали, то перерезание второго знака присоединяют к перерезанию первого, чтобы очистить конечность от нечистоты, как это делает туша. בְּהֵמָה הַמַּקְשָׁה לֵילֵד וְהוֹצִיא הָעֻבָּר אֶת יָדוֹ וַחֲתָכָהּ וְאַחַר כָּךְ שָׁחַט אֶת אִמּוֹ הָאֵיבָר שֶׁנֶּחְתַּךְ נְבֵלָה וּשְׁאָר בְּשַׂר הָעֵבָּר טָהוֹר. שָׁחַט אֶת אִמּוֹ וְאַחַר כָּךְ חֲתָכָהּ הָאֵיבָר כִּטְרֵפָה שֶׁנִּשְׁחֲטָה וּשְׁאָר בְּשַׂר הָעֵבָּר מַגַּע טְרֵפָה שְׁחוּטָה שֶׁהִיא מְטַמְּאָה אֶת הַקֹּדֶשׁ אֲבָל לֹא אֶת הַתְּרוּמָה. הוֹצִיא הָעֻבָּר אֶת יָדוֹ בֵּין שְׁחִיטַת סִימָן לִשְׁחִיטַת סִימָן וַחֲתָכוֹ מִצְטָרֵף שְׁחִיטַת סִימָן לְסִימָן לְטַהֵר הָאֵיבָר מִידֵי נְבֵלָה:
10. Если нееврей закалывает животное, оно считается тушей и при переноске приобретает нечистоту. Это относится даже к тому случаю, когда еврей наблюдает за ним и даже если он зарезал животное надлежащим образом, ножом. Независимо от того, является ли забойщик неевреем, самаритянином или инородцем, зарезанное им животное рассматривается как туша. По моей оценке, это также является постановлением мудрецов, ибо нечистота, которую придают идолы и предметы, предлагаемые им, установлена мудрецами, как будет объяснено. И именно из-за их поклонения идолам самаритяне были отдалены, а их забой запрещен. Если вы спросите: согласно закону Торы, запрещено ли принимать в пищу животное, которое они забили? На это можно сказать, что не все, что запрещено есть, наделяется нечистотой. Ведь трефное животное, которое было забито правильно, запрещено к употреблению, но ритуально чисто. Невозможно обязать человека к наказанию отсечением души за такую нечистоту для входа в Храм или для принятия жертвенной пищи, если он не может четко доказать свое утверждение о том, что он заразился нечистотой. שְׁחִיטַת עַכּוּ''ם נְבֵלָה וּמְטַמְּאָה בְּמַשָּׂא וַאֲפִלּוּ יִשְׂרָאֵל עוֹמֵד עַל גַּבָּיו. וְאִם שָׁחַט בְּסַכִּין יָפָה שְׁחִיטָה כָּרָאוּי אֶחָד הָעַכּוּ''ם וְאֶחָד הַכּוּתִי אוֹ גֵּר תּוֹשָׁב שְׁחִיטָתָן נְבֵלָה. וְקָרוֹב בְּעֵינַי שֶׁאַף זֶה מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים שֶׁהֲרֵי טֻמְאַת עֲבוֹדָה זָרָה וְטֻמְאַת תִּקְרָבְתָּהּ מִדִּבְרֵיהֶם כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר. וּבִגְלַל עֲבוֹדָה זָרָה נִתְרַחֲקוּ הַכּוּתִים וְנֶאֶסְרָה שְׁחִיטָתָן. וְאִם תֹּאמַר וַהֲלֹא הִיא אֲסוּרָה בַּאֲכִילָה דִּין תּוֹרָה. לֹא כָּל הָאָסוּר בַּאֲכִילָה מְטַמֵּא שֶׁהֲרֵי הַטְּרֵפָה אֲסוּרָה וּטְהוֹרָה. וְאִי אֶפְשָׁר לְחַיֵּב כָּרֵת עַל טֻמְאָה זוֹ עַל בִּיאַת מִקְדָּשׁ וַאֲכִילַת קָדָשָׁיו אֶלָּא בִּרְאִיָּה בְּרוּרָה:
11. Если кто-то прикасается к бедренной кости мертвого животного или несет ее, он чист. Это объясняется тем, что любая часть туши животного, которая не имеет примеси при прикосновении, не имеет примеси и при переноске. Если же она была продырявлена в малейшей степени, тот, кто прикасается к ней или несет ее, приобретает нечистоту. Когда применимо вышесказанное? Когда костный мозг в нем гремит, ибо в таком состоянии он не восстановит плоть, если животное будет живым. Если же она находится на своем естественном месте и в ней достаточно костного мозга, чтобы она могла обновить плоть на внешней стороне кости, то при прикосновении или переноске она приобретает нечистоту, как и другие конечности. Мы уже объясняли, что бедренная кость закрыта со всех сторон. קוּלְיַית הַנְּבֵלָה הַנּוֹגֵעַ בָּהּ אוֹ נוֹשְׂאָהּ טָהוֹר שֶׁכָּל דָּבָר מִן הַנְּבֵלָה שֶׁאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע אֵינוֹ מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא. נִקְּבָה כָּל שֶׁהוּא הַנּוֹגֵעַ בָּהּ אוֹ נוֹשְׂאָהּ טָמֵא. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהָיָה הַמֹּחַ שֶׁבָּהּ מִתְקַשְׁקֵשׁ שֶׁהֲרֵי אֵינָהּ מַעֲלָה אֲרוּכָה. אֲבָל אִם הָיָה עוֹמֵד בִּמְקוֹמוֹ אִם יֵשׁ בּוֹ כְּדֵי לְהַעֲלוֹת אֲרוּכָה לָעֶצֶם מִבַּחוּץ הֲרֵי זוֹ מְטַמְּאָה בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא כְּכָל הָאֵיבָרִים. וּכְבָר פֵּרַשְׁנוּ שֶׁהַקּוּלִית הִיא הָעֶצֶם הַסָּתוּם מִכָּל צְדָדָיו:
12. Если человек задумал проткнуть бедренную кость, но еще не сделал этого, то тот, кто прикоснется к ней, приобретает нечистоту сомнительного статуса. Ибо остается нерешенным вопрос, считать ли тот факт, что он еще не проткнул кость, невыполнением важного деяния или нет. קוּלִית שֶׁחָשַׁב עָלֶיהָ לְנַקְּבָהּ וַעֲדַיִן לֹא נִקְּבָהּ הֲרֵי הַנּוֹגֵעַ בָּהּ סָפֵק טָמֵא. שֶׁהֲרֵי יֵשׁ בַּדָּבָר סָפֵק אִי מְחֻסַּר נְקִיבָה כִּמְחֻסַּר מַעֲשֶׂה אוֹ לֹא:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter