СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 03:38

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы миквы. Гл. 4

1. Согласно закону Торы, разрешается окунаться в любой водоем, как сказано (Ваикра 11:36): «Вместилище вод», то есть любое вместилище, при условии, что в нем достаточно воды для погружения в него всего тела человека сразу. Наши мудрецы измеряли эту цифру как локоть на локоть на высоту в три локтя. Эта мера вмещает 40 сэа воды. Согласно закону Торы, вода приемлема независимо от того, собрана она или нет. דִין תּוֹרָה שֶׁכָּל מַיִם מְכֻנָּסִין טוֹבְלִין בָּהֶן שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יא לו) «מִקְוֵה מַיִם» מִכָּל מָקוֹם. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה בָּהֶן כְּדֵי לְהַעֲלוֹת בָּהֶן כְּדֵי טְבִילָה לְכָל גּוּף הָאָדָם בְּבַת אַחַת. שִׁעֲרוּ חֲכָמִים אַמָּה עַל אַמָּה בְּרוּם שָׁלֹשׁ אַמּוֹת. וְשִׁעוּר זֶה הוּא מַחֲזִיק אַרְבָּעִים סְאָה מַיִם בֵּין שְׁאוּבִין בֵּין שֶׁאֵינָן שְׁאוּבִין:
2. В соответствии с предписанием мудрецов, начерпанная вода непригодна для погружения. Более того, если есть водоем, в который не черпали воду, и в него упало три лога зачерпнутой воды, то весь водоем считается непригодным для погружения. Хотя запрет на использование начерпанной воды является постановлением мудрецов, они объяснили его на основе ассоциации, содержащейся в стихе Торы. Как сказано (Ваикра 11:36): «Только источник и колодец, вместилище вод, будут чисты». На основании сравнения терминов, использованных в стихе, они объяснили: вода «источника» вообще не зависит от деятельности человека. Вода «колодца» полностью связана с деятельностью человека, так как в нем содержится только начерпанная вода. Наши мудрецы сказали: «Вместилище вод» не должно полностью состоять из зачерпнутой воды, как вода колодца, и не обязательно, чтобы она полностью пришла из рук Небес. Наоборот, если она появилась частично благодаря усилиям человека, это допустимо. מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים שֶׁהַמַּיִם הַשְּׁאוּבִין פְּסוּלִין לִטְבִילָה. וְלֹא עוֹד אֶלָּא מִקְוֵה מַיִם שֶׁאֵינָן שְׁאוּבִין שֶׁנָּפַל לְתוֹכָן שְׁלֹשָׁה לוֹגִין מַיִם שְׁאוּבִין פָּסְלוּ הַכּל. אַף עַל פִּי שֶׁפִּסּוּל מַיִם שְׁאוּבִין מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים לְמָדוּהוּ בְּהֶקֵּשׁ שֶׁהֲרֵי הוּא אוֹמֵר (ויקרא יא לו) «אַךְ מַעְיָן וּבוֹר מִקְוֵה מַיִם יִהְיֶה טָהוֹר», הַמַּעְיָן אֵין בּוֹ תְּפִיסַת יַד אָדָם כְּלָל וְהַבּוֹר כֻּלּוֹ בִּידֵי אָדָם שֶׁהֲרֵי כֻּלּוֹ מַיִם שְׁאוּבִין, אָמְרוּ חֲכָמִים הַמִּקְוֶה לֹא יִהְיֶה כֻּלּוֹ שָׁאוּב כְּבוֹר וְאֵין צָרִיךְ לִהְיוֹת כֻּלּוֹ בִּידֵי שָׁמַיִם כְּמַעְיָן אֶלָּא אִם יֵשׁ בּוֹ תְּפִיסַת יַד אָדָם כָּשֵׁר:
3. Что подразумевается? Если человек ставит бочки на крышу для просушки, но пошел дождь, и они наполнились водой, даже если это происходит в сезон дождей, он может разбить бочки или перевернуть их, и собранная из них вода приемлема для погружения. Даже если вся эта вода находилась в сосудах, миква приемлема, потому что человек не наполнял ее вручную. Поэтому, если он поднял бочки и перевернул их, вся вода из них считается начерпанной. כֵּיצַד. הַמַּנִּיחַ קַנְקַנִּים בְּרֹאשׁ הַגַּג לְנַגְּבָם וְיָרְדוּ לָהֶם גְּשָׁמִים וְנִתְמַלְּאוּ אַף עַל פִּי שֶׁהִיא עוֹנַת הַגְּשָׁמִים הֲרֵי זֶה יִשְׁבֹּר אֶת הַקַּנְקַנִּים אוֹ יִכְפֵּם וְהַמַּיִם הַנִּקְוִים מֵהֶם כְּשֵׁרִים לִטְבּל וְאַף עַל פִּי שֶׁכָּל הַמַּיִם הָאֵלּוּ הָיוּ בַּכֵּלִים שֶׁהֲרֵי לֹא מִלְּאָן בְּיָדוֹ. לְפִיכָךְ אִם הִגְבִּיהַּ אֶת הַקַּנְקַנִּים וְהֶעֱרָם הֲרֵי כָּל הַמַּיִם שֶׁבָּהֶם שְׁאוּבִין:
4. Если в любое время и в любой период года человек помещает под водосточную трубу сосуды, как маленькие, так и большие, даже каменные и тому подобные сосуды, не подверженные ритуальной нечистоте, если они наполнились дождевой водой, то вода неприемлема для миквы. Даже если он перевернул или разбил их, вода, собранная из них, считается начерпанной во всех отношениях. Ведь сосуды заполнились в результате его намерения, поскольку можно предположить, что водосточная труба будет проводить воду. Даже если человек забыл сосуды под водосточной трубой, вода неприемлема для миквы. Наши мудрецы вынесли постановление против того, кто забыл, чтобы человек не поместил их туда намеренно. Аналогично, если человек поставил сосуды во дворе, когда небо было затянуто тучами, и после этого они наполнились дождевой водой, то вода в них неприемлема для миквы, поскольку они наполнились в результате его намерения. Кроме того, наши мудрецы издали постановление против того, кто забыл сосуды во дворе, чтобы человек не поставил их там намеренно. Если человек поставил сосуды во дворе, когда тучи рассеялись, а затем небо стало облачным, и сосуды наполнились дождевой водой, эта вода приемлема для миквы, как и вода в сосудах, оставленных на крыше для просушки. Аналогично, если кто-то оставил сосуды во дворе, когда на небе была плотная облачность, облака рассеялись, а затем снова стали плотными, и сосуды наполнились дождевой водой, то вода является приемлемой. Если он разобьет сосуды или перевернет их, то собранная из них вода пригодна для миквы. הַמַּנִּיחַ כֵּלִים תַּחַת הַצִּנּוֹר תָּמִיד בְּכָל עֵת וּבְכָל זְמַן אֶחָד כֵּלִים קְטַנִּים וְאֶחָד כֵּלִים גְּדוֹלִים אֲפִלּוּ כְּלֵי אֲבָנִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מִכֵּלִים שֶׁאֵינָן מְקַבְּלִין טֻמְאָה וְנִתְמַלְּאוּ מֵי גְּשָׁמִים הֲרֵי אֵלּוּ פְּסוּלִין. וְאִם כְּפָאָן עַל פִּיהֶן אוֹ שְׁבָרָן הַמַּיִם הַנִּקְוִין מֵהֶן כִּשְׁאוּבִין לְכָל דָּבָר שֶׁהֲרֵי לְדַעְתּוֹ נִתְמַלְּאוּ שֶׁחֶזְקַת הַצִּנּוֹר לְקַלֵּחַ מַיִם. וַאֲפִלּוּ שָׁכַח הַכֵּלִים תַּחַת הַצִּנּוֹר פְּסוּלִין גָּזְרוּ עַל הַשּׁוֹכֵחַ מִפְּנֵי הַמַּנִּיחַ. וְכֵן הַמַּנִּיחַ אֶת הַכֵּלִים בֶּחָצֵר בְּעֵת קִשּׁוּר הֶעָבִים וְנִתְמַלְּאוּ הַמַּיִם שֶׁבָּהֶן פְּסוּלִין שֶׁהֲרֵי לְדַעְתּוֹ נִתְמַלְּאוּ. וְכֵן גָּזְרוּ עַל הַשּׁוֹכֵחַ בֶּחָצֵר בִּשְׁעַת קִשּׁוּר עָבִים מִשּׁוּם מַנִּיחַ. הִנִּיחָן בֶּחָצֵר בְּעֵת פִּזּוּר עָבִים וּבָאוּ עָבִים וְנִתְמַלְּאוּ הֲרֵי אֵלּוּ כְּשֵׁרִין כְּמוֹ שֶׁמַּנִּיחָן בְּרֹאשׁ הַגָּג לְנַגְּבָן. וְכֵן אִם הִנִּיחָן בְּעֵת קִשּׁוּר הֶעָבִים וְנִתְפַּזְּרוּ וְחָזְרוּ וְנִתְקַשְּׁרוּ וְנִתְמַלְּאוּ הֲרֵי אֵלּוּ כְּשֵׁרִין. וְאִם שִׁבְּרָן אוֹ כְּפָאָן הַמַּיִם הַנִּקְוִין מֵהֶן כְּשֵׁרִין:
5. Если тот, кто использует известь, забыл большой сосуд в микве, и он наполнился водой, даже если в микве осталось лишь небольшое количество воды, а большая часть воды миквы находится в сосуде, он может разбить сосуд на его месте. Таким образом, вся миква будет приемлемой. Аналогично, если в микве установили сосуды, чтобы запечатать их, и они наполнились водой, хотя миква впитала воду и не осталось никакой воды, кроме воды в сосудах, можно разбить сосуды. Вода, которая собирается в них, образует приемлемую микву. הַסַּיָּד שֶׁשָּׁכַח עָצִיץ בַּמִּקְוֶה וְנִתְמַלְּאוּ מַיִם אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נִשְׁאַר בַּמִּקְוֶה אֶלָּא מְעַט וַהֲרֵי הֶעָצִיץ יֵשׁ בּוֹ רֹב הַמִּקְוֶה הֲרֵי זֶה יִשְׁבֹּר אֶת הֶעָצִיץ בִּמְקוֹמוֹ וְנִמְצָא הַמִּקְוֶה כֻּלּוֹ כָּשֵׁר. וְכֵן הַמְסַדֵּר אֶת הַקַּנְקַנִּים בְּתוֹךְ הַמִּקְוֶה כְּדֵי לְחַסְּמָן וְנִתְמַלְּאוּ מַיִם אַף עַל פִּי שֶׁבָּלַע הַמִּקְוֶה אֶת מֵימָיו וְלֹא נִשְׁאַר שָׁם מַיִם כְּלָל אֶלָּא מַיִם שֶׁבְּתוֹךְ הַקַּנְקַנִּים הֲרֵי זֶה יִשְׁבֹּר אֶת הַקַּנְקַנִּים וְהַמַּיִם הַנִּקְוִין מֵהֶן מִקְוֶה כָּשֵׁר:
6. Каким образом три лога зачерпнутой воды делают микву недействительной? Если в микве было менее 40 сэа приемлемой воды, и три лога воды упали внутрь, в результате чего весь объем составил 40 сэа, вся вода не подлежит использованию. Однако если в микве было 40 сэа не зачерпнутой воды, а потом человек зачерпнул воду кувшином и выливал ее в микву в течение всего дня, это допустимо. Более того, если есть две миквы, одна над другой, и в верхней микве было 40 сэа приемлемой воды, а человек черпал воду вручную и выливал ее в эту микву, пока количество воды не увеличилось до такой степени, что 40 сэа перелились через край и спустились в нижнюю микву, то нижняя миква приемлема. כֵּיצַד פּוֹסְלִין הַמַּיִם הַשְּׁאוּבִין אֶת הַמִּקְוֶה בִּשְׁלֹשָׁה לוֹגִין. שֶׁאִם הָיָה בַּמִּקְוֶה פָּחוֹת מֵאַרְבָּעִים סְאָה [וְנָפַל לְתוֹכָן שְׁלֹשָׁה לוֹגִין וְהִשְׁלִימוּם לְאַרְבָּעִים סְאָה] הַכּל פָּסוּל. אֲבָל מִקְוֶה שֶׁיֵּשׁ בּוֹ אַרְבָּעִים סְאָה מַיִם שֶׁאֵינָן שְׁאוּבִין וְשָׁאַב בְּכַד וְשָׁפַךְ לְתוֹכוֹ כָּל הַיּוֹם כֻּלּוֹ כָּשֵׁר. וְלֹא עוֹד אֶלָּא מִקְוֶה עֶלְיוֹן שֶׁיֵּשׁ בּוֹ אַרְבָּעִים סְאָה מַיִם כְּשֵׁרִין וְהָיָה מְמַלֵּא בִּכְלִי וְנוֹתֵן לְתוֹכוֹ עַד שֶׁיִּרְבּוּ הַמַּיִם וְיָרְדוּ לַמִּקְוֶה הַתַּחְתּוֹן אַרְבָּעִים סְאָה הֲרֵי הַתַּחְתּוֹן כָּשֵׁר:
7. Если в микве было ровно 40 сэа, и человек добавил сэа набранной воды, а затем удалил из нее сэа воды, то миква приемлема. Аналогично, если он добавил сэа набранной воды и удалил сэа воды из миквы, то миква допустима, если осталась большая часть первоначальной воды. מִקְוֶה שֶׁיֵּשׁ בּוֹ אַרְבָּעִים סְאָה מְכֻוָּנוֹת וְנָתַן לְתוֹכוֹ סְאָה מַיִם שְׁאוּבִין וְנָטַל אַחַר כָּךְ מִמֶּנּוּ סְאָה הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. וְכֵן נוֹתֵן סְאָה וְנוֹטֵל סְאָה וְהוּא כָּשֵׁר עַד רֻבּוֹ:
8. Зачерпнутая вода не запрещает воду миквы, при попадании в нее трех логов (начерпанной воды), если только они не попадают в микву из сосуда. Если же, с другой стороны, зачерпнутая вода течет по земле вне миквы и продолжает течь, пока не спустится в микву, она не запрещает микву, если только не составляет половину или более от первоначальных 40 сэа воды. Если же большая часть первоначальных 40 сэа воды была приемлемой, то микву можно считать приемлемой. Что подразумевается? Если в микве содержится чуть больше 20 сэа приемлемой воды, человек начерпал воды и вылил ее за пределы миквы, а затем вода потекла и спустилась в микву, это приемлемо, даже если она достигла в общей сложности 1000 сэа. Это справедливо независимо от того, текла ли вода по земле или по каналу, или по чему-то подобному, что не запрещает микву. Смысл в том, что набранная вода, которая вытекала, является приемлемой, если большинство из 40 сэа воды являются приемлемыми. Аналогично, если на закрытой крыше было чуть больше 20 сэа дождевой воды, а человек зачерпнул воду рукой и вылил в нее менее 20 сэа воды, то все количество неприемлемо. Тем не менее, если открыть дренажную трубу и слить всю воду в одно место, то это является приемлемой миквой. Это объясняется тем, что если все количество набранной воды вытекает, то это приемлемо, при условии, что большая часть воды была приемлемой. אֵין הַמַּיִם הַשְּׁאוּבִין פּוֹסְלִין אֶת הַמִּקְוֶה בִּשְׁלֹשָׁה לוֹגִין עַד שֶׁיִּפְּלוּ לְתוֹךְ הַמִּקְוֶה מִן הַכְּלִי. אֲבָל אִם נִגְרְרוּ הַמַּיִם הַשְּׁאוּבִין חוּץ לַמִּקְוֶה וְנִמְשְׁכוּ וְיָרְדוּ לַמִּקְוֶה אֵינָן פּוֹסְלִין אֶת הַמִּקְוֶה עַד שֶׁיִּהְיוּ מֶחֱצָה לְמֶחֱצָה אֲבָל אִם הָיָה רֹב מִן הַכְּשֵׁרִים הֲרֵי הַמִּקְוֶה כָּשֵׁר. כֵּיצַד. מִקְוֶה שֶׁיֵּשׁ בּוֹ עֶשְׂרִים סְאָה וּמַשֶּׁהוּ מַיִם כְּשֵׁרִין וְהָיָה מְמַלֵּא וְשׁוֹאֵב חוּץ לַמִּקְוֶה וְהַמַּיִם נִמְשָׁכִין וְיוֹרְדִין לַמִּקְוֶה בֵּין שֶׁהָיוּ נִמְשָׁכִין עַל הַקַּרְקַע אוֹ בְּתוֹךְ הַסִּילוֹן וְכַיּוֹצֵא בּוֹ מִדְּבָרִים שֶׁאֵינָן פּוֹסְלִין אֶת הַמִּקְוֶה הֲרֵי הוּא כָּשֵׁר וַאֲפִלּוּ הִשְׁלִימוֹ לְאֶלֶף סְאָה. שֶׁהַשְּׁאִיבָה שֶׁהִמְשִׁיכוּהָ כְּשֵׁרָה אִם הָיָה שָׁם רֹב אַרְבָּעִים סְאָה מִן הַכָּשֵׁר. וְכֵן גַּג שֶׁהָיָה בְּרֹאשׁוֹ עֶשְׂרִים סְאָה וּמַשֶּׁהוּ מֵי גְּשָׁמִים וּמִלֵּא בִּכְתֵפוֹ וְנָתַן לְתוֹכוֹ פָּחוֹת מֵעֶשְׂרִים שֶׁנִּמְצָא הַכּל פָּסוּל וּפָתַח הַצִּנּוֹר וְנִמְשְׁכוּ הַכּל לְמָקוֹם אֶחָד הֲרֵי זֶה מִקְוֶה כָּשֵׁר. שֶׁהַשְּׁאוּבִים שֶׁהִמְשִׁיכוּהָ כֻּלָּהּ כְּשֵׁרָה הוֹאִיל וְהָיָה שָׁם רֹב מִן הַכָּשֵׁר:
9. Некоторые западные мудрецы постановили, что поскольку мудрецы заявили: «Вся зачерпнутая вода, которую пустили течь саму по себе, чиста», то нет необходимости в том, чтобы большая часть воды была приемлемой. Наоборот, точка зрения, требующая и большинства приемлемой воды, и того, чтобы она текла, — это слова только одного мудреца, и они уже были опровергнуты, поскольку в заключении отрывка говорится: «Все количество набранной воды, которую пустили течь, является чистой». По словам западных мудрецов, если наполнить сосуд водой и вылить ее, и вода стечет в одно место, где соберется, то это будет приемлемая миква. Точно так же все бассейны в наших банях были бы пригодными миквами, ибо вся вода в них была набрана и затем текла по трубам. Мы никогда не видели никого, кто совершил бы такой поступок, то есть постановил бы, что такие бассейны приемлемы для погружения. הוֹרוּ מִקְצָת חַכְמֵי מַעֲרָב וְאָמְרוּ הוֹאִיל וְאָמְרוּ חֲכָמִים שְׁאוּבָה שֶׁהִמְשִׁיכוּהָ כֻּלָּהּ טְהוֹרָה אֵין אָנוּ צְרִיכִין שֶׁיִּהְיוּ שָׁם רֹב מַיִם כְּשֵׁרִין. וְזֶה שֶׁהִצְרִיךְ רֹב וְהַמְשָׁכָה דִּבְרֵי יָחִיד הֵן וּכְבָר נִדְּחוּ שֶׁהֲרֵי אָמְרוּ בַּסּוֹף שְׁאוּבָה שֶׁהִמְשִׁיכוּהָ כֻּלָּהּ טְהוֹרָה. לְפִי דִּבְרֵי זֶה אִם הָיָה מְמַלֵּא בִּכְלִי וְשׁוֹפֵךְ וְהַמַּיִם נִזְחָלִין וְהוֹלְכִין לְמָקוֹם אֶחָד הֲרֵי זֶה מִקְוֶה כָּשֵׁר. וְכֵן כָּל אַמְבְּטִי שֶׁבְּמֶרְחֲצָאוֹת שֶׁלָּנוּ מִקְוָאוֹת כְּשֵׁרִין. שֶׁהֲרֵי כָּל הַמַּיִם שֶׁבָּהֶן שָׁאוּב וְשֶׁנִּמְשָׁךְ הוּא. וּמֵעוֹלָם לֹא רָאִינוּ מִי שֶׁעָשָׂה מַעֲשֵׂה בְּעִנְיָן זֶה:
10. Следующие законы действуют, если дождевая и зачерпнутая вода смешались во дворе и попали в каверну или смешались на ступенях, ведущих в подземную пещеру, а затем спустились в пещеру. Если большая часть воды была приемлемой, то миква приемлема. Если большая часть воды была неприемлемой, то миква неприемлема. Когда применяется вышеупомянутое правило? Если они смешались до того, как достигли миквы и стекали вместе. Если же приемлемая и неприемлемая вода спускались непосредственно в микву (по отдельности), действуют другие правила. Если известно, что 40 сэа приемлемой воды упали в микву раньше, чем три лога зачерпнутой воды, то миква приемлема. Если нет, то она неприемлема. מֵי גְּשָׁמִים וּמַיִם שְׁאוּבִין שֶׁהָיוּ מִתְעָרְבִין בְּחָצֵר וְנִמְשָׁכִין וְיוֹרְדִין לַעֻקָּה שֶׁבֶּחָצֵר אוֹ שֶׁמִּתְעָרְבִין עַל מַעֲלוֹת הַמְּעָרָה וְיוֹרְדִין לַמְּעָרָה. אִם רֹב מִן הַכָּשֵׁר כָּשֵׁר וְאִם רֹב מִן הַפָּסוּל פָּסוּל. מֶחֱצָה לְמֶחֱצָה פָּסוּל. אֵימָתַי בִּזְמַן שֶׁמִּתְעָרְבִין עַד שֶׁלֹּא יַגִּיעוּ לַמִּקְוֶה וְנִמְשָׁכִין וְיוֹרְדִין אֲבָל אִם הָיוּ הַכְּשֵׁרִים וְהַפְּסוּלִים מְקַלְּחִין לְתוֹךְ הַמִּקְוֶה אִם יָדוּעַ שֶׁנָּפְלוּ לְתוֹכוֹ אַרְבָּעִים סְאָה מַיִם כְּשֵׁרִין עַד שֶׁלֹּא יָרְדוּ לְתוֹכוֹ שְׁלֹשָׁה לוֹגִין מַיִם שְׁאוּבִין כָּשֵׁר וְאִם לָאו פָּסוּל:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter