СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 13:13

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы исков (об истце и ответчике). Гл. 7

1. Если человек признает долг в сотню (монет) ближнему в присутствии двух свидетелей, и делает свое заявление как признание, а не высказывает его в форме случайного разговора, его высказывания служат основанием для свидетельских показаний. Это касается даже тех случаев, когда он не поручал свидетелям выступать в этом качестве, а истец не присутствовал. Если истец подал иск против него, а он отрицает, что делал эти заявления, его слова не принимаются во внимание, и он обязан возместить ущерб на основании показаний свидетелей. Если при его заявлениях присутствовал только один свидетель, он должен принести клятву, так как он сделал свое заявление как признание. Если после того, как свидетели пришли и дали показания, обвиняемый заявляет: «Я сделал признание, чтобы не показаться богатым», то его слова принимаются, но он обязан дать открепительную клятву. Если истец был со свидетелями в, то время, когда ответчик сделал признание, он не может утверждать, что сделал признание, чтобы не показаться богатым. Если же он утверждает, что заплатил долг после этого, его слово принимается, но он обязан дать открепительную клятву. הַמּוֹדֶה בִּפְנֵי שְׁנַיִם שֶׁיֵּשׁ לִפְלוֹנִי אֶצְלוֹ מָנֶה וְאָמַר לָהֶן בְּדֶרֶךְ הוֹדָיָה לֹא דֶּרֶךְ שִׂיחָה. אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא אָמַר אַתֶּם עֵדַי וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין הַתּוֹבֵעַ עִמּוֹ הֲרֵי זֶה עֵדוּת. תְּבָעוֹ בְּדִין אִם אָמַר לֹא הָיוּ דְּבָרִים מֵעוֹלָם אֵין שׁוֹמְעִין לוֹ וּמְשַׁלֵּם עַל פִּיהֶם. וְאִם הָיָה עֵד אֶחָד נִשְׁבָּע הוֹאִיל וְאָמַר דֶּרֶךְ הוֹדָיָה. טָעַן כְּשֶׁבָּאוּ אֵלּוּ הָעֵדִים וְאָמַר שֶׁלֹּא לְהַשְׁבִּיעַ אֶת עַצְמִי הוֹדֵיתִי נֶאֱמָן וְנִשְׁבָּע הֶסֵּת. וְאִם כְּשֶׁהוֹדָה בִּפְנֵיהֶם הָיָה הַתּוֹבֵעַ עִמּוֹ אֵינוֹ יָכוֹל לִטְעֹן וְלוֹמַר כְּדֵי לְהַרְאוֹת שֶׁאֵינִי עָשִׁיר הוֹדֵיתִי. אֲבָל אִם טָעַן שֶׁנָּתַן נֶאֱמָן וְנִשְׁבָּע הֶסֵּת:
2. Если человек делает признание в присутствии двух свидетелей, он не может потом заявить: «Я говорил в шутку». Само собой разумеется, это относится и к тому случаю, если он сделал признание в присутствии трех человек. Вместо этого он обязан выплатить сумму, которую признал. Ибо всякий раз, когда человек делает заявление в качестве признания, он как бы поручает им выступать в качестве свидетелей. Тем не менее, юридическая запись его заявлений не составляется, пока он не предъявит им обвинение: «Составьте акт, подпишите его и отдайте истцу». Даже если он поручил им, они должны проконсультироваться с ним во второй раз, прежде чем отдать его истцу, как мы уже объясняли. Аналогично, если человек делает признание в суде после того, как его вызвали, можно составить юридический протокол, как будет объяснено в следующем параграфе. Это действует при условии, что суду известны личности обеих сторон, чтобы два человека не совершили обман, чтобы обязать другого человека. כָּל הַמּוֹדֶה בִּפְנֵי שְׁנַיִם אֵינוֹ יָכוֹל לַחְזֹר וְלוֹמַר מְשַׁטֶּה הָיִיתִי בּוֹ וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם הוֹדָה בִּפְנֵי שְׁלֹשָׁה. אֲבָל מְחַיְּבִין אוֹתוֹ לִתֵּן בְּהוֹדָיַת פִּיו. שֶׁכָּל הָאוֹמֵר בְּדֶרֶךְ הוֹדָיָה הֲרֵי זֶה כְּאוֹמֵר אַתֶּם עֵדַי. אֲבָל אֵין כּוֹתְבִין אֶלָּא אִם כֵּן אָמַר לָהֶם כִּתְבוּ וְחִתְמוּ וּתְנוּ לוֹ. וּצְרִיכִין לְהִמָּלֵךְ בּוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְכֵן אִם הוֹדָה בְּבֵית דִּין אַחַר שֶׁשָּׁלְחוּ לוֹ כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר הֲרֵי אֵלּוּ כּוֹתְבִין. וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ בֵּית דִּין מַכִּירִין אֶת שְׁנֵיהֶם כְּדֵי שֶׁלֹּא יַעֲרִימוּ שְׁנֵיהֶם לְחַיֵּב אִישׁ אַחֵר:
3. Следующее правило применяется, если суд в составе трех судей заседал по своей инициативе в месте, установленном для заседаний, и истец пришел и подал жалобу в их присутствии. Если они послали гонца с вызовом ответчика, он пришел и признал долг в их присутствии, они могут составить судебный акт и передать его истцу. Однако иные правила действуют, если они не находились на своем постоянном месте и не вызывали его, а он собрал их и вызвал трех судей на заседание, признав в их присутствии свой долг и сказав им: «Действуйте как судьи в отношении моего вопроса». Если истец приходит после этого и говорит: «Запишите за меня признание», мы не составляем документ. Это объясняется тем, что мы подозреваем, что ответчик заплатил ему, и, несмотря на это, истец попытается предъявить претензии ответчику с помощью юридического документа. Когда применяется вышеизложенное? В отношении иска, связанного с движимым имуществом. Если же человек признал обязательство, связанное с земельной собственностью, свидетели могут составить юридический документ и передать его ему, даже если признание было сделано только в присутствии двух свидетелей, ответчик не подтвердил свое заявление актом приобретения, и ответчик не инструктировал их: «Составьте документ и отдайте ему». Смысл в том, чтобы не беспокоиться, что ответчик отдаст ему землю, а потом истец снова предъявит к нему претензии. בֵּית דִּין שֶׁל שְׁלֹשָׁה שֶׁהָיוּ יוֹשְׁבִין מֵעַצְמָן בַּמָּקוֹם הַקָּבוּעַ לָהֶן וּבָא הַתּוֹבֵעַ וְקָבַל לִפְנֵיהֶם וְשָׁלְחוּ שָׁלִיחַ אֵצֶל הַנִּתְבָּע וּבָא וְהוֹדָה בִּפְנֵיהֶם הֲרֵי אֵלּוּ כּוֹתְבִין וְנוֹתְנִין לְבַעַל דִּינוֹ. אֲבָל אִם לֹא הָיוּ קְבוּעִין וְלֹא שָׁלְחוּ לוֹ אֲפִלּוּ קִבֵּץ אוֹתָן וְהוֹשִׁיב הַשְּׁלֹשָׁה וְהוֹדָה בִּפְנֵיהֶן וְאָמַר לָהֶן הֱווּ עָלַי דַּיָּנִין וּבָא אַחַר כָּךְ הַתּוֹבֵעַ וְאָמַר כִּתְבוּ לִי הוֹדָיָתִי אֵין כּוֹתְבִין שֶׁמָּא יִתֵּן לוֹ וְנִמְצָא זֶה תּוֹבֵעַ אוֹתוֹ בִּשְׁטָר. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּמִטַּלְטְלִין. אֲבָל אִם הוֹדָה בְּקַרְקָעוֹת אֲפִלּוּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא קָנוּ מִיָּדוֹ וְלֹא אָמַר לָהֶם כִּתְבוּ וּתְנוּ הֲרֵי אֵלּוּ כּוֹתְבִים וְנוֹתְנִין שֶׁאֵין כָּאן לָחוּשׁ שֶׁמָּא יִתֵּן לוֹ וְנִמְצָא תּוֹבְעוֹ פַּעַם שְׁנִיָּה:
4. Несмотря на то, что в судебном акте о признании должника, составленном истцом, не указано: «Ответчик сказал нам: «Запишите этот протокол, подпишите его и отдайте истцу», он является приемлемым. Ибо принято считать, что, если бы ответчик не дал свидетелям таких указаний, они бы не составили юридический протокол и не передали его истцу. Вопрос может возникнуть, если в юридическом документе указано только: «Такой-то признал долг в нашем присутствии в суде». Если в документе не указано, что присутствовали три судьи, или не указана информация, которая бы свидетельствовала о том, что присутствовали три судьи, мы подозреваем, что присутствовали только два человека, и они ошиблись и решили, что признание, сделанное в присутствии двух человек, считается признанием, сделанным в суде. Поэтому мы не считаем такую запись юридическим документом. שְׁטַר הוֹדָיָה שֶׁיָּצָא וְלֹא הָיָה כָּתוּב בּוֹ אָמַר לָנוּ כִּתְבוּ וְחִתְמוּ וּתְנוּ לוֹ. הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר שֶׁחֲזָקָה הִיא שֶׁאִלּוּ לֹא אָמַר לָהֶם כִּתְבוּ וְחִתְמוּ וּתְנוּ לֹא הָיוּ נוֹתְנִין. הָיָה כָּתוּב בַּשְּׁטָר הוֹדָה פְּלוֹנִי בְּפָנֵינוּ בֵּית דִּין. אִם אֵין כָּתוּב בּוֹ שֶׁהָיוּ שְׁלֹשָׁה אוֹ דְּבָרִים שֶׁשּׁוֹמְעִין מִכְּלָל שֶׁהָיוּ שְׁלֹשָׁה חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא שְׁנַיִם הָיוּ וְטָעוּ וְדִמּוּ שֶׁהַהוֹדָיָה בִּשְׁנַיִם הוֹדָיָה בְּבֵית דִּין וּלְפִיכָךְ אֵין דָּנִין בּוֹ דִּין שְׁטָר:
5. Мы уже объясняли, что признание, сделанное в суде, или показания, данные свидетелями в суде, имеют такую же юридическую силу, как и заем, подкрепленный долговой распиской. В каких случаях применяется вышесказанное? Если ответчик не признал решение суда, пока его не вызвали и не привели в суд, как мы уже объясняли. Если же два человека пришли на суд, и один предъявляет претензии другому, говоря: «Ты должен мне сотню», а ответчик признает долг, его слово принимается, если после ухода он заявляет, что выплатил долг. Однако он должен подтвердить это утверждение открепительной клятвой. Сказанное выше относится к тому, сказали ли судьи: «Ты обязан заплатить ему» или «Выйди и заплати ему». Поэтому, если истец вернется и скажет: «Запиши признание, которое он сделал», мы не записываем его, так как возможно, что ответчик заплатил ему. Точно так же, если человек, обязанный принести клятву в суде, покидает суд, а затем возвращается и говорит: «Я дал клятву», то его слово принимается. От него не требуется клятва в том, что он дал клятву. Если есть свидетели, которые подтверждают, что он не давал клятву, устанавливается презумпция, что обвиняемый лжет в отношении этой клятвы. Его слова не принимаются, если он утверждает, что дал клятву, если только другой участник процесса не подтвердит — или он не приведет свидетелей — что он дал клятву в их присутствии. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהוֹדָיָה בְּבֵית דִּין אוֹ עֵדוּת בְּבֵית דִּין כְּמִלְוֶה הַכְּתוּבָה בִּשְׁטָר וּלְפִיכָךְ כּוֹתְבִין וְנוֹתְנִין לְבַעַל דִּינוֹ. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשֶׁלֹּא קִבֵּל אֶת הַדִּין עַד שֶׁשָּׁלְחוּ וֶהֱבִיאוּהוּ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. אֲבָל שְׁנַיִם שֶׁבָּאוּ לְדִין וְתָבַע אֶחָד מֵהֶן אֶת חֲבֵרוֹ וְאָמַר מָנֶה לִי בְּיָדְךָ וְאָמַר לוֹ הַנִּתְבָּע הֵן יֵשׁ לְךָ בְּיָדִי. בֵּין שֶׁאָמְרוּ הַדַּיָּנִין חַיָּב אַתָּה לִתֵּן לוֹ בֵּין שֶׁאָמְרוּ צֵא תֵּן לוֹ וְיָצָא וְאָמַר פָּרַעְתִּי נֶאֱמָן וְיִשָּׁבַע הֶסֵּת שֶׁפְּרָעוֹ. לְפִיכָךְ אִם חָזַר הַתּוֹבֵעַ לַדַּיָּנִים וְאָמַר כִּתְבוּ לִי הוֹדָיָתִי אֵין כּוֹתְבִין לוֹ שֶׁמָּא פְּרָעוֹ. וְכֵן מִי שֶׁנִּתְחַיֵּב שְׁבוּעָה בְּבֵית דִּין וְיָצָא וְאָמַר נִשְׁבַּעְתִּי נֶאֱמָן וְאֵין מַשְׁבִּיעִין אוֹתוֹ שֶׁנִּשְׁבַּע. הָיוּ הָעֵדִים מְעִידִין אוֹתוֹ שֶׁלֹּא נִשְׁבַּע הֻחְזַק כַּפְרָן לְאוֹתָהּ שְׁבוּעָה וְאֵינוֹ נֶאֱמָן לְעוֹלָם לוֹמַר נִשְׁבַּעְתִּי עַד שֶׁיּוֹדֶה לוֹ בַּעַל דִּינוֹ אוֹ יָבִיא עֵדִים שֶׁנִּשְׁבַּע בִּפְנֵיהֶם:
6. Следующее правило действует, если двое людей пришли на суд, один из них должен другому, и судьи говорят ему: «Выйди и заплати ему». Если он покинет суд, а потом вернется и скажет: «Я заплатил», но есть свидетели, которые подтверждают, что он не платил, то устанавливается презумпция, что ответчик лжет в отношении этих денег. Иные правила применяются, если судьи говорят ему: «Вы обязаны заплатить». Если он покинул суд, а затем вернулся и сказал: «Я заплатил», но есть свидетели, которые подтверждают, что он не платил, мы не говорим, что презумпция того, что обвиняемый лжет, установлена. Это объясняется тем, что мы предполагаем, что он оттягивает время до вынесения судебного решения. Поэтому, если в другой раз он утверждает, что заплатил деньги, которые его обязали выплатить эти судьи, и нет свидетелей, опровергающих его показания во второй раз, он обязан дать открепительную клятву, после чего освобождается от всех обязательств. По этой причине испанские мудрецы в присутствии суда говорили судьям и заимодавцу, признавшему долг или обязавшемуся дать клятву в суде: «Будьте свидетелями того, что он не должен платить мне или давать мне клятву вне присутствия свидетелей». שְׁנַיִם שֶׁבָּאוּ לְדִין וְנִתְחַיֵּב הָאֶחָד לַשֵּׁנִי וְאָמְרוּ לוֹ צֵא וְתֵן לוֹ וְיָצָא וְחָזַר וְאָמַר פָּרַעְתִּי וְעֵדִים מְעִידִים אוֹתוֹ שֶׁלֹּא פְּרָעוֹ הֻחְזַק כַּפְרָן לְאוֹתוֹ מָמוֹן. אָמְרוּ לוֹ חַיָּב אַתָּה לִתֵּן לוֹ וְיָצָא וְחָזַר וְאָמַר פָּרַעְתִּי וְעֵדִים מְעִידִין אוֹתוֹ שֶׁלֹּא פְּרָעוֹ לֹא הֻחְזַק כַּפְרָן שֶׁזֶּה נִשְׁמָט מֵהֶן עַד שֶׁיַּחְקְרוּ דִּינוֹ. לְפִיכָךְ אִם חָזַר פַּעַם אַחֶרֶת וְטָעַן שֶׁפְּרָעוֹ זֶה הַמָּמוֹן שֶׁנִּתְחַיֵּב בּוֹ בִּפְנֵיהֶם וְלֹא הָיוּ שָׁם עֵדִים שֶׁמַּכְחִישִׁין אוֹתוֹ פַּעַם שְׁנִיָּה הֲרֵי זֶה נִשְׁבָּע הֶסֵּת שֶׁפְּרָעוֹ וְנִפְטָר. לְפִיכָךְ הָיוּ בְּקִיאֵי הַדַּעַת שֶׁבִּסְפָרַד כְּשֶׁיּוֹדֶה הַלּוֶֹה אוֹ כְּשֶׁיִּתְחַיֵּב שְׁבוּעָה בְּבֵית דִּין אוֹמֵר לוֹ בִּפְנֵי בֵּית דִּין הֱיוּ עָלַי עֵדִים שֶׁלֹּא יִפְרָעֵנִי אוֹ שֶׁלֹּא יִשָּׁבַע לִי אֶלָּא בִּפְנֵי עֵדִים:
7. Если в суде человек признает, что он должен истцу сотню монет, а затем говорит: «Я сейчас вспомнил, что заплатил ему долг, который признал, и вот свидетели, которые подтверждают мое нынешнее требование», то их показания вступают в силу, и принимается соответствующее решение. Это объясняется тем, что он не противоречит показаниям свидетелей, и не считается, что он сказал: «Я никогда не брал этот кредит». מִי שֶׁהוֹדָה בְּבֵית דִּין שֶׁאֲנִי חַיָּב לְזֶה הַתּוֹבֵעַ מָנֶה וְאַחַר כָּךְ אָמַר נִזְכַּרְתִּי שֶׁפָּרַעְתִּי לוֹ חוֹבוֹ זֶה שֶׁהוֹדֵיתִי בּוֹ וַהֲרֵי עֵדִים. הֲרֵי זֶה עֵדוּת מוֹעֶלֶת וְעוֹשִׂין עַל פִּיהֶם שֶׁהֲרֵי לֹא הִכְחִישׁ עֵדָיו וְאֵינוֹ כְּאוֹמֵר לֹא לָוִיתִי מֵעוֹלָם:
8. Человек, подавший иск в суд, может вернуться и подать второй иск, противоречащий первому. Мы полагаемся на второе утверждение, даже если он не предоставил объяснения, почему первоначально он выдвинул другое утверждение. Даже если он покинул суд и вернулся, он может менять и отменять любые утверждения по своему усмотрению, пока не придут свидетели и не дадут показания. После того как свидетели придут и опровергнут окончательное утверждение, на которое он опирался, он не может изменить его на другое утверждение, если только он не предоставит объяснение утверждения, на которое он опирался, которое могло бы расширить его смысл и включить также утверждение, которое он сделал после этого. Вышеизложенное применимо при условии, что он не отступил от решения суда. Если же он отошел от суда, он не может вернуться и предъявить другое требование после того, как пришли свидетели и дали показания. Это недопустимо; мы опасаемся, что нечестивые люди научили его давать ложные показания. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. יֵשׁ לַטּוֹעֵן בְּבֵית דִּין לַחְזֹר וְלִטְעֹן טַעֲנָה אַחֶרֶת לְהַכְחִישׁ הַטַּעֲנָה הָרִאשׁוֹנָה וְסוֹמְכִין עַל טַעֲנָתוֹ הָאַחֲרוֹנָה. וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נָתַן אֲמַתְלָא לַטַּעֲנָה הָרִאשׁוֹנָה. וְאַף עַל פִּי שֶׁיָּצָא מִבֵּית דִּין וְחָזַר יֵשׁ לַחְזֹר וְלִטְעֹן וּלְהַפֵּךְ כָּל הַטְּעָנוֹת שֶׁיִּרְצֶה עַד שֶׁיָּבוֹאוּ עֵדִים. אֲבָל מֵאַחַר שֶׁיָּבוֹאוּ עֵדִים וְיַכְחִישׁוּ טַעֲנָתוֹ הָאַחֲרוֹנָה שֶׁסָּמַךְ עָלֶיהָ אֵינוֹ יָכוֹל לְהַשִּׁיאוֹ לְטַעֲנָה אַחֶרֶת אֶלָּא אִם כֵּן נָתַן אֲמַתְלָא לַטַּעֲנָה שֶׁסָּמַךְ עָלֶיהָ. וְיֵשׁ בְּמַשְׁמָעָהּ כְּמוֹ שֶׁהִשִּׁיא בְּזֹאת הַטַּעֲנָה הָאַחֶרֶת. וְהוּא שֶׁלֹּא יָצָא מִבֵּית דִּין. אֲבָל אִם יָצָא מִבֵּית דִּין אֵינוֹ יָכוֹל לַחְזֹר וְלִטְעֹן אַחַר שֶׁבָּאוּ עֵדִים. שֶׁמָּא אֲנָשִׁים רָעִים לִמְּדוּהוּ טְעָנוֹת שֶׁל שֶׁקֶר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter