СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 06:01

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о благословениях. Гл. 3

1. Есть пять видов зерна: пшеница, ячмень, рожь, овес и полба. Рожь — это подвид пшеницы, а овес и полба — подвиды ячменя. Когда эти пять видов находятся в их стеблях, их называют урожаем. После обмолота и просеивания их называют зерном. Когда они были размолоты, а их мука замешана и запечена, их называют хлебом. Хлеб, приготовленный из этих видов, называется хлебом без каких-либо дополнительных модификаторов. חֲמִשָּׁה מִינִין הֵן. הַחִטִּין וְהַשְּׂעוֹרִין וְהַכֻּסְּמִין וְשִׁבּלֶת שׁוּעָל וְשִׁיפּוֹן. הַכֻּסְּמִין מִמִּין הַחִטִּין וְשִׁבּלֶת שׁוּעָל וְשִׁיפּוֹן מִמִּין הַשְּׂעוֹרִים. וַחֲמִשָּׁה מִינִין הָאֵלּוּ כְּשֶׁהֵן שִׁבֳּלִים נִקְרָאִים תְּבוּאָה בְּכָל מָקוֹם. וְאַחַר שֶׁדָּשִׁין וְזוֹרִין אוֹתָן נִקְרָאִין דָּגָן. וּכְשֶׁטּוֹחֲנִין אוֹתָן וְלָשִׁין אֶת קִמְחָן וְאוֹפִין אוֹתָן נִקְרָאִין פַּת. וְהַפַּת הַנַּעֲשֶׂה מֵאֶחָד מֵהֶן הִיא הַנִּקְרֵאת פַּת בְּכָל מָקוֹם בְּלֹא לִוּוּי:
2. Перед тем, как съесть хлеб, человек должен произнести благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, производящий хлеб из земли». После этого он должен произнести четыре благословения благодарности. Прежде чем съесть зёрна, приготовленные без обработки, человек должен прочитать благословение «…создавщий плод земли. После этого он должен прочитать благословение «…создавший множество душ». Перед тем, как съесть муку, человек должен прочитать благословение «…по чьему велению возникло всё». После этого он должен прочитать благословение «…Создавший множество душ». הָאוֹכֵל פַּת חַיָּב לְבָרֵךְ לְפָנֶיהָ בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ. וּלְאַחֲרֶיהָ אַרְבַּע בְּרָכוֹת. אָכַל דָּגָן שָׁלוּק כְּמוֹ שֶׁהוּא מְבָרֵךְ לְפָנָיו בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה. וּלְאַחֲרָיו בּוֹרֵא נְפָשׁוֹת רַבּוֹת. אָכַל קֶמַח מְבָרֵךְ לְפָנָיו שֶׁהַכּל וּלְאַחֲרָיו בּוֹרֵא נְפָשׁוֹת רַבּוֹת:
3. Применяются следующие правила, когда человек готовит муку из одного из пяти видов зерна, смешанного с водой или другими жидкостями: если смесь густая и ее можно есть и жевать, следует читать благословение «Создавший множество видов пищи для насыщения» заранее и благословение «…за пищу и средства к существованию» после. Если смесь жидкая и ее можно пить, следует заранее прочитать благословение «…по чьему велению возникло всё», а после — благословение «…Создавший множество душ». קֶמַח שֶׁל אֶחָד מֵחֲמֵשֶׁת הַמִּינִין שֶׁשְּׁלָקוּהוּ וְעֵרְבוּ בְּמַיִם אוֹ בִּשְׁאָר מַשְׁקִים אִם הָיָה עָבֶה כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה רָאוּי לַאֲכִילָה וּלְלָעֳסוֹ מְבָרֵךְ עָלָיו בַּתְּחִלָּה בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת וּלְבַסּוֹף עַל הַמִּחְיָה וְעַל הַכַּלְכָּלָה. וְאִם הָיָה רַךְ כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה רָאוּי לִשְׁתִיָּה מְבָרֵךְ עָלָיו בַּתְּחִלָּה שֶׁהַכּל וּלְבַסּוֹף בּוֹרֵא נְפָשׁוֹת רַבּוֹת:
4. Благословение «…Создавший множество видов пищи для насыщения» произносится перед принятием любого из следующих блюд: 1) мука из одного из пяти видов зерна, приготовленного в кастрюле — отдельно или в смеси с другими ингредиентами, например, пельменями и т.п.; 2) зерно, которое было разделено или измельчено и приготовлено в горшке — например, каша из разваренных злаков. Эти две категории называются приготовленными блюдами. Те же законы распространяются и на любое блюдо, в котором была смешана мука или хлеб из пяти видов зерна. קֶמַח שֶׁל אֶחָד מֵחֲמֵשֶׁת הַמִּינִין שֶׁבִּשְּׁלוֹ בִּקְדֵרָה בֵּין לְבַדּוֹ בֵּין שֶׁעֵרְבוֹ עִם דְּבָרִים אֲחֵרִים כְּגוֹן לְבִיבוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. וְכֵן הַדָּגָן שֶׁחִלְּקוֹ אוֹ כְּתָשׁוֹ וּבִשְּׁלוֹ בִּקְדֵרָה כְּגוֹן הָרִיפוֹת וְגֶרֶשׂ הַכַּרְמֶל וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן וְכָל זֶה הוּא הַנִּקְרָא מַעֲשֵׂה קְדֵרָה. וְכֵן כָּל תַּבְשִׁיל שֶׁעֵרֵב בּוֹ מֵחֲמֵשֶׁת הַמִּינִין בֵּין קֶמַח בֵּין פַּת. בַּתְּחִלָּה מְבָרֵךְ עָלָיו בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת:
5. Когда применимо вышеизложенное? Когда человек считает муку или хлеб из пяти видов зерна основным элементом смеси, а не второстепенным элементом. Однако, если мука или хлеб из пяти видов зерна является второстепенным элементом смеси, человек должен произнести соответствующее благословение над основной пищей и, таким образом, выполнить свое обязательство в отношении вторичной пищи. Это главный принцип в отношении благословений: всякий раз, когда пища содержит первичные и вторичные элементы, человек должен произносить благословение над первичным элементом и, таким образом, выполнять свои обязательства в отношении вторичного элемента. Этот принцип применяется независимо от того, смешан ли вторичный элемент с первичным элементом или нет. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהָיָה הַמִּין הַזֶּה חָשׁוּב אֶצְלוֹ וְלֹא הָיָה טְפֵלָה. אֲבָל אִם הָיָה אֶחָד מֵחֲמֵשֶׁת הַמִּינִין שֶׁעֵרֵב טְפֵלָה אֵינוֹ מְבָרֵךְ אֶלָּא עַל הָעִקָּר וּפוֹטֵר אֶת הַטְּפֵלָה. וְזֶה כְּלָל בִּבְרָכוֹת כָּל שֶׁהוּא עִקָּר וְעִמּוֹ טְפֵלָה מְבָרֵךְ עַל הָעִקָּר וּפוֹטֵר אֶת הַטְּפֵלָה בֵּין שֶׁהָיְתָה הַטְּפֵלָה מְעֹרֶבֶת עִם הָעִקָּר בֵּין שֶׁלֹּא הָיְתָה מְעֹרֶבֶת:
6. Каков пример смешивания вторичной пищи с основной пищей? Приготовленная репа или капуста, в которую была добавлена мука одного из пяти видов, чтобы они держались вместе. Благословение «…Создавший множество видов пищи для насыщения» не произносится, потому что репа имеет первостепенное значение, а мука — второстепенная. Точно так же всякий раз, когда добавляется какое-либо вещество, чтобы скрепить пищу, придать аромат или окрасить блюдо, это считается вторичным. Однако, если он был добавлен для придания вкуса пище, это считается наиболее важным. Соответственно, когда сладости готовятся путем варки меда и смешивания его с крахмалом, чтобы он склеился, благословение «…Создавший множество видов пищи для насыщения» не произносится, потому что мед имеет первостепенное значение. כֵּיצַד הִיא הַטְּפֵלָה הַמְעֹרֶבֶת. כְּגוֹן לֶפֶת אוֹ כְּרוּב שֶׁבִּשְּׁלוֹ וְעֵרֵב בּוֹ קֶמַח שֶׁל אֶחָד מֵחֲמֵשֶׁת הַמִּינִין כְּדֵי לְדַבְּקוֹ אֵינוֹ מְבָרֵךְ עָלָיו בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת שֶׁהַלֶּפֶת הוּא הָעִקָּר וְקִמְחוֹ טְפֵלָה. שֶׁכָּל דָּבָר שֶׁמְּעָרְבִין אוֹתוֹ לְדַבֵּק אוֹ כְּדֵי לִתֵּן רֵיחַ אוֹ כְּדֵי לִצְבֹּעַ אֶת הַתַּבְשִׁיל הֲרֵי זוֹ טְפֵלָה. אֲבָל אִם עֵרֵב כְּדֵי לִתֵּן טַעַם בַּתַּעֲרוֹבוֹת הֲרֵי הוּא עִקָּר. לְפִיכָךְ מִינֵי דְּבַשׁ שֶׁמְּבַשְּׁלִין אוֹתָן וְנוֹתְנִין בָּהֶן חֵלֶב חִטָּה כְּדֵי לְדַבֵּק וְעוֹשִׂין מֵהֶן מִינֵי מְתִיקָה אֵינוֹ מְבָרֵךְ עָלָיו בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת מִפְּנֵי שֶׁהַדְּבַשׁ הוּא הָעִקָּר:
7. Каков пример вторичной пищи, которая не смешивается вместе? Человек, который хочет есть соленую рыбу и ест с ней хлеб, чтобы густой рассол не навредил горлу или языку. В этом случае он должен произнести благословение на соленую рыбу и тем самым выполнить свое обязательство в отношении хлеба, потому что хлеб вторичен. Тот же принцип применяется и в других подобных ситуациях. כֵּיצַד הִיא הַטְּפֵלָה שֶׁאֵינָהּ מְעֹרֶבֶת. הֲרֵי שֶׁצָּרִיךְ לֶאֱכל דָּג מָלִיחַ וְאָכַל הַפַּת עִמּוֹ כְּדֵי שֶׁלֹּא יַזִּיק הַמֶּלַח גְּרוֹנוֹ וּלְשׁוֹנוֹ הֲרֵי זֶה מְבָרֵךְ עַל הַמָּלִיחַ וּפוֹטֵר אֶת הַפַּת מִפְּנֵי שֶׁהַפַּת טְפֵלָה לוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
8. Следующие правила применяются, когда хлеб был разбит на куски и приготовлен в кастрюле или смешан с супом: если куски размером с оливку или их можно распознать как хлеб, и их внешний вид не изменился, следует произнести благословение «…Произрастивший хлеб из земли» перед тем, как принять их. Если, однако, они не размером с оливку или больше не напоминают хлеб из-за процесса приготовления, перед тем, как вкусить их, следует прочитать молитву «…Создавший множество видов пищи для насыщения». הַפַּת שֶׁפָּתַת אוֹתָהּ פִּתִּים וּבִשְׁלָהּ בִּקְדֵרָה אוֹ לָשָׁהּ בְּמָרָק. אִם יֵשׁ בַּפְּתִיתִין כְּזַיִת אוֹ שֶׁנִכָּר שֶׁהֵן פַּת וְלֹא נִשְׁתַּנָּה צוּרָתָהּ מְבָרֵךְ עָלֶיהָ בַּתְּחִלָּה הַמּוֹצִיא. וְאִם אֵין בָּהֶן כְּזַיִת אוֹ שֶׁעֻבְּרָה צוּרַת הַפַּת בַּבִּשּׁוּל מְבָרֵךְ עָלֶיהָ בַּתְּחִלָּה בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת:
9. Перед тем, как съесть тесто, выпеченное на земле, как это делают живущие в пустыне арабы, следует прочитать благословение «…Создавший множество видов пищи для насыщения», потому что оно не похоже на хлеб. Однако, если кто-то использует его в качестве основы для еды, он должен читать благословение «…Произрастивший хлеб из земли». Аналогичные законы применяются к тесту, которое было замешано с медом, маслом или молоком или смешано с разными приправами и запечено. Это называется «хлеб, приготовленный кармашками». Хотя он напоминает хлеб, над ним читается благословение «…Создавший множество видов пищи для насыщения». Однако, если кто-то использует его в качестве основы для еды, он должен читать благословение «…Произрастивший хлеб из земли». עִסָּה שֶׁנֶּאֱפֵית בַּקַּרְקַע כְּמוֹ שֶׁהָעַרְבִיִּים שׁוֹכְנֵי הַמִּדְבָּרוֹת אוֹפִים הוֹאִיל וְאֵין עָלֶיהָ צוּרַת פַּת מְבָרֵךְ עָלֶיהָ בַּתְּחִלָּה בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת. וְאִם קָבַע מְזוֹנוֹ עָלֶיהָ מְבָרֵךְ הַמּוֹצִיא. וְכֵן עִסָּה שֶׁלָּשָׁהּ בִּדְבַשׁ אוֹ בְּשֶׁמֶן אוֹ בְּחָלָב אוֹ שֶׁעֵרֵב בָּהּ מִינֵי תַּבְלִין וַאֲפָאָהּ וְהִיא הַנִּקְרֵאת פַּת הַבָּאָה בְּכִסְנִין אַף עַל פִּי שֶׁהוּא פַּת מְבָרֵךְ עָלֶיהָ בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת. וְאִם קָבַע סְעֻדָּתוֹ עָלֶיהָ מְבָרֵךְ הַמּוֹצִיא:
10. Перед тем, как съесть приготовленный рис или хлеб из риса, следует прочитать благословение «...Творец разнообразной пищи». После этого следует читать благословение «...Творец разнообразной пищи». Это применимо только в том случае, если другие ингредиенты не смешиваются с рисом. Напротив, перед тем, как съесть хлеб из пшена или других видов семян, следует прочитать благословение «…по слову Которого возникло всё». После этого следует читать благословение «…Создавший множество душ». אֹרֶז שֶׁבִּשְּׁלוֹ אוֹ שֶׁעָשָׂה מִמֶּנּוּ פַּת בַּתְּחִלָּה מְבָרֵךְ עָלָיו בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת וּלְבַסּוֹף בּוֹרֵא נְפָשׁוֹת. וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יְהֵא מְעֹרָב עִם דָּבָר אַחֵר אֶלָּא אֹרֶז לְבַדּוֹ. אֲבָל פַּת דֹּחַן אוֹ פַּת שֶׁל שְׁאָר מִינֵי קִטְנִית בַּתְּחִלָּה מְבָרֵךְ שֶׁהַכּל וּלְבַסּוֹף בּוֹרֵא נְפָשׁוֹת רַבּוֹת:
11. Каждый раз, когда благословение на хлеб произносится перед принятием пищи, четыре благословения благодарности читаются впоследствии в их надлежащем порядке. Каждый раз, когда перед принятием пищи произносится благословение «…Создавший множество видов пищи для насыщения», после этого произносится одно благословение, которое включает в себя три благословения благодарности, кроме тех случаев, когда человек ест рис. כָּל שֶׁמְּבָרְכִין עָלָיו בַּתְּחִלָּה הַמּוֹצִיא מְבָרְכִין לְאַחֲרָיו בַּסּוֹף בִּרְכַּת הַמָּזוֹן כְּסִדְרָהּ אַרְבַּע בְּרָכוֹת. וְכָל שֶׁמְּבָרְכִין עָלָיו בַּתְּחִלָּה בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת מְבָרְכִין בַּסּוֹף לְאַחֲרָיו בְּרָכָה אַחַת מֵעֵין שָׁלֹשׁ חוּץ מִן הָאֹרֶז:
12. Когда применимо вышеизложенное? Когда человек съел больше оливкового масла из этих продуктов. Однако, если он съел меньше размера оливы, будь то из хлеба или из другой пищи, или выпил меньше четверти, будь то из вина или из других напитков, он должен прочитать соответствующее благословение перед тем, как принять пищу. Или пить, но после этого не следует произносить никаких благословений. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁאָכַל מִכְּזַיִת וּלְמַעְלָה אֲבָל אָכַל פָּחוֹת מִכְּזַיִת בֵּין מִן הַפַּת בֵּין מִשְּׁאָר אוֹכְלִין. וְהַשּׁוֹתֶה פָּחוֹת מֵרְבִיעִית בֵּין מִן הַיַּיִן בֵּין מִשְּׁאָר מַשְׁקִין. מְבָרֵךְ בַּתְּחִלָּה בְּרָכָה הָרְאוּיָה לְאוֹתוֹ הַמִּין וּלְבַסּוֹף אֵינוֹ מְבָרֵךְ כְּלָל:
13. Это текст благословения «по образцу трех», которое включает в себя три благословения благодарности: Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Владыка вселенной, за животворящую и поддерживающую пищу драгоценную, добрую и просторную землю, которую Ты милостиво передал в наследство нашим предкам. Помилуй нас, Г-сподь, Б-г наш, и весь Израиль, Твой народ, и Иерусалим, Твой город, и Сион, обитель Твоей славы. И пусть Ты заставишь нас подняться к нему и позволь нам радоваться его восстановлению, и мы благословим Тебя святостью и чистотой. Благословен Ты, Б-г, за землю и за пропитание. В субботы и праздники каждый должен включать в это благословение сжатое упоминание о святости дня, как это делается в благодарности. וְזוֹ הִיא בְּרָכָה אַחַת מֵעֵין שָׁלֹשׁ. בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם עַל הַמִּחְיָה וְעַל הַכַּלְכָּלָה וְעַל אֶרֶץ חֶמְדָּה טוֹבָה וּרְחָבָה שֶׁרָצִיתָ וְשֶׁהִנְחַלְתָּ אֶת אֲבוֹתֵינוּ רַחֵם יְיָ׳‎ אֱלֹהֵינוּ עָלֵינוּ וְעַל יִשְׂרָאֵל עַמֶּךָ וְעַל יְרוּשָׁלַיִם עִירֶךָ וְעַל צִיּוֹן מִשְׁכַּן כְּבוֹדֶךָ וְהַעֲלֵנוּ לְתוֹכָהּ וְשַׂמְּחֵנוּ בְּבִנְיָנָהּ וּנְבָרֶכְךָ עָלֶיהָ בִּקְדֻשָּׁה וּבְטָהֳרָה בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ׳‎ עַל הָאָרֶץ וְעַל הַמִּחְיָה. וּבְשַׁבָּתוֹת וְיָמִים טוֹבִים אוֹמֵר בִּבְרָכָה זוֹ בִּכְלָלָהּ מֵעֵין קְדֻשַּׁת הַיּוֹם כְּדֶרֶךְ שֶׁמַּזְכִּיר בְּבִרְכַּת הַמָּזוֹן:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter