СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 11:50

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о Санедрине. Гл. 24

1. Судья может разрешать дела, связанные с денежным правом, на основе факторов, которые он склонен считать истинными и относительно которых он твердо убежден в своем сердце, что они верны, даже если у него нет доказательств по существу дела. Само собой разумеется, что, если он лично знает, что дело верно, он может судить о нем в соответствии со своими знаниями. Что подразумевается? Суд обязал человека принести клятву. Лицо, которого судья считает заслуживающим доверия и на чье слово судья полагается, говорит ему, что этот человек подозревается в даче ложной клятвы. Судья может отменить обязанность клятвы и возложить ее на другого истца, позволив ему принести клятву и взыскать свой иск, поскольку судья опирался на заявления этого лица. Более того, даже если он считает женщину или слугу заслуживающими доверия, если он твердо уверен, что дело, о котором они говорят, верно, он может полагаться на их слова и судить соответственно. Само собой разумеется, если он сам знает, что человек подозревается в даче ложной клятвы, он может судить соответственно. Точно так же, когда ему приходит вексель и человек, на которого он полагается, — даже женщина или родственник — говорит, что он погашен, если он доверяет его слову, он может сказать предъявителю векселя: «Платеж требуется только тогда, когда дается клятва». Точно так же, если предполагаемый должник также имеет задолженность перед другим лицом, судья может потребовать, чтобы должник заплатил кредитору, чей вексель вообще не оспаривался, и оставил неоплаченным вексель, который был оспорен свидетельскими показаниями лица. Или он может отклонить вексель и не рассматривать его в судебном порядке, если сочтет нужным. Аналогичные законы действуют, если приходит человек и заявляет, что он доверил вещь такому-то умершему и опознал вещь чрезвычайно точными описательными знаками. Если истец не бывал в доме умершего и если судье известно, что у умершего не было средств на владение такой вещью, и он твердо уверен, что эта вещь не принадлежала умершему, она может быть изъята у наследников и передана истцу при условии, что он имеет средства, чтобы владеть ею и идентифицировать ее описательными признаками. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Эти вопросы отданы исключительно на усмотрение судьи, чтобы решить его в соответствии с тем, что он воспринимает как истинное суждение. Почему же тогда Тора требовала двух свидетелей? Потому что, когда два свидетеля предстают перед судьей, он должен судить по их показаниям, хотя он не знает, истинны ли они или нет. א. יֵשׁ לַדַּיָּן לָדוּן בְּדִינֵי מָמוֹנוֹת עַל פִּי הַדְּבָרִים שֶׁדַּעְתּוֹ נוֹטָה לָהֶן שֶׁהֵן אֱמֶת וְהַדָּבָר חָזָק בְּלִבּוֹ שֶׁהוּא כֵּן אַף עַל פִּי שֶׁאֵין שָׁם רְאָיָה בְּרוּרָה וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם הָיָה יוֹדֵעַ בְּוַדַּאי שֶׁהַדָּבָר כֵּן הוּא שֶׁהוּא דָּן כְּפִי מַה שֶּׁיּוֹדֵעַ. כֵּיצַד. הֲרֵי שֶׁנִּתְחַיֵּב אָדָם שְׁבוּעָה בְּבֵית דִּין וְאָמַר לַדַּיָּן אָדָם שֶׁהוּא נֶאֱמָן אֶצְלוֹ וְשֶׁדַּעְתּוֹ סוֹמֶכֶת עַל דְּבָרָיו שֶׁזֶּה הָאִישׁ חָשׁוּד עַל הַשְּׁבוּעָה יֵשׁ לַדַּיָּן לַהֲפֹךְ הַשְּׁבוּעָה עַל שֶׁכְּנֶגְדוֹ וְיִשָּׁבַע וְיִטּל הוֹאִיל וְסָמְכָה דַּעְתּוֹ שֶׁל דַּיָּן עַל דִּבְרֵי זֶה. אֲפִלּוּ הָיְתָה אִשָּׁה אוֹ עֶבֶד נֶאֱמָנִים אֶצְלוֹ הוֹאִיל וּמָצָא הַדָּבָר חָזָק וְנָכוֹן בְּלִבּוֹ סוֹמֵךְ עָלָיו וְדָן. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם יָדַע הוּא עַצְמוֹ שֶׁזֶּה חָשׁוּד. וְכֵן אִם יָצָא שְׁטַר חוֹב לְפָנָיו וְאָמַר לוֹ אָדָם שֶׁסָּמַךְ עָלָיו אֲפִלּוּ אִשָּׁה אוֹ קָרוֹב זֶה פָּרוּעַ הוּא אִם סָמְכָה דַּעְתּוֹ עַל דְּבָרָיו יֵשׁ לוֹ לוֹמַר לָזֶה לֹא תִּפָּרַע אֶלָּא בִּשְׁבוּעָה. אוֹ אִם הָיָה עָלָיו שְׁטַר חוֹב לְאַחֵר יִתֵּן לְזֶה שֶׁלֹּא נִפְגַּם שְׁטָרוֹ כְּלָל וְיַנִּיחַ זֶה שֶׁנִּפְגַּם שְׁטָרוֹ בְּדִבְרֵי הָאֶחָד אוֹ יַשְׁלִיךְ הַשְּׁטָר בְּפָנָיו וְלֹא יָדוּן בּוֹ כְּפִי מַה שֶּׁיִּרְאֶה. וְכֵן מִי שֶׁבָּא וְטָעַן שֶׁיֵּשׁ לוֹ פִּקָּדוֹן אֵצֶל פְּלוֹנִי שֶׁמֵּת בְּלֹא צַוָּאָה וְנָתַן סִימָנִין מֻבְהָקִין וְלֹא הָיָה זֶה הַטּוֹעֵן רָגִיל לְהִכָּנֵס בְּבֵית זֶה הָאִישׁ שֶׁמֵּת. אִם יָדַע הַדַּיָּן שֶׁזֶּה הַמֵּת אֵינוֹ אָמוּד לִהְיוֹת לוֹ חֵפֶץ זֶה וְסָמְכָה דַּעְתּוֹ שֶׁאֵין זֶה הַחֵפֶץ שֶׁל מֵת מוֹצִיאוֹ מִן הַיּוֹרְשִׁין וְנוֹתְנוֹ לְזֶה הָאָמוּד בּוֹ וְנָתַן סִימָנִים. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה שֶׁאֵין הַדָּבָר מָסוּר אֶלָּא לְלִבּוֹ שֶׁל דַּיָּן לְפִי מַה שֶּׁיֵּרָאֶה לוֹ שֶׁהוּא דִּין הָאֱמֶת. אִם כֵּן לָמָּה הִצְרִיכָה תּוֹרָה שְׁנֵי עֵדִים שֶׁבִּזְמַן שֶׁיָּבוֹאוּ לִפְנֵי הַדַּיָּן שְׁנֵי עֵדִים יָדוּן עַל פִּי עֵדוּתָן אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ יוֹדֵעַ אִם בֶּאֱמֶת הֱעִידוּ אוֹ בְּשֶׁקֶר:
2. Все вопросы, упомянутые выше, являются фундаментальной нормой права. Тем не менее, когда суды, которые не были подходящими, — не обязательно нечестные суды, но даже те, дела которых были справедливы, но судьи которых были недостаточно мудры и обладали пониманием, — умножались, большинство судов среди еврейского народа соглашались не отменить клятву, если не было явных доказательств того, что тяжущаяся сторона подозревается в даче ложной клятвы. Равным образом они согласились не аннулировать вексель на основании показаний женщины или недопустимого свидетеля, ни принимать их показания в отношении всех других суждений, ни судить по наклонностям своих мыслей без твердого знания. Обоснование этой строгости состоит в том, чтобы помешать любому простому человеку сказать: «Мое сердце доверяет словам этого человека, и мой разум полагается на это». Точно так же мы не экспроприируем имущество сирот, если нет четких доказательств. Мы не полагаемся на мнение судьи, оценку финансовых возможностей умершего или истца. Даже если заслуживающее доверия лицо дало показания по определенному вопросу и разум судьи был склонен полагать, что он говорит правду, он должен колебаться в суждении. Он не должен отказываться от своих показаний. Вместо этого он должен быть посредником между тяжущимися сторонами до тех пор, пока они не примут показания свидетеля или не согласятся на компромисс. В противном случае судья может отказаться от рассмотрения дела. ב. כָּל אֵלּוּ הַדְּבָרִים הֵן עִקַּר הַדִּין. אֲבָל מִשֶּׁרַבּוּ בָּתֵּי דִּינִין שֶׁאֵינָן הֲגוּנִים וַאֲפִלּוּ הָיוּ הֲגוּנִים בְּמַעֲשֵׂיהֶם אֵינָן חֲכָמִים כָּרָאוּי וּבַעֲלֵי בִּינָה הִסְכִּימוּ רֹב בָּתֵּי דִּינֵי יִשְׂרָאֵל שֶׁלֹּא יְהַפְּכוּ שְׁבוּעָה אֶלָּא בִּרְאָיָה בְּרוּרָה. וְלֹא יִפְגְּמוּ שְׁטָר וְיַפְסִידוּ חֶזְקָתוֹ בְּעֵדוּת אִשָּׁה אוֹ פָּסוּל וְכֵן בִּשְׁאָר כָּל הַדִּינִין וְלֹא יָדוּן הַדַּיָּן בִּסְמִיכַת דַּעְתּוֹ וְלֹא בִּידִיעָתוֹ כְּדֵי שֶׁלֹּא יֹאמַר כָּל הֶדְיוֹט לִבִּי מַאֲמִין לְדִבְרֵי זֶה וְדַעְתִּי סוֹמֶכֶת עַל זֶה. וְכֵן אֵין מוֹצִיאִין מִן הַיְתוֹמִים אֶלָּא בִּרְאָיָה בְּרוּרָה לֹא בְּדַעַת הַדַּיָּן וְלֹא בְּאֻמְדַּן הַמֵּת אוֹ הַטּוֹעֵן. וְאַף עַל פִּי כֵן אִם הֵעִיד אָדָם נֶאֱמָן בְּדָבָר מִכָּל הַדְּבָרִים וְנָטְתָה דַּעַת הַדַּיָּן שֶׁאֱמֶת הוּא אוֹמֵר מַמְתִּין בַּדִּין וְאֵינוֹ דּוֹחָה עֵדוּתוֹ וְנוֹשֵׂא וְנוֹתֵן עִם בַּעֲלֵי דִּינִין עַד שֶׁיּוֹדוּ לְדִבְרֵי הָעֵד אוֹ יַעֲשׂוּ פְּשָׁרָה אוֹ יִסְתַּלֵּק מִן הַדִּין:
3. Откуда мы учим, что судья, знающий, что иск надуманный, не должен говорить: «Я вынесу приговор, а ответственность ляжет на свидетелей»? Из сказанного (Шмот 23:7): «Удаляйся от слов лжи». Что ему делать? Он должен тщательно расспрашивать и подвергать перекрестному допросу свидетелей, следуя процедуре допроса, используемой в делах, связанных со смертной казнью. Если ему покажется, согласно его разумению, что обмана нет, он должен вынести приговор. Если, однако у него все еще есть колебания, потому что он чувствует, что замешан обман или он не полагается на показания свидетелей, хотя и не может их опровергнуть или он считает, что один из тяжущихся является обманщиком и ввел в заблуждение свидетелей, хотя они годны для дачи показаний и свидетельствовали честно, только тяжущийся ввел их в заблуждение, или что из того, что было сказано, он чувствует, что есть скрытые факторы, которые они не желают раскрывать — в этих и во всех подобных делах ему запрещается выносить постановление. Вместо этого ему следует отказаться от этого суждения и позволить принять его тому, чье сердце спокойно относится к этому вопросу. Эти дела отданы сердцу человека. Относительно этого говорится (Дварим 1:17): «Суд принадлежит Б-гу». ג. וּמִנַּיִן לְדַיָּן שֶׁהוּא יוֹדֵעַ בְּדִין שֶׁהוּא מְרֻמֶּה שֶׁלֹּא יֹאמַר אֶחְתְּכֶנּוּ וְיִהְיֶה הַקּוֹלָר תָּלוּי בְּצַוְּארֵי הָעֵדִים. תַּלְמוּד לוֹמַר (שמות כג ז) "מִדְּבַר שֶׁקֶר תִּרְחָק". כֵּיצַד יַעֲשֶׂה. יִדְרשׁ בּוֹ וְיַחְקֹר הַרְבֵּה בִּדְרִישָׁה וּבַחֲקִירָה שֶׁל דִּינֵי נְפָשׁוֹת אִם נִרְאֶה לוֹ לְפִי דַּעְתּוֹ [שֶׁאֵין בּוֹ רַמָּאוּת חוֹתֵךְ אֶת הַדִּין עַל פִּי הָעֵדוּת אֲבָל אִם הָיָה לִבּוֹ נוֹקְפוֹ] שֶׁיֵּשׁ בּוֹ רַמָּאוּת אוֹ שֶׁאֵין דַּעְתּוֹ סוֹמֶכֶת עַל דִּבְרֵי הָעֵדִים אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ יָכוֹל לְפָסְלָן אוֹ שֶׁדַּעְתּוֹ נוֹטָה שֶׁבַּעַל דִּין זֶה רַמַּאי וּבַעַל עָרְמָה וְהִשִּׁיא אֶת הָעֵדִים אַף עַל פִּי שֶׁהֵם כְּשֵׁרִים וּלְפִי תֻּמָּם הֵעִידוּ וְזֶה הַטַּעַם אוֹ שֶׁנִּרְאֶה לוֹ מִכְּלַל הַדְּבָרִים שֶׁיֵּשׁ שָׁם דְּבָרִים אֲחֵרִים מְסֻתָּרִין וְאֵינָן רוֹצִים לְגַלּוֹתָם. כָּל אֵלּוּ הַדְּבָרִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אָסוּר לוֹ לַחְתֹּךְ אוֹתוֹ הַדִּין אֶלָּא יְסַלֵּק עַצְמוֹ מִדִּין זֶה וִידִינֶנּוּ מִי שֶׁלִּבּוֹ שָׁלֵם בַּדָּבָר. וַהֲרֵי הַדְּבָרִים מְסוּרִים לַלֵּב וְהַכָּתוּב אוֹמֵר (דברים א יז) "כִּי הַמִּשְׁפָּט לֵאלֹהִים הוּא":
4. Суд имеет право назначать удары плетью человеку, который не обязан получать удары плетью, и казнить человека, не подлежащего казни. Эта лицензия была предоставлена не для того, чтобы преступать слова Торы, а скорее для того, чтобы возвести ограду вокруг слов Торы. Когда суд увидит, что люди нарушили общепринятые нормы в отношении дела, они могут установить гарантии для укрепления дела в соответствии с тем, что им кажется необходимым. Все вышеизложенное относится к установлению директив на ближайшее время, а не к установлению закона на все времена. Произошел инцидент, когда мужчину избили плетью за то, что он вступил в отношения с женой под деревом. И произошел случай с человеком, который ехал верхом в субботу в эпоху греков, и его привели в суд и побили камнями до смерти. И произошел случай, когда Шимон бен Шетах в один день повесил в Ашкелоне 80 женщин. Все необходимые процессы допроса, перекрестного допроса и предупреждений не были соблюдены, а показания не были однозначными. Наоборот, их казнь была директивой на тот момент в соответствии с тем, что он считал необходимым. ד. יֵשׁ לְבֵית דִּין לְהַלְקוֹת מִי שֶׁאֵינוֹ מְחֻיַּב מַלְקוֹת וְלַהֲרֹג מִי שֶׁאֵינוֹ מְחֻיַּב מִיתָה וְלֹא לַעֲבֹר עַל דִּבְרֵי תּוֹרָה אֶלָּא לַעֲשׂוֹת סְיָג לַתּוֹרָה. וְכֵיוָן שֶׁרוֹאִים בֵּית דִּין שֶׁפָּרְצוּ הָעָם בַּדָּבָר יֵשׁ לָהֶן לִגְדֹּר וּלְחַזֵּק הַדָּבָר כְּפִי מַה שֶּׁיֵּרָאֶה לָהֶם הַכּל הוֹרָאַת שָׁעָה לֹא שֶׁיִּקְבַּע הֲלָכָה לְדוֹרוֹת. מַעֲשֶׂה וְהִלְקוּ אָדָם שֶׁבָּעַל אִשְׁתּוֹ תַּחַת אִילָן. וּמַעֲשֶׂה בְּאֶחָד שֶׁרָכַב עַל סוּס בְּשַׁבָּת בִּימֵי יְוָנִים וֶהֱבִיאוּהוּ לְבֵית דִּין וּסְקָלוּהוּ. וּמַעֲשֶׂה וְתָלָה שִׁמְעוֹן בֶּן שֶׁטַח שְׁמוֹנִים נָשִׁים בְּיוֹם אֶחָד בְּאַשְׁקְלוֹן וְלֹא הָיוּ שָׁם כָּל דַּרְכֵי הַדְּרִישָׁה וַחֲקִירָה וְהַהַתְרָאָה וְלֹא בְּעֵדוּת בְּרוּרָה אֶלָּא הוֹרָאַת שָׁעָה כְּפִי מַה שֶּׁרָאָה:
5. Точно так же в любое время и в любом месте суд имеет право наказать человека плетью, если он имеет репутацию безнравственного человека и люди сплетничают о нем, говоря, что он действует распутно. Это применимо при условии, что слух ходит постоянно, как мы объяснили, и у него нет известных врагов, которые распространяли бы этот неблагоприятный слух. Точно так же человек с такой сомнительной репутацией может быть унижен, и его мать может быть осыпана презрением в его присутствии. ה. וְכֵן יֵשׁ לְבֵית דִּין בְּכָל מָקוֹם וּבְכָל זְמַן לְהַלְקוֹת אָדָם שֶׁשְּׁמוּעָתוֹ רָעָה וְהָעָם מְרַנְּנִים עָלָיו שֶׁהוּא עוֹבֵר עַל הָעֲרָיוֹת וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה קוֹל שֶׁאֵינוֹ פּוֹסֵק כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ וְלֹא יִהְיוּ אֵלּוּ אוֹיְבִים יְדוּעִים שֶׁמּוֹצִיאִין עָלָיו שְׁמוּעָה רָעָה. וְכֵן מְבַזִּין אֶת זֶה שֶׁשְּׁמוּעָתוֹ רָעָה וּמְחָרְפִין אֶת יוֹלַדְתּוֹ בְּפָנָיו:
6. Точно так же во все времена суд имеет прерогативу объявить деньги, принадлежащие другим, бесхозными. Он может уничтожить эти средства или отдать их тому, кто сочтет нужным закрыть любые бреши в вере, и укрепить соблюдение Торы, или наказать упрямого человека. В книге Эзры (10:8) говорится: «Кто не придет в течение трех дней по совету надзирателей и старейшин, у того будет конфисковано все имущество». Отсюда мы узнаем, что когда суд объявляет имущество бесхозным, их объявление имеет силу. ו. וְכֵן יֵשׁ לַדַּיָּן תָּמִיד לְהַפְקִיר מָמוֹן שֶׁיֵּשׁ לוֹ בְּעָלִים וּמְאַבֵּד וְנוֹתֵן כְּפִי מַה שֶּׁיִּרְאֶה לִגְדֹּר פְּרָצוֹת הַדָּת וּלְחַזֵּק הַבֶּדֶק אוֹ לִקְנֹס אַלָּם זֶה וַהֲרֵי הוּא אוֹמֵר בְּעֶזְרָא (עזרא י ח) "וְכל אֲשֶׁר לֹא יָבוֹא לִשְׁלֹשֶׁת הַיָּמִים כַּעֲצַת הַשָּׂרִים וְהַזְּקֵנִים יָחֳרַם כָּל רְכוּשׁוֹ" מִכָּאן שֶׁהֶפְקֵר בֵּית דִּין הֶפְקֵר:
7. Точно так же судья может применить запрет на остракизм или отлучение от общины в отношении лица, к которому эти меры обычно не применялись бы в соответствии с его пониманием того, что необходимо в данный момент. Он должен заявить, что подвергает его остракизму или отлучает от общины по собственному убеждению, и публично предать гласности его проступок. На это указывают слова (Шофтим 5:23): «Прокляните Мероз, — сказал ангел Б-жий. — Прокляните его. Прокляты те, кто живет с ним, потому что они не пришли на помощь народу Б-жьему». ז. וְכֵן יֵשׁ לַדַּיָּן לְנַדּוֹת וּלְהַחֲרִים מִי שֶׁאֵינוֹ בֶּן נִדּוּי כְּדֵי לִגְדֹּר פֶּרֶץ כְּפִי מַה שֶּׁיֵּרָאֶה לוֹ וְהַשָּׁעָה צְרִיכָה לְכָךְ וְיֹאמַר שֶׁנִּדָּהוּ וְהֶחְרִימָהוּ עַל דַּעְתּוֹ וִיפַרְסֵם חֶטְאוֹ בָּרַבִּים שֶׁנֶּאֱמַר (שופטים ה כג) "אוֹרוּ מֵרוֹז אָמַר מַלְאַךְ ה' אֹרוּ אָרוֹר ישְׁבֶיהָ כִּי לֹא בָאוּ לְעֶזְרַת ה'":
8. Равным образом судья может вступить в спор с лицом, с которым необходимо вступить в спор, проклиная его, приказав избить, вырвав ему волосы и принудив его клясться Б-гом против его воли, чтобы он не совершил определенного действия, как говорится (Нехемия 13:25): «Я вступил с ними в спор, я проклял их, я бил людей среди них, я рвал на себе волосы и заставлял их клясться Б-гом». ח. וְכֵן יֵשׁ לַדַּיָּן לַעֲשׂוֹת מְרִיבָה עִם הָרָאוּי לָרִיב עִמּוֹ וּלְקַלְּלוֹ וּלְהַכּוֹתוֹ וְלִתְלֹשׁ שְׂעָרוֹ וּלְהַשְׁבִּיעַ בֵּאלֹהִים בְּעַל כָּרְחוֹ שֶׁלֹּא יַעֲשֶׂה אוֹ שֶׁלֹּא עָשָׂה. שֶׁנֶּאֱמַר (נחמיה יג כה) "וָאָרִיב עִמָּם וָאֲקַלְלֵם וָאַכֶּה מֵהֶם אֲנָשִׁים וָאֶמְרְטֵם וָאַשְׁבִּיעֵם בֵּאלֹהִים":
9. Точно так же он может связать руки и ноги человека. Он может заключить его в темницу, столкнуть на землю и потащить, как говорится (Эзра 7:26): «Суд над ним будет немедленно отправлен, чтобы быть казненным, вырванным с корнем, наказанным потерей имущества и заключен в тюрьму». ט. וְכֵן יֵשׁ לוֹ לִכְפּוֹת יָדַיִם וְרַגְלַיִם וְלֶאֱסֹר בְּבֵית הָאֲסוּרִים וְלִדְחֹף וְלִסְחֹב עַל הָאָרֶץ שֶׁנֶּאֱמַר (עזרא ז כו) "הֵן לְמוֹת הֵן לִשְׁרשִׁי הֵן לַעֲנָשׁ נִכְסִין וְלֶאֱסוּרִין":
10. Все вышеперечисленные меры должны применяться в соответствии с мнением судьи о целесообразности такого наказания нарушителя или о том, что этого требует ситуация в целом. Все его дела должны быть ради Неба и честь людей в целом не должна светиться в его глазах. Соблюдение их чести важнее соблюдения запрета мудрецов. Безусловно, это относится к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова, которые придерживаются Торы истины. Он должен позаботиться о том, чтобы не разрушить их честь, и действовать только для увеличения чести Вездесущего. Ибо всякий раз, когда человек унижает Тору, его личность будет унижена для людей в целом. И наоборот, когда человек чтит Тору, его личность будет почитаться всеми людьми. И нет другой чести для Торы, кроме как следовать ее законам и постановлениям. י. כָּל אֵלּוּ הַדְּבָרִים לְפִי מַה שֶּׁיִּרְאֶה הַדַּיָּן שֶׁזֶּה רָאוּי לְכָךְ וְשֶׁהַשָּׁעָה צְרִיכָה. וּבַכּל יִהְיוּ מַעֲשָׂיו לְשֵׁם שָׁמַיִם וְאַל יִהְיֶה כְּבוֹד הַבְּרִיּוֹת קַל בְּעֵינָיו שֶׁהֲרֵי הוּא דּוֹחֶה אֶת לֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁל דִּבְרֵיהֶם וְכָל שֶׁכֵּן כְּבוֹד בְּנֵי אַבְרָהָם יִצְחָק וְיַעֲקֹב הַמַּחֲזִיקִין בְּתוֹרַת הָאֱמֶת שֶׁיִּהְיֶה זָהִיר שֶׁלֹּא יַהֲרֹס כְּבוֹדָם אֶלָּא לְהוֹסִיף בִּכְבוֹד הַמָּקוֹם בִּלְבַד שֶׁכָּל הַמְבַזֶּה אֶת הַתּוֹרָה גּוּפוֹ מְחֻלָּל עַל הַבְּרִיּוֹת וְהַמְכַבֵּד אֶת הַתּוֹרָה גּוּפוֹ מְכֻבָּד עַל הַבְּרִיּוֹת. וְאֵין כְּבוֹד הַתּוֹרָה אֶלָּא לַעֲשׂוֹת עַל פִּי חֻקֶּיהָ וּמִשְׁפָּטֶיהָ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter