СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 18:10

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о свидетелях. Гл. 5

1. Решение никогда не выносится ни в одном суде на основании показаний одного свидетеля, ни в делах, связанных с финансовым правом, ни в делах, связанных со смертной казнью, как сказано [Дварим 19:15]: «Не должен один свидетель выступать против какого-либо человека с относительно любого проступка или любого греха». Согласно устной традиции, мы узнали, что его показания эффективны в отношении клятвы, как сказано в «Законах исков (об истце и ответчике)». א. אֵין חוֹתְכִין דִּין מִן הַדִּינִין עַל פִּי עֵד אֶחָד לֹא דִּינֵי מָמוֹנוֹת וְלֹא דִּינֵי נְפָשׁוֹת. שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יט טו) "לֹא יָקוּם עֵד אֶחָד בְּאִישׁ לְכָל עָוֹן וּלְכָל חַטָּאת". וּמִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמַדְנוּ שֶׁקָּם הוּא לִשְׁבוּעָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת טוֹעֵן:
2. В двух случаях Тора приняла свидетельство одного свидетеля: 1) в отношении подозреваемой в неверности женщины, чтобы она не пила горьких вод; а также 2) в отношении обезглавливании коровы (в случае неопознанного убийства), чтобы предотвратить перелом шеи, как мы объяснили. Точно так же, согласно постановлению мудрецов, мы принимаем свидетельство одного свидетеля в отношении свидетельства о женщине, если он свидетельствует о ней, что ее муж умер. ב. בִּשְׁנֵי מְקוֹמוֹת הֶאֱמִינָה תּוֹרָה עֵד אֶחָד. בְּסוֹטָה שֶׁלֹּא תִּשְׁתֶּה מֵי מָרִים וּבְעֶגְלָה עֲרוּפָה שֶׁלֹּא תֵּעָרֵף כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְכֵן מִדִּבְרֵיהֶן בְּעֵדוּת אִשָּׁה שֶׁיָּעִיד לָהּ שֶׁמֵּת בַּעְלָהּ:
3. Всякий раз, когда показания одного свидетеля имеют силу, женщина и человек, не допущенные в качестве свидетеля, также могут давать показания. Однако есть исключение: свидетель, требующий принесения клятвы. Мы не требуем, чтобы клятва была дана, кроме как на основании свидетельских показаний, которые приемлемы и могут быть объединены со свидетельскими показаниями другого лица, чтобы обязывать принимающего клятву человека произвести финансовое возмещение. В Торе говорится [Дварим 19:15]: «На основании показаний двух свидетелей или на основании показаний трех свидетелей...», устанавливая уравнение между тремя свидетелями и двумя свидетелями. Так же, как при двух свидетелях, если один из них окажется родственником или неспособным к даче показаний, то все показания будут недействительны; так же, если есть три или даже 100 свидетелей, и один из них окажется родственником или неспособным к даче показаний, то все показания аннулируются. Это относится как к вопросам, связанным с финансовым правом, так и к делам, связанным со смертной казнью. ג. וְכָל מָקוֹם שֶׁעֵד אֶחָד מוֹעִיל אִשָּׁה וּפָסוּל כְּמוֹ כֵן מְעִידִים. חוּץ מֵעֵד אֶחָד שֶׁל שְׁבוּעָה שֶׁאֵין מְחַיְּבִין שְׁבוּעָה אֶלָּא בְּעֵדוּת כָּשֵׁר הָרָאוּי לְהִצְטָרֵף עִם אַחֵר וְיִתְחַיֵּב זֶה הַנִּשְׁבָּע מָמוֹן עַל פִּיו. עַל פִּי שְׁנַיִם עֵדִים אוֹ עַל פִּי שְׁלֹשָׁה עֵדִים לַעֲשׂוֹת שְׁלֹשָׁה כִּשְׁנַיִם מַה שְּׁנַיִם נִמְצָא אֶחָד מֵהֶן קָרוֹב אוֹ פָּסוּל בָּטֵל הָעֵדוּת אַף שְׁלֹשָׁה וְהוּא הַדִּין לְמֵאָה. נִמְצָא אֶחָד מֵהֶן קָרוֹב אוֹ פָּסוּל בְּטֵלָה הָעֵדוּת בֵּין בְּדִינֵי מָמוֹנוֹת בֵּין בְּדִינֵי נְפָשׁוֹת:
4. Когда применимо вышеизложенное? Когда все потенциальные свидетели намеревались дать показания. Если же все они не намеревались давать показания, показания не будут аннулированы. Что делать двум братьям, когда они находятся вместе с другими людьми и вместе с ними видят, как человек убивает товарища, ранит его или вырывает у него из рук предмет? ד. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּזְמַן שֶׁנִּתְכַּוְּנוּ כֻּלָּם לְהָעִיד. אֲבָל אִם לֹא נִתְכַּוְּנוּ כֻּלָּם לְהָעִיד מַה יַּעֲשׂוּ שְׁנֵי אַחִים בִּכְלַל הָעָם וְרָאוּ הָעָם כְּשֶׁהָרַג זֶה אֶת זֶה אוֹ כְּשֶׁחָבַל בּוֹ אוֹ כְּשֶׁחָטַף חֵפֶץ מִיָּדוֹ:
5. Как мы расследуем дело? Когда многие свидетели приходят в суд одной группой, мы спрашиваем их: «Когда вы увидели, как этот человек убивает или ранит, вы намеревались выступать в качестве свидетеля или просто наблюдать?» Все те, кто говорят, что их намерением не было служить свидетелями, а они пришли просто наблюдать за происходящим как часть народа, отвергнуты. И все те, которые говорят: «Я стоял и обращал внимание исключительно для того, чтобы служить свидетелем и быть точным в моем свидетельстве», отделены. Если среди людей, намеревавшихся дать показания, обнаруживается родственник или неприемлемый свидетель, все показания признаются недействительными. Когда применимо вышеизложенное? Когда присутствовал родственник или неприемлемый свидетель. Однако, если все они допущены к участию в качестве свидетелей, их показания принимаются во внимание независимо от того, намеревались они выступать в качестве свидетелей или нет. Так как они наблюдали за делом, изложили подробности показаний и предупредили нарушителя, то дело разрешается на этом основании. Это относится как к вопросам, связанным с финансовым правом, так и к делам, связанным со смертной казнью. ה. וְכֵיצַד בּוֹדְקִין אֶת הַדָּבָר. כְּשֶׁיָּבוֹאוּ לְבֵית דִּין עֵדִים מְרֻבִּין. כַּת אַחַת אוֹמֵר לָהֶם כְּשֶׁרְאִיתֶם זֶה שֶׁהָרַג אוֹ חָבַל לְהָעִיד בָּאתֶם אוֹ לִרְאוֹת. כָּל מִי שֶׁאוֹמֵר לֹא לְהָעִיד עָלָיו אֶלָּא לִרְאוֹת מָה הַדָּבָר וּבִכְלַל הָעָם בָּאתִי מַפְרִישִׁין אוֹתוֹ. וְכָל מִי שֶׁאוֹמֵר לֹא הָיִיתִי עוֹמֵד אֶלָּא לְהָעִיד וּלְכַוֵּן הָעֵדוּת מַפְרִישִׁין אוֹתוֹ. אִם נִמְצָא בְּאֵלּוּ שֶׁנִּתְכַּוְּנוּ לְהָעִיד קָרוֹב אוֹ פָּסוּל עֵדוּת כֻּלָּם בְּטֵלָה. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהָיָה בָּהֶן קָרוֹב אוֹ פָּסוּל. אֲבָל אִם כֻּלָּם כְּשֵׁרִים אֶחָד שֶׁנִּתְכַּוֵּן לְהָעִיד אוֹ שֶׁלֹּא נִתְכַּוֵּן לְהָעִיד הוֹאִיל וְרָאָה הַדָּבָר וְכִוֵּן עֵדוּתוֹ וְהָיָה שָׁם הַתְרָאָה חוֹתְכִין הַדִּין עַל פִּיו. בֵּין בְּדִינֵי מָמוֹנוֹת בֵּין בְּדִינֵי נְפָשׁוֹת:
6. Следующие законы применяются, когда есть юридический документ со многими свидетелями, и один из них оказывается родственником или неприемлемым, или двое из них связаны друг с другом, а свидетели мертвы, чтобы их можно было спросить, намеревались ли они подписывать в качестве свидетелей или нет. Если есть категоричное свидетельство, что все сели с намерением подписать, т.е. собирались давать показания, — документ недействителен. В противном случае показания могут быть сохранены на основании других свидетелей. Почему показания могут поддерживаться на основании других свидетелей? Потому что возможно, что годные свидетели подписали и оставили место для подписи человека высокого положения, а родственник или негодный свидетель подписали без их ведома. ו. שְׁטָר שֶׁהָיוּ עֵדָיו מְרֻבִּין וְנִמְצָא אֶחָד מֵהֶן קָרוֹב אוֹ פָּסוּל אוֹ שֶׁהָיוּ בָּהֶם שְׁנַיִם קְרוֹבִים זֶה לָזֶה. וַהֲרֵי אֵין הָעֵדִים קַיָּמִין כְּדֵי לִשְׁאל אוֹתָן. אִם יֵשׁ שָׁם עֵדוּת בְּרוּרָה שֶׁכֻּלָּם יָשְׁבוּ לַחְתֹּם שֶׁהֲרֵי נִתְכַּוְּנוּ לְהָעִיד הֲרֵי זֶה בָּטֵל. וְאִם לָאו תִּתְקַיֵּם הָעֵדוּת בַּשְּׁאָר. וְלָמָּה מְקַיְּמִין הָעֵדוּת בַּשְּׁאָר שֶׁהֲרֵי אֶפְשָׁר שֶׁחָתְמוּ הַכְּשֵׁרִים וְהִנִּיחוּ מָקוֹם לַגָּדוֹל לַחְתֹּם וּבָא זֶה הַקָּרוֹב אוֹ הַפָּסוּל וְחָתַם שֶׁלֹּא מִדַּעְתָּם:
7. Несмотря на то, что негодный свидетель является первым, чья подпись появляется на юридическом документе, этот документ является действительным. ז. אַף עַל פִּי שֶׁהָעֵד שֶׁחָתוּם מִתְּחִלָּה בַּשְּׁטָר הוּא הַפָּסוּל הֲרֵי הַשְּׁטָר כָּשֵׁר:
8. Всякий раз, когда свидетель дает показания по делу о смертной казни, он не может выносить решения в качестве судьи в отношении этого убийства. Он не может высказывать мнение в пользу оправдания или осуждения обвиняемого. Если он заявляет: «У меня есть причина, которая должна привести к его оправданию, его заставляют замолчать, как сказано [Бамидбар 35:30]: «Один свидетель не может делать заявление по делу, связанному со смертной казнью», т.е. его слова. не принимаются ни для оправдательного, ни для обвинительного приговора. В чем смысл фразы «включая смертную казнь»? Как только свидетель дает показания в отношении смертной казни, он не должен делать никаких дальнейших заявлений. Он должен произнести свое свидетельство и промолчать. Однако в отношении дел, связанных с финансовыми вопросами, он может высказать мнение, в результате которого ответчик может быть освобожден от финансовой ответственности или привлечен к ответственности. Однако он не может быть причислен к судьям или выполнять функции судьи. Ибо свидетель не может быть судьей. Это применимо даже в случаях, связанных с финансовыми вопросами. ח. כָּל עֵד שֶׁהֵעִיד בְּדִינֵי נְפָשׁוֹת אֵינוֹ מוֹרֶה בְּדִין זֶה הַנֶּהֱרָג וְלֹא יְלַמֵּד עָלָיו לֹא זְכוּת וְלֹא חוֹבָה. וְאִם אָמַר יֵשׁ לִי לְלַמֵּד עָלָיו זְכוּת מְשַׁתְּקִין אוֹתוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר לה ל) "וְעֵד אֶחָד לֹא יַעֲנֶה בְנֶפֶשׁ לָמוּת". בֵּין לִזְכוּת בֵּין לְחוֹבָה. וּמַהוּ זֶה שֶׁנֶּאֱמַר לָמוּת כְּלוֹמַר עֵד שֶׁהֵעִיד בְּנֶפֶשׁ לָמוּת לֹא יַעֲנֶה דָּבָר אֶלָּא יָעִיד וְיִשְׁתֹּק. אֲבָל בְּדִינֵי מָמוֹנוֹת יֵשׁ לוֹ לְלַמֵּד עָלָיו זְכוּת אוֹ חוֹבָה. אֲבָל לֹא יִמָּנֶה עִם הַדַּיָּנִים וְלֹא יֵעָשֶׂה דַּיָּן שֶׁאֵין עֵד נַעֲשֶׂה דַּיָּן אֲפִלּוּ בְּדִינֵי מָמוֹנוֹת:
9. Когда применимо вышеизложенное? Что касается вопросов, которые, согласно закону Торы, требуют свидетельских показаний и решения судей. Напротив, в вопросах по решению мудрецов, свидетель может выступать в качестве судьи. Что подразумевается? Человек принес разводное письмо и заявил: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Он и двое других лиц могут выступать в качестве суда и вручить женщине разводной документ. Как будто она получила его в суде. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. ט. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּדָבָר שֶׁצָּרִיךְ עֵדִים מִן הַתּוֹרָה וְצָרִיךְ דַּיָּנִים לָדוּן בְּאוֹתוֹ הַדָּבָר מִן הַתּוֹרָה. אֲבָל בְּשֶׁל דִּבְרֵיהֶם עֵד נַעֲשֶׂה דַּיָּן. כֵּיצַד. אֶחָד שֶׁהֵבִיא הַגֵּט וְאָמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם. הוּא וּשְׁנַיִם נוֹתְנִין אוֹתוֹ לָהּ וְנִמְצָא כְּאִלּוּ נְטָלוּהוּ מִבֵּית דִּין. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter