СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 16:58

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о свидетелях. Гл. 12

1. Всякий раз, когда человек не может быть свидетелем за совершение греха, он не может свидетельствовать, если два человека засвидетельствуют, что он совершил проступок, несмотря на то, что они не предупреждали его, и, следовательно, он не получает ударов плетью. Когда применимо вышеизложенное? Когда человек совершил проступок, общеизвестный среди еврейского народа как грех, например, он дал ложную или ненужную клятву, он грабил, украл, он ел мясо животного, которое не было забито ритуальным образом и т.п. Однако применяются другие правила, если свидетели видят, как он нарушает запрет, который он, скорее всего, нарушил по незнанию. В таком случае они должны предупредить его. Впоследствии, если он нарушит, он будет дисквалифицирован. Что подразумевается? Если свидетели видели, как человек завязывает или развязывает узел в субботу, они должны сообщить ему, что это оскверняет субботу, потому что большинство людей не знают об этом. Точно так же, если они увидят, что он выполняет запрещенную работу в субботу или праздник, они должны сообщить ему, что это день субботний или праздник, чтобы он не забыл. Точно так же, если человек постоянно играет в азартные игры, становится таможенником или сборщиком налогов, который берет себе больше, свидетели должны сообщить ему, что человек, который делает это, не может быть свидетелем, потому что большинство людей не знают об этом. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Общий принцип таков: всякий раз, когда свидетелям кажется, что человек, совершивший проступок, знал, что он действует нечестиво и нарушил намеренно, он не принимается в качестве свидетеля, даже если он не был предупрежден и, следовательно, не получает ударов плетью. א. כָּל הַנִּפְסָל בַּעֲבֵרָה אִם הֵעִידוּ עָלָיו שְׁנֵי עֵדִים שֶׁעָשָׂה עֲבֵרָה פְּלוֹנִית אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הִתְרוּ בּוֹ שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ לוֹקֶה הֲרֵי זֶה פָּסוּל לְעֵדוּת. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁעָבַר עַל דְּבָרִים שֶׁפָּשַׁט בְּיִשְׂרָאֵל שֶׁהֵן עֲבֵרָה. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע לַשֶּׁקֶר אוֹ לַשָּׁוְא אוֹ גָּזַל אוֹ גָּנַב אוֹ אָכַל נְבֵלָה וְכַיּוֹצֵא בּוֹ. אֲבָל אִם רָאוּהוּ עֵדִים עוֹבֵר עַל דָּבָר שֶׁקָּרוֹב הָעוֹשֶׂה לִהְיוֹת שׁוֹגֵג צְרִיכִין לְהַזְהִירוֹ וְאַחַר כָּךְ יִפָּסֵל. כֵּיצַד. רָאוּהוּ קוֹשֵׁר אוֹ מַתִּיר בְּשַׁבָּת צְרִיכִין לְהוֹדִיעוֹ שֶׁזֶּה חִלּוּל שַׁבָּת מִפְּנֵי שֶׁרֹב הָעָם אֵינָן יוֹדְעִין זֶה. וְכֵן אִם רָאוּהוּ עוֹשֶׂה מְלָאכָה בְּשַׁבָּת אוֹ בַּיּוֹם טוֹב צְרִיכִין לְהוֹדִיעוֹ שֶׁהַיּוֹם שַׁבָּת שֶׁמָּא שׁוֹכֵחַ הוּא. וְכֵן הַמְשַׂחֵק בְּקֻבִּיָּא תָּמִיד אוֹ מִי שֶׁנַּעֲשָׂה מוֹכֵס אוֹ גַּבַּאי שֶׁמּוֹסִיף לְעַצְמוֹ צְרִיכִין הָעֵדִים לְהוֹדִיעוֹ שֶׁהָעוֹשֶׂה דָּבָר זֶה פָּסוּל לְעֵדוּת. שֶׁרֹב הָעָם אֵינָן יוֹדְעִים דְּבָרִים אֵלּוּ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. כְּלָלוֹ שֶׁל דָּבָר כָּל עֲבֵרָה שֶׁהַדְּבָרִים מַרְאִים לָעֵדִים שֶׁזֶּה יָדַע שֶׁהוּא רָשָׁע וְעָבַר בְּזָדוֹן אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הִתְרוּ בּוֹ הֲרֵי זֶה פָּסוּל לְעֵדוּת וְאֵינוֹ לוֹקֶה:
2. Человек не может быть стать непригодным для свидетельства из-за нарушения на основании его собственных показаний. Что подразумевается? Человек приходит в суд и признается, что украл, ограбил или одолжил деньги под проценты. Хотя его собственного заявления достаточно, чтобы обязать его выплатить финансовую компенсацию, оно не лишает его права свидетеля. Точно так же, если он заявляет, что ел мясо животного, которое не было заколото ритуальным образом, или имел отношения с женщиной, запрещенной ему, он не подлежит дисквалификации до тех пор, пока два свидетеля не засвидетельствуют о проступке. Обоснование состоит в том, что человек не считается нечестивым на основании его собственных показаний. Соответственно, если Шимон свидетельствует, что Реувен давал деньги под проценты, а Леви свидетельствует: «Рувен давал мне деньги под проценты», то Реувен дисквалифицируется как свидетель на основании показаний Шимона и Леви. Хотя Леви признал, что занимал деньги под проценты, на основании его собственных показаний он не считается нечестивым. Следовательно, его слово принимается в отношении Реувена, но не в отношении него самого. Точно так же, если человек свидетельствует, что такой-то вступил с ним в гомосексуальную связь, против воли или с его согласия, человек, подвергшееся содомии, и еще один свидетель могут объединиться и через их показания приговорить преступника к казни. Если человек заявляет: «Такой-то имел отношения с моей женой», то он и еще один свидетель могут соединиться и по их показаниям приговорить к казни этого человека, а не жену. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Если человек свидетельствует: «Такой-то содомировал моего быка», он и еще один свидетель могут объединиться и через свои показания приговорить этого человека к казни. Обоснование состоит в том, что человек не считается связанным со своим имуществом. ב. אֵין אָדָם נִפְסָל בַּעֲבֵרָה עַל פִּי עַצְמוֹ. כֵּיצַד. הֲרֵי שֶׁבָּא לְבֵית דִּין וְאָמַר שֶׁגָּנַב אוֹ גָּזַל אוֹ הִלְוָה בְּרִבִּית. אַף עַל פִּי שֶׁמְּשַׁלֵּם עַל פִּי עַצְמוֹ אֵינוֹ נִפְסָל. וְכֵן אִם אָמַר שֶׁאָכַל נְבֵלָה אוֹ בָּעַל אֲסוּרָה אֵינוֹ נִפְסָל עַד שֶׁיִּהְיוּ שָׁם שְׁנֵי עֵדִים שֶׁאֵין אָדָם מֵשִׂים אֶת עַצְמוֹ רָשָׁע. לְפִיכָךְ רְאוּבֵן שֶׁהֵעִיד עָלָיו שִׁמְעוֹן שֶׁהִלְוָה בְּרִבִּית וְהֵעִיד לֵוִי וְאָמַר לִי הִלְוָה בְּרִבִּית. הֲרֵי רְאוּבֵן נִפְסָל בְּעֵדוּת שִׁמְעוֹן וְלֵוִי אַף עַל פִּי שֶׁהֲרֵי הוֹדָה לֵוִי שֶׁלָּוָה בְּרִבִּית אֵינוֹ מֵשִׂים עַצְמוֹ רָשָׁע וְנֶאֱמָן עַל רְאוּבֵן וְאֵינוֹ נֶאֱמָן עַל עַצְמוֹ. וְכֵן מִי שֶׁהֵעִיד שֶׁפְּלוֹנִי רְבָעוֹ בֵּין בְּאָנְסוֹ שֶׁל נִרְבָּע בֵּין בִּרְצוֹנוֹ הוּא וְאַחֵר מִצְטָרְפִין לְהָרְגוֹ. פְּלוֹנִי בָּא עַל אִשְׁתִּי הוּא וְאַחֵר מִצְטָרְפִין לְהָרְגוֹ אֲבָל לֹא לְהָרְגָהּ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. פְּלוֹנִי רָבַע אֶת שׁוֹרִי הוּא וְאַחֵר מִצְטָרְפִין לְהָרְגוֹ שֶׁאֵין אָדָם קָרוֹב אֵצֶל מָמוֹנוֹ:
3. Когда два человека засвидетельствуют, что человек не приемлем в качестве свидетеля, потому что он совершил одно из вышеупомянутых преступлений, а двое других придут и засвидетельствуют, что он раскаялся и отказался от своего неподобающего поведения или получил удары плетью в наказание за преступление, он приемлем. Если, однако, приходят два свидетеля и противоречат первоначальным свидетелям, говоря: «Он не совершал преступления и не должен быть отстранен», то остается неразрешенное сомнение, отстранен ли он как свидетель или нет. Поэтому он не должен свидетельствовать, мы не экспроприируем деньги на основании его показаний, и он не должен быть судьей, пока не покается. ג. שְׁנַיִם שֶׁהֵעִידוּ עַל אֶחָד שֶׁהוּא פָּסוּל בַּעֲבֵרָה מֵאֵלּוּ הָעֲבֵרוֹת וּבָאוּ שְׁנַיִם וְהֵעִידוּ שֶׁעָשָׂה תְּשׁוּבָה וְחָזַר בּוֹ אוֹ שֶׁלָּקָה הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. אֲבָל אִם בָּאוּ שְׁנַיִם וְהִכְחִישׁוּם וְאָמְרוּ לֹא עָשָׂה עֲבֵרָה זוֹ וְלֹא נִפְסַל הֲרֵי זֶה סָפֵק פָּסוּל. לְפִיכָךְ לֹא יָעִיד וְאֵין מוֹצִיאִין מָמוֹן בְּעֵדוּתוֹ וְלֹא יָדוּן עַד שֶׁיִּוָּדַע שֶׁעָשָׂה תְּשׁוּבָה:
4. Всякий раз, когда человек был обязан получить удары плетью, он снова считается приемлемым свидетелем, когда он раскаивается или когда он получает удары плетью в суде. Другие лица, которые были отстранены от свидетельских показаний из-за денег, которые они захватили или украли, должны покаяться, даже если они произвели финансовое возмещение. Вместо этого они дисквалифицируются до тех пор, пока не станет известно, что они раскаялись в своих злых путях. ד. כָּל מִי שֶׁנִּתְחַיֵּב מַלְקוֹת בֵּין שֶׁעָשָׂה תְּשׁוּבָה בֵּין שֶׁלָּקָה בְּבֵית דִּין חוֹזֵר לְכַשְׁרוּתוֹ. אֲבָל שְׁאָר פְּסוּלֵי עֵדוּת שֶׁהֵן פְּסוּלִין מִשּׁוּם מָמוֹן שֶׁחָמְסוּ אוֹ שֶׁגָּזְלוּ אַף עַל פִּי שֶׁשִּׁלְּמוּ צְרִיכִין תְּשׁוּבָה וַהֲרֵי הֵן פְּסוּלִין עַד שֶׁיִּוָּדַע שֶׁחָזְרוּ בָּהֶן מִדַּרְכָּן הָרַע:
5. Когда считается, что люди, ссужающие деньги под проценты, покаялись? Когда они рвут свои векселя по своей воле и выказывают полное сожаление о своих действиях до такой степени, что не дают денег под проценты даже неевреям. ה. מֵאֵימָתַי חֲזָרַת מַלְוִים בְּרִבִּית מִשֶּׁיִּקְרְעוּ שִׁטְרוֹתֵיהֶן מֵעַצְמָן. וְיַחְזְרוּ בָּהֶן חֲזָרָה גְּמוּרָה שֶׁלֹּא יַלְווּ בְּרִבִּית אֲפִלּוּ לְעַכּוּ''ם:
6. Когда считается, что игроки в кости раскаялись? Когда они ломают свои кости по собственной воле и проявляют полное сожаление о своих действиях до такой степени, что даже не играют без денежных ставок. ו. מֵאֵימָתַי חֲזָרַת הַמְשַׂחֲקִין בְּקֻבִּיָּא מִשֶּׁיִּשְׁבְּרוּ אֶת פַּסִיפְסֵיהֶם. וְיַחְזְרוּ בָּהֶן חֲזָרָה גְּמוּרָה שֶׁלֹּא יַעֲשׂוּ אֲפִלּוּ בְּחִנָּם:
7. Когда считается, что голубятники покаялись? Когда они ломают орудия, которыми ловят голубей, и проявляют полное сожаление о своих действиях до такой степени, что не делают этого даже в пустыне. ז. מֵאֵימָתַי חֲזָרַת מַפְרִיחֵי יוֹנִים מִשֶּׁיִּשְׁבְּרוּ אֶת הַכֵּלִים שֶׁצָּדִין בָּהֶן. וְיַחְזְרוּ בָּהֶן חֲזָרָה גְּמוּרָה שֶׁאֲפִלּוּ בַּמִּדְבָּר לֹא יַעֲשׂוּ:
8. Когда считается, что торговцы продуктами в субботний год покаялись? Когда наступает субботний год, их расследуют, и выясняется, что они не продавали такие продукты. Выразить сожаление словесно недостаточно. Вместо этого они должны составить документ, в котором говорится: «Я, такой-то, сын такого-то, заработал 200 зуз от продажи продукции субботнего года, и эта сумма дается в подарок беднякам». ח. מֵאֵימָתַי חֲזָרַת סוֹחֲרֵי שְׁבִיעִית מִשֶּׁתַּגִּיעַ שְׁבִיעִית וְיִבָּדְקוּ. וְלֹא חֲזָרַת דְּבָרִים בִּלְבַד אֶלָּא כּוֹתֵב אֲנִי פְּלוֹנִי בֶּן פְּלוֹנִי כָּנַסְתִּי מָאתַיִם זוּז מִפֵּרוֹת שְׁבִיעִית וַהֲרֵי הֵם נְתוּנִים בְּמַתָּנָה לָעֲנִיִּים:
9. Когда считается, что лицо, подозреваемое в получении выгоды от ложной клятвы, раскаялось? Когда он идет в суд, который его не признает и говорит им: «Меня подозревают в даче ложной клятвы». В качестве альтернативы, когда он обязан принести клятву в суде, который не признает его в отношении значительной суммы денег, и он предпочитает произвести финансовое возмещение, а не приносить клятву. Точно так же если мясник проверял животных, которых сам зарезал, и продавал мясо, которое было «трефным», то он считается тем, кто вкушал такое мясо, и он недопустим в качестве свидетеля. Такой мясник неприемлем в качестве свидетеля, пока из его дел не будет видно, что он сожалеет о содеянном зле. Он должен носить черную одежду, облачиться в черное и отправиться в место, где его личность неизвестна, и вернуть потерянный предмет, который имеет значительную ценность, или признать, что очень ценное животное, которым он владел и которое было забито, является «трефным». ט. מֵאֵימָתַי חֲזָרַת הַמּוֹעֵל בִּשְׁבוּעָה מִשֶּׁיָּבוֹא לְבֵית דִּין שֶׁאֵין מַכִּירִין אוֹתוֹ וְיֹאמַר לָהֶם חָשׁוּד אֲנִי אוֹ יִתְחַיֵּב שְׁבוּעָה בְּבֵית דִּין שֶׁאֵין מַכִּירִין אוֹתוֹ בְּמָמוֹן חָשׁוּב יְשַׁלֵּם וְלֹא יִרְצֶה לְהִשָּׁבַע. וְכֵן טַבָּח שֶׁהָיָה בּוֹדֵק לְעַצְמוֹ וּמוֹכֵר וְיָצָאת טְרֵפָה מִתַּחַת יָדוֹ שֶׁהֲרֵי הוּא בִּכְלַל אוֹכְלֵי טְרֵפָה שֶׁהֵן פְּסוּלִין לְעֵדוּת. הֲרֵי זֶה פָּסוּל לְעֵדוּת עַד שֶׁיֵּרָאֶה מִמַּעֲשָׂיו שֶׁנִּחָם עַל רָעָתוֹ. וְיִלְבַּשׁ שְׁחוֹרִים וִיכַסֶּה שְׁחוֹרִים וְיֵלֵךְ לְמָקוֹם שֶׁאֵין מַכִּירִין אוֹתוֹ וְיַחְזִיר אֲבֵדָה בְּמָמוֹן חָשׁוּב. אוֹ יוֹצִיא טְרֵפָה מִתַּחַת יָדוֹ בְּדָבָר חָשׁוּב:
10. Точно так же свидетель, уличенный во лжи, который отправился в место, где его не узнали, и которому предложили значительную сумму денег за дачу ложных показаний, но отказался, считается раскаявшимся и восстанавливается в качестве свидетеля. Подобные принципы применяются во всех аналогичных ситуациях. י. וְכֵן עֵד זוֹמֵם שֶׁהָלַךְ לְמָקוֹם שֶׁאֵין מַכִּירִין אוֹתוֹ וְנָתְנוּ לוֹ מָמוֹן חָשׁוּב לְהָעִיד בְּשֶׁקֶר וְלֹא רָצָה הֲרֵי זֶה עָשָׂה תְּשׁוּבָה וְחָזַר לְכַשְׁרוּתוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter