СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 00:47

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о свидетелях. Гл. 11

1. Если человек не учит ни письменную Тору, ни устную Тору и не поддерживает обычных социальных отношений, он может быть признан нечестивым и лишен права свидетеля в соответствии с указом мудрецов. Обоснование состоит в том, что всякий раз, когда человек опустился до такой степени, можно предположить, что он совершит большинство преступлений, которые ему представятся. א. מִי שֶׁאֵינוֹ לֹא בְּמִקְרָא וְלֹא בְּמִשְׁנָה וְלֹא בְּדֶרֶךְ אֶרֶץ הֲרֵי זֶה בְּחֶזְקַת רָשָׁע וּפָסוּל לְעֵדוּת מִדִּבְרֵיהֶם. שֶׁכָּל מִי שֶׁיָּרַד עַד כָּךְ חֲזָקָה שֶׁהוּא עוֹבֵר עַל רֹב הָעֲבֵרוֹת שֶׁיָּבוֹאוּ לְיָדוֹ:
2. По этой причине невежды не должны быть назначены свидетелями, и мы не принимаем свидетельство такого человека, если не установлено, что он соблюдает заповеди, совершает добрые дела, ведет себя праведно и поддерживает нормальные социальные отношения. Свидетельство такого человека может быть принято даже в том случае, если он необразован и незнаком ни с письменным, ни с устным законом. ב. לְפִיכָךְ אֵין מוֹסְרִין עֵדוּת לְעַם הָאָרֶץ וְאֵין מְקַבְּלִין מִמֶּנּוּ עֵדוּת אֶלָּא אִם כֵּן הֻחְזַק שֶׁהוּא עוֹסֵק בְּמִצְוֹת וּבִגְמִילוּת חֲסָדִים וְנוֹהֵג בְּדַרְכֵי הַיְשָׁרִים וְיֵשׁ בּוֹ דֶּרֶךְ אֶרֶץ מְקַבְּלִין עֵדוּתוֹ אַף עַל פִּי שֶׁהוּא עַם הָאָרֶץ וְאֵינוֹ לֹא בְּמִקְרָא וְלֹא בְּמִשְׁנָה:
3. Таким образом, можно заключить, что любой знаток Торы может считаться приемлемым в качестве свидетеля, пока не станет известно, что он непригоден для этого, и любой неученый человек может считаться неприемлемым, если не установлено, что он следует праведными путями. ג. נִמְצֵאתָ אוֹמֵר כָּל תַּלְמִיד חָכָם בְּחֶזְקַת כָּשֵׁר עַד שֶׁיִּפָּסֵל. כָּל עַם הָאָרֶץ בְּחֶזְקַת שֶׁהוּא פָּסוּל עַד שֶׁיֻּחְזַק שֶׁהוּא הוֹלֵךְ בְּדַרְכֵי הַיְשָׁרִים:
4. Тот, кто принимает свидетельство неученого человека до того, как будет установлено, что он обладает вышеуказанными положительными качествами, или до того, как придут свидетели и засвидетельствуют, что он соблюдает заповеди и поддерживает обычные общественные отношения, является простолюдином и должен будет предстать перед судом, поскольку он лишился финансовых ресурсов евреев на основании показаний нечестивых. ד. וְכָל מִי שֶׁיְּקַבֵּל עֵדוּת עַם הָאָרֶץ טֶרֶם שֶׁתִּהְיֶה לוֹ חֲזָקָה זוֹ אוֹ קֹדֶם שֶׁיָּבוֹאוּ עֵדִים וְיָעִידוּ שֶׁהוּא נוֹהֵג בְּמִצְוֹת וּבְדֶרֶךְ אֶרֶץ הֲרֵי זֶה הֶדְיוֹט וְעָתִיד לִתֵּן אֶת הַדִּין שֶׁהֲרֵי מְאַבֵּד מָמוֹנָן שֶׁל יִשְׂרָאֵל עַל פִּי רְשָׁעִים:
5. Точно так же презренные люди лишены права быть свидетелями по указу мудрецов. Это относится к людям, которые ходят по рынку и едят в присутствии всех, к тем, кто ходит по рынку голым, когда занимается неблагородными делами, и тому подобное. Причина в том, что их не волнует собственный позор. Все эти люди считаются как собаки; они не будут озабочены ложными показаниями. Включены те, кто принимает участие в благотворительности, раздаваемой неевреями публично. Хотя они могли бы получить эту выгоду в частном порядке, они очерняют себя и принимают ее публично, не проявляя заботы о своей чести. Все эти лица не имеют права свидетельствовать в соответствии с указом мудрецов. ה. וְכֵן הַבְּזוּיִין פְּסוּלִין לְעֵדוּת מִדִּבְרֵיהֶם וְהֵם הָאֲנָשִׁים שֶׁהוֹלְכִין וְאוֹכְלִין בַּשּׁוּק בִּפְנֵי כָּל הָעָם וּכְגוֹן אֵלּוּ שֶׁהוֹלְכִין עֲרוּמִים בַּשּׁוּק בְּעֵת שֶׁהֵן עוֹסְקִין בִּמְלָאכָה מְנֻוֶלֶת וְכַיּוֹצֵא בְּאֵלּוּ שֶׁאֵין מַקְפִּידִין עַל הַבּשֶׁת. שֶׁכָּל אֵלּוּ חֲשׁוּבִין כְּכֶלֶב וְאֵין מַקְפִּידִין עַל עֵדוּת שֶׁקֶר. וּמִכְּלַל אֵלּוּ הָאוֹכְלִין צְדָקָה שֶׁל עַכּוּ''ם בְּפַרְהֶסְיָא אַף עַל פִּי שֶׁאֶפְשָׁר לָהֶן שֶׁיִּזּוֹנוּ בְּצִנְעָה מְבַזִּים עַצְמָן וְאֵינָן חוֹשְׁשִׁין. כָּל אֵלּוּ פְּסוּלִין מִדִּבְרֵיהֶם:
6. В чем разница между человеком, лишенным права быть свидетелем в соответствии с законом Торы, и тем, кто лишен права быть свидетелем по указу мудрецов? Свидетельство человека, непригодного по закону Торы, аннулируется, даже если в синагогах и учебных домах не было объявлено, что он неприемлем. Объявления о человеке, непригодного указом раввина, напротив, должны быть сделаны до того, как его свидетельство будет дисквалифицировано. Соответственно, любые показания, которые он дает до того, как будут сделаны такие объявления, принимаются, чтобы люди, которые полагались на него, не понесли убытка, ибо они не знали, что он неприемлем, и он дисквалифицирован только по указу раввина. ו. מַה בֵּין פָּסוּל לְעֵדוּת מִן הַתּוֹרָה לְפָסוּל מִדִּבְרֵיהֶם. שֶׁהַפָּסוּל מִן הַתּוֹרָה שֶׁהֵעִיד עֵדוּתוֹ בְּטֵלָה אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הִכְרִיזוּ עָלָיו בְּבָתֵּי כְּנֵסִיּוֹת וּבְבָתֵּי מִדְרָשׁוֹת וְהַפָּסוּל מִדִּבְרֵיהֶם צָרִיךְ הַכְרָזָה. לְפִיכָךְ כָּל עֵדוּת שֶׁהֵעִיד קֹדֶם שֶׁהִכְרִיזוּ עָלָיו מְקַבְּלִין אוֹתָה כְּדֵי שֶׁלֹּא לְאַבֵּד זְכוּת הָעָם שֶׁהֲרֵי לֹא יָדְעוּ שֶׁהוּא פָּסוּל וְאֵין פְּסוּלוֹ אֶלָּא מִדִּבְרֵיהֶם:
7. Свидетельство одного свидетеля приемлемо в отношении запретов Торы, даже если его свидетельство не принимается в отношении других вопросов. Это видно из того факта, что когда нечестивый человек, известный своей преступностью, закалывает животное, его заклание допустимо. Мы принимаем его слово, когда он говорит: «Я зарезал его по закону». Однако, когда кто-либо подозревается в частом нарушении того или иного запрета, его слово не принимается в отношении его собственных дел. Его слово принимается, однако, в отношении других. ז. עֵד אֶחָד נֶאֱמָן בְּאִסּוּרִין אַף עַל פִּי שֶׁהוּא פָּסוּל לִשְׁאָר עֵדוּיוֹת. שֶׁהֲרֵי רָשָׁע בַּעֲבֵרָה שֶׁשָּׁחַט שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה וְנֶאֱמָן לוֹמַר כַּהֲלָכָה שָׁחַטְתִּי. אֲבָל הֶחָשׁוּד עַל דָּבָר אֵינוֹ נֶאֱמָן עַל שֶׁלּוֹ אֲבָל נֶאֱמָן הוּא עַל אֲחֵרִים:
8. По этой причине лицо, подозреваемое в нарушении того или иного запрета, может выступать в качестве судьи и свидетеля для других. Мы исходим из предположения, что человек не будет грешить, чтобы это принесло пользу другим. Что подразумевается? Слово невежды принимается, если он заявляет: «От плодов такого-то отделена десятина». Точно так же принимается слово человека, подозреваемого в продаже мяса первенца, если он заявляет: «Мясо, которое продает такой-то, есть обыкновенное мясо». Аналогичные принципы применяются и в отношении других запретов. Ибо нечестивые боятся запретов Торы, но не боятся причинения другим денежных убытков. ח. לְפִיכָךְ הֶחָשׁוּד עַל דָּבָר יֵשׁ לוֹ לָדוּן בּוֹ וּלְהָעִיד בּוֹ לַאֲחֵרִים. חֲזָקָה אֵין אָדָם חוֹטֵא כְּדֵי שֶׁיֵּהָנוּ אֲחֵרִים. כֵּיצַד. נֶאֱמָן עַם הָאָרֶץ לוֹמַר פֵּרוֹת פְּלוֹנִי מְתֻקָּנִים הֵם. וְנֶאֱמָן הַנֶּחְשָׁד לִמְכֹּר בְּשַׂר בְּכוֹר לוֹמַר בָּשָׂר זֶה שֶׁמּוֹכֵר פְּלוֹנִי חֻלִּין הוּא. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה מִשְּׁאָר הָאִסּוּרִין. לְפִי שֶׁאֵימַת הָאִסּוּרִים עַל הָרְשָׁעִים וְאֵין אֵימַת הַמָּמוֹן עֲלֵיהֶן:
9. Короли Израиля не могут свидетельствовать, и против них не даются показания, потому что они сильные люди, которые не подчиняются судьям. Напротив, показания могут быть даны против первосвященника, и он может свидетельствовать о короле в Верховном суде, как объяснено. ט. מַלְכֵי יִשְׂרָאֵל לֹא מְעִידִין וְלֹא מְעִידִין עֲלֵיהֶן מִפְּנֵי שֶׁהֵן אַלָּמִים בַּעֲלֵי זְרוֹעַ וְאֵינָן נִכְנָעִין תַּחַת עֹל הַדַּיָּנִים. אֲבָל כֹּהֵן גָּדוֹל מְעִידִין עָלָיו וּמֵעִיד הוּא לַמֶּלֶךְ בְּבֵית דִּין הַגָּדוֹל כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
10. Нашим мудрецам незачем было причислять доносчиков, атеистов и отступников к тем, кто не приемлем в качестве свидетелей. Ибо они перечислили только злодеев среди еврейского народа. Эти мятежные отступники от веры хуже язычников. Неевреев не нужно спасать из ямы, но и не следует их толкать в яму: благочестивые из них получат долю в грядущем мире. Эти отступники от веры должны быть брошены в яму и не должны быть спасены от нее; они не получат удела в мире грядущем. י. הַמּוֹסְרִין וְהָאֶפִּיקוֹרוֹסִין וְהַמּוּמָרִים לֹא הִצְרִיכוּ חֲכָמִים לִמְנוֹתָן בִּכְלַל פְּסוּלֵי עֵדוּת שֶׁלֹּא מָנוּ אֶלָּא רִשְׁעֵי יִשְׂרָאֵל. אֲבָל אֵלּוּ הַמּוֹרְדִין הַכּוֹפְרִין פְּחוּתִין הֵן מִן הָעַכּוּ''ם. שֶׁהָעַכּוּ''ם לֹא מַעֲלִין וְלֹא מוֹרִידִין וְיֵשׁ לַחֲסִידֵיהֶן חֵלֶק לָעוֹלָם הַבָּא. וְאֵלּוּ מוֹרִידִין וְלֹא מַעֲלִין וְאֵין לָהֶן חֵלֶק לָעוֹלָם הַבָּא:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter