Ребе РАШАБу (5-му Любавичскому Ребе) задали вопрос: если все в материальном мире имеет духовные «параллели», то какая из них соответствует феномену атеизма? Фараон — правитель древнего Египта — выразил философию атеизма в своем изречении: «Река Нил — моя, и я сам создал ее». Какое духовное свойство можно поставить в соответствие с позицией «Я сам создал ее»?
Отвечая на этот вопрос, Ребе РАШАБ привел такой пример: иногда еврей обращается за материальной или духовной помощью к своему собрату, а на того порой находит приступ «сверхправедности» и он говорит человеку, ожидающему от него помощи:
«Мы должны полагаться только на нашего Отца Небесного. Есть Всемогущий Б-г, Который правит миром, Который видит каждого человека и заботится о его нуждах — зачем мне помогать Ему в этом?! Я уверен, что ты получишь все, что тебе положено, до копейки. Наши Мудрецы учат, что в начале каждого года Всевышний устанавливает, какую помощь суждено получить каждому человеку в течение года. Я верую во Всевышнего, и я верю в Тору, а Тора говорит, что объем необходимой тебе помощи уже установлен. Если тебе не суждено получить помощь, могу ли я идти против Божественного предначертания и оказывать тебе ее? С другой стороны, если тебе суждено получить помощь, то неважно, от кого она придет. В одном можешь не сомневаться: так или иначе ты ее получишь. Итак, с какой стороны ни посмотреть, мое вмешательство здесь излишне, а ты должен верить во Всевышнего».
Вот именно это и есть духовный «эквивалент» позиции «Я сам создал ее». Когда нас просят о помощи, мы должны понимать, что в эту минуту не следует говорить бедному человеку: «Мы можем положиться лишь на Отца нашего Небесного». Тора требует, чтобы в таких случаях мы без лишних слов помогали нуждающимся и не занимались умственной гимнастикой. Когда вы сталкиваетесь с бедным человеком, не рассуждайте о Божественном предначертании, а просто и щедро помогите ему.