161. Годовщина смерти («йорцайт»)

24.01.2011 16547 (2)
161. Годовщина смерти («йорцайт»)
Годовщина смерти («йорцайт»)

Годовщину смерти («йорцайт» на идише) отмечают только по еврейскому календарю. Поэтому нужна большая точность при определении даты йорцайта. Если смерть наступила в сумерки, не исключено, что истинной датой смерти будет считаться не тот день еврейского календаря, который соответствует данному дню григорианского календаря, а следующий, поскольку, согласно еврейскому закону, сутки начинаются с вечера. В случае затруднения в определении даты йорцайта следует обратиться к раввину.

Согласно хасидскому обычаю, йорцайт всегда отмечают в годовщину смерти, в том числе и в первый год траура и даже в том случае, когда похороны состоялись через несколько дней после смерти.

Если человек умер в високосный год в месяце Адар — первом или во втором, то в обычный год йорцайт отмечают в единственном месяце Адар, а в високосный — в том Адаре, в каком человек умер. Если же человек умер в обычный год, то в високосные годы йорцайт отмечают в первом Адаре, однако во втором Адаре, того же числа, также читают «Кадиш» и зажигают поминальную свечу («нер нешама»).

Тот, кто не знает точной даты смерти отца или матери, должен выбрать какой-то определенный день в году и отмечать его как йорцайт — зажигать «нер нешама», читать «Кадиш» и давать деньги на цдаку во имя души покойного.

Принято, что в субботу, предшествующую йорцайту, или в самый день йорцайта, если он совпадает с субботой, мужчину, отмечающего йорцайт, вызывают к Торе в качестве «мафтира». Если же йорцайт совпадает с понедельником или четвергом, то отмечающего йорцайт вызывают к Торе. После чтения Торы именно он произносит «Хаци-кадиш».

Сразу же после захода солнца, когда наступает день йорцайта, зажигают «нер нешама» — большую свечу, которая должна гореть до времени выхода звезд на следующий день.

Если тот, кто отмечает йорцайт, выполняет функции хазана, перед ним зажигают пять свечей.

В йорцайт дают больше денег на цдаку, чем в другие дни, так как это приносит огромную пользу душе покойного. Тем более, что раньше существовал обычай поститься в день йорцайта, и дополнительная цдака является как бы выкупом этого поста, который в наши дни не соблюдают. Если день йорцайта — суббота, деньги на цдаку дают в пятницу.

В день йорцайта принято посещать могилу покойного, читать около нее Теилим и «Кадиш». Если день йорцайта — суббота, на кладбище идут или в пятницу до полудня, или в воскресенье. Не принято часто посещать кладбище. Это делают лишь в последний день траура, в 30-й день после смерти, чтобы совершить церемонию «азкара», каждый год в йорцайт и в канун Рош-Ходеш месяца Элул.

Если у вас нет возможности прочитать кадиш самому, то можно заказать его.

Темы: Траур
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):