После большого успеха интервью Евреи и магия, мы решили продолжить эту тему. Вопросы задает Александр Герштейн (Канада). Отвечает Эстер Кей, автор и переводчик трудов по лурианской каббале из Цфата (Израиль).
Александр: Если бьется посуда — это к добру?
Эстер: Это к добру, как и пролить вино на скатерть, и все говорят «мазл-тов», так как это — от избытка, от веселья. Но есть и дýхи, которые шалят, и тогда надо проверить мезузы. При изгнании духа («дибук») также слышится лопающийся звук и трескается стекло — так, во всяком случае, сообщает Талмуд. Когда РАШБИ изгнал духа по имени Бен Тамальон из дочери римского императора, то все стекла в его дворце полопались.
Александр: Присутствует ли мистика в свадебном обряде?
Эстер: Конечно. Мы чувствуем большую святость и таинственность, слышим особую мелодию, видим зажженные свечи, когда невесту семь раз обводят вокруг жениха. Это делается не для того, чтобы она обвела его «вокруг пальца». Это — тайна семи сфирот в каббале.
Александр: Имеют ли важность народные приметы?
Эстер: Мне известны две приметы, которые получили какое-то развитие в иудаизме.
От имени Баал-Шем-Това передают, что человек, несущий воду и идущий тебе навстречу — это добрый знак. Отсюда и всякая вода, встреченная по пути, считается добрым знамением. Вода также символизирует Тору и очищение.
Вторая примета — не возвращаться с полпути обратно домой. Говорит Ребе: раз уж вернулся за чем-либо, то дай монету на благотворительность и проучи несколько строчек из книги «Тания». Тем самым ты внутренне меняешься, становишься новым человеком — не тем, который уходил из дому. И тебе ничем не грозит твое незапланированное возвращение.
Смысл «не возвращаться, коли вышел» заключается в том, чтобы не столкнуться лицом к лицу с ангелом, который везде следует за тобой. Возможный источник такого верования — описанный в Торе («Берейшит») случай с праотцом Яаковом, который снова пересек речку Ябок и вернулся за несколькими кувшинами, забытыми им. Там и напал на него некий ангел. Однако все закончилось благополучно. С тех пор Яаков и получил дополнительное имя — Израиль.
Александр: Мы слышали что-то о закапывании ногтей. Это действительно существует?
Эстер: Считается, что ногти надо стричь аккуратно и не выбрасывать абы где, а либо сжигать и тогда закапывать, либо просто смывать в унитаз. Дело в том, что, если на них наступит беременная женщина, то они могут вызвать выкидыш.
Александр: Еврейские мудрецы часто пользовались магическими приемами. Не могли бы вы рассказать об этом?
Эстер: В целях защиты и самообороны, ради спасения нации или одного человека разрешается использовать практическую каббалу. Приведем пример с Големом из Праги. Это был глиняный полуробот с демонической душой, которого воплотил, то есть сотворил из глины с помощью заклинаний ученый Йеуда-Лива (МААРАЛ) в раннем средневековье. Голем сбрасывал антисемитов в Вислу и нагонял страх на тех, кто замышлял недоброе. Но он был не очень умным помощником, и жена МААРАЛа использовала его помощь по хозяйству лишь с переменным успехом. Затем он был «демонтирован» и погребен на чердаке синагоги Альт-Ной-Шул. Там в период фашистской оккупации немецкий офицер проткнул его штыком и тут же замертво свалился на месте. С тех крыша закрыта для посещений.
Александр: А есть и другие примеры?
Эстер: Да, конечно. Мордехай в Вавилоне (Персии) умел проецировать астральный образ Эстер, которую Ахашверош принимал за настоящую. Между тем, это была демоница в ее оболочке, в ее облике. Настоящая Эстер не ходила к правителю и не спала с ним.
Александр: Астральная проекция — это чистая магия или что-то, что признает наука?
Эстер: В науке больше занимаются голограммным изображением, а это не одно и то же. Астральную проекцию, своего двойника посылал по разным надобностям рабби Хаим Витал, например. Ребе Король Мошиах, также посещал разные места, одновременно находясь в своем кабинете. Это доказанный факт, природу которого мы объяснить не в состоянии.
Александр: Действительно ли под землей существует подземный населенный мир?
Эстер: Есть тому ряд доказательств из Торы и каббалы. Сыны Кораха провалились в преисподнюю, но были спасены. Члены общины Кораха до сих пор стоят там и кричат: «Моше прав, и Тора его — истина!» С приходом Мошиаха левиты, сыны Кораха, и сам Корах восстанут и воспоют песнь, поднимая также из-под земли врата Храма, которые в ней «потонули» при Навуходоносоре.
Александр: Это безумно интересно! А восстание из мертвых — действительно будет таким, каким описывал его Гоголь?
Эстер: Перекатывание тел по подземным пещерам предусмотрено сценарием развития событий. Чтобы зря не напрягаться и не проходить эту стадию, большинство евреев хотело бы быть похороненными уже сразу в Святой Земле, что является большой привилегией.
Александр: Спасибо! Это было очень интересно. И теперь-то мы понимаем, почему похоронить в Иерусалиме дороже, чем купить квартиру…
Эстер: У этого города особый статус. «Ир Шалем» — град цельности — он символизирует гармонию и божественность.
Александр: А правда ли, что многие мудрецы времен Мишны и Талмуда умели воскрешать мертвецов?
Эстер: О таких случаях написано. Рав Каханэ был умерщвлен на месте и вскоре воскрешен (когда выяснилось, что он вовсе не смеялся над р. Йеудой а-Наси, а просто у него была «волчья губа», и рот казался улыбающимся. Его воскресили, и он прожил долгую жизнь. Интересная история была с кладбищем в Тверии. Старинное кладбище не позволяло коэнам пройти, куда им было нужно, а находилось оно прямо посреди разросшегося города. Дело в том, что коэнам нельзя проходить по кладбищу. Но, если точно знать, где могил нет, то такой проход для них обеспечить можно.
РАШБИ имел духовное внутреннее зрение, и он мог указать и разметить такой проход. В Талмуде тоже пишут о таком бобовом растении (турмус), которое является показателем наличия или отсутствия могил под ним. РАШБИ засеял турмусом весь участок и сделал свои выводы. Но при этом он (намеренно или случайно) не задействовал ту технологию, которую описывает Талмуд, и приходится предположить, что исходил он из своего внутреннего представления о состоянии почвы, а не из рецепта (посеять турмус и ждать, что покажут всходы). То есть не он слушался турмуса, а турмус слушался его.
И, когда разметка дороги для коэнов была готова, РАШБИ созвал народ и показал им свою работу, которую проделал бескорыстно, и люди были ему благодарны — особенно коэны. Теперь они знали, где мертвых нет, и могли проходить.
Однако один кутеянин решил придраться и устроить скандал. Он пришел ночью, перезахоронил извлеченные из земли в другом месте кладбища некие человеческие останки, замаскировал могилу и… тоже созвал тивериадский люд. Он сказал: «Ваш РАШБИ ошибся, он ввел вас в заблуждение, а я точно знаю: тут есть мертвец!»
Пошли за рабби Шимоном. Пришел он, оглядел местность и своим безошибочным чутьем сразу определил, что здесь произошло. Повелел рабби Шимон: «Если все так, как я предполагаю, а именно, что сей человек, желая меня опровергнуть, закопал здесь мертвое тело, то пусть произойдет замена. Пусть тот мертвый встанет, а этот ляжет на его место!»
О ужас. Все присутствующие похолодели, хотя день был весьма жарким.
Земля зашевелилась, из-под свежевскопанной поверхности почвы показался человек. Кутеянин же упал замертво.
Тот человек стал живым, a этот лег на его место. Тропинку пришлось скорректировать, и жизнь в Тверии пошла своим чередом. Только рабби Шимона стали они звать теперь уже «тиверианцем» — то есть стал он для них своим…
А тропинку ту коэны, конечно, использовали, пересекая город. И стала она Тропой славы рабби Шимона бар Йохая.
Александр: Этот материал из какой-то вашей книги? Очень увлекательно!
Эстер: Да, из новой книги о РАШБИ.
Александр: Удачи во всем!
Эстер: Спасибо.