Природный и надприродный порядок вещей

20.01.2021 470 (1)
Перевод для сайта: Редактор: Шолем Лугов Источник: «Сборник хасидских трактатов» том 5, стр. 106-110
Природный и надприродный порядок вещей
Природный и надприродный порядок вещей

Мы знакомим вас с трактатом (программной речью) нашего Ребе Короля Мошиаха от 10 Швата 1991 г.. В этом уроке раскрывается понятие «природный» и «надприродный» порядок вещей.

Имя Всевышнего «Элоким» (Всесильный) имеет в гиматрии то же значение, что и «а-тева» («природа» с определенным артиклем), следовательно, это божественное проявление с уровня Элоким (Всесильный, имя атрибута строгости). А чудесные явления — это божественные проявления с уровня «Авайе» (Б-г). С того уровня высшего сознания («даат эльон»), на котором акценты расставлены таким образом: вверху — имеется реальное существование, то есть Всевышний, а внизу — нету ничего. Иными словами, что все существующее таковым не является, оно аннулировано перед Творцом.

Имя «Элоким» указывает на сознание нижнего уровня («даат тахтон»), и на этом уровне акцентируется то, что сотворенные имеют место быть — они созданы из ничего, а сила, с помощью которой они были сотворены, в них не проявлена, она как бы не видна, не постижима.

Закрепим и повторим: два уровня, сознание высшее и сознание нижнее, и им соответствуют: имя «Б-г» и имя «Всесильный». Природный порядок вещей и сверхъестественный.

После этого мы узнаем, что полнота и цельность нижнего сознания будет тогда, когда станет проявлено: сотворенные не существуют, оказывается, сами по себе. А в них скрыта сила бесконечного света Всевышнего («Ор Эйн Соф»). И свет раскрытия высшего сознания засветит в них. Да, в них есть Свет Бесконечного, но он неощутим. И тем не менее, нижнее сознание имеет свою правоту: действительно, в сотворенных будет проявлена сущность, они будут иметь право называться «существующие».

Объясним это так: нет ничего, кроме Б-га. Когда мы так говорим, то мы проводим все сотворенное через стадию отрицания. После «отрицания существования» («битуль а-йеш») наступит этап, когда сотворенное осознает, что в нем скрыт божественный свет, и захочет проявлять только его, а не себя. Тогда окажется, что нижнее сознание тоже имеет основание правды.

После этого, Ребе дает нам подход к пониманию, что есть природа (природный порядок вещей в сотворенном мире).

Пишет Хахам Цви в респонсах, что вообще раньше не было нужды подразделять на две категории: естественное и сверхъестественное. Потому что все от Всевышнего так или иначе. Сама по себе природа есть чудо. Просто это непрерывная серия чудес, которая человеком воспринимается как естественная данность (просто мир, мол, так устроен), и на ее фоне отдельные феномены получают статус чудес. Уже в «Тании» (гл. 19) мы видим такую трактовку, которая принимает во внимание наличие чудес именно как феноменов, которые логически кажутся неприемлемыми и невозможными.

Приходится учитывать, что в последних поколениях стали больше дифференцировать и применили такую терминологию. Раньше все принимали как единый поток божественных проявлений, не подразделяя на «естественное» и «чудесное». Сплошные чудеса («нисим рецуфим») — складываются в единый поток жизни. Вот таково правильное понимание вещей.

Еще есть значение у слова «тэва» — оттиск, тиснение, принт, заливка формы, от слова «леатбия» — запечатлеть образ. Человек чеканит монеты с одного оттиска. Всевышний использовал кластер Адама, первого человека, и создал неисчислимое множество непохожих лиц.

Но вернемся к определению «тэва» как природного порядка вещей. Наличие мира, то, что мир есть, он вокруг нас, — это усваивается человеческим разумом. Что же здесь такого чудесного, чего наш разум не может вынести и воспринять пока что? Это — именно сила Всевышнего, стоящая за фактом творения и наличия мира. И отсюда фактор чудесности и феноменальности мира.

РАМБАМ полагает, что облик человека, который спроецирован от Адама — имеется в виду именно облик его духовный. То есть то, что стоит за формой. Это тонкая форма. Мы перейдем далее к определению, что такое форма.

Но до этого Ребе приводит еще одну интересную трактовку слова «тэва» как «тавуа» — «утопленный, сокрытый под водой». Жизненная сила Всевышнего внутри сотворенного именно является такой же тайной, как все, что покрыто водой, утоплено и спущено под воду.

Два вида утаения: от глаз людских утаено то, что все сотворенное имеет в себе творившую силу Б-га. А от самого Творения утаено то, что сила Б-га в нем есть, но не облечена («эйно мелубаш»). То есть два изоляционных слоя скрывают тайну. Двойное утаение. И от того, кто смотрит на Творение со стороны, и от самого Творения. Секрет производителя защищен дважды.

После этого Ребе поясняет, что такое форма. Берется пример — человек. Содержание его духовное и душевное будет называться «цура» или «нефеш». А физическая его сторона будет названа «хомер» или «цура» в смысле формального телесного проявления, материала самой его физической формы.

Материальная форма служит сосудом для той жизненной силы и той души, что есть в человеке. Сосуд — «кли». Эта терминология поможет в дальнейшем следить за развитием мыслей в трактате.

«Все, чего желает Б-г (Авайе), Он реализует». Эта фраза из псалмов Давида не только красива и поэтична, она еще и технически верна. Все параметры соответствуют. Далее в псалме №33 читаем: «И словом Г-спода сделаны небеса». То есть инструмент, с помощью которого творится нечто материальное, это — речь. Приводится в сборнике «Древо Жизни» по поводу Десяти речений, что с помощью каждого вида речения творилось нечто определенное в физической реальности.

Речь — это внешнее проявление. Воля, желание — это нечто глубоко-внутреннее.

В материальном мире у всякой вещи есть духовная сторона и физическая. Так вот: духовную сторону вещей Всевышний вдыхает своей волей, своим желанием внутрь материальной оболочки. Тут и дан потенциал сотворенным вернуть себя в ноль, аннулировать себя перед Творцом. А материальная оболочка творится Им с помощью Его речений.

Таким образом, технически и структурно верно построена фраза в псалмах, с которой мы начали нашу цитату. Делает, реализует — этот глагол сочетается с категорией высшего желания, воли, из воли Б-га идет посыл сразу к действию, и что же это за действие? — наполнение материального духом, душой. А речение, говорить, речь — все эти понятия сочетаются с внешним действием, с созданием материальной базы всего сущего.

Здесь все так же четко, как в математическом уравнении или в химической формуле. Если бы Он решил создать и духовную матрицу вещей своим речением, а не волей, то самоаннулироваться они бы не смогли. Но Он создал их своей Волей, и отсюда их потенциал к обратному слиянию с Сущностным Ним Самим.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте еще на эту тему: