Рогачевер или гаон из Рогачева (1858–1936) — рав Йосеф Розин — выдающийся законоучитель, один из крупнейших знатоков Талмуда своего времени, раввин хасидской общины Двинска. Своей системой мышления, логикой и анализом он отличался от других людей, а ход его мыслей был уникален... Когда Рогачевер ехал на поезде из Двинска в Рогачев на могилу отца, он повторял наизусть половину всего Талмуда, а на обратном пути завершал вторую половину.
Некоторые малоизвестные факты о нем:
1. По словам Ребе Короля Мошиаха, во всех письмах Рогачевера, его ответах и открытиях в Торе без всякого исключения — есть особый стиль.
2. Самое первое письмо, опубликованное в «Игрот Кодеш» от 21 Адара 5688 года, Ребе адресует Рогачеверу.
3. Рогачевер считает, что разрушение Храма — это продолжающийся процесс.
4. Ребе рассказал, что когда Ребе РАЯЦ прибыл в Ригу, он собрал съезд раввинов, еврейских общественных деятелей и бизнесменов для того, чтобы помочь евреям России. Когда решали, кто будет входить в правление, предложили кандидатуру Рогачевера. Тот отказался сказав, что его участие зависит от спора между Вавилонским и Иерусалимским Талмудом. И он объяснил, что в трактате «Брахот» сказано, что первые хасиды тратили на молитву по девять часов в день (час подготовки перед молитвой, час на саму молитву и еще час — после молитвы и так три раза в день). Тогда возникает вопрос: как они изучали Тору и зарабатывали себе на жизнь с таким распорядком дня? Ответ дается такой: так как они были хасиды, то их учеба Торы сохранялась, а работа благословлялась. В Иерусалимском Талмуде на этот же вопрос дается немного другой ответ: у них было благословение на учебу и работу. В чем разница? Выражение «Тора сохраняется» означает (по мнению РАШИ), что они не забывали изученный материал, но у них не было прибавления в изучении Торы. А то, что «у них было благословение на учебу» означает, что они не только не забывали изученное, но и за короткое время смогли постичь намного больше, чем другие. Завершив свое объяснение, гаон сказал: «Если я приму участие в работе правления, то мне придется пожертвовать частью своего времени, посвященного изучению Торы. Согласно Иерусалимскому Талмуду у меня не будет недостатка в учебе, но так как закон сегодня установлен согласно Вавилонскому Талмуду, у меня не будет добавления в учебе, а на это я пойти не могу».
5. Во время праздника Шавуот хасиды р. Шмуэль-Михл Трейнин и р. Симха Городецкий навещали Рогачевера. Во время их беседы р. Шмуэль-Михл достал сигарету и было видно, что он хочет закурить. Рогачевер попросил жену принести свечу, чтобы гость смог зажечь сигарету, а когда та замешкалась, сам встал, но р. Шмуэль-Михл остановил его и сказал, что он не хотел курить, а собирался выяснить мнение гаона о курении в праздник. Рогачевер ответил, что так как он никогда в жизни не курил, то он не может высказать свое мнение об этом, ведь может быть для заядлого курильщика сигарета является «необходимой для человека пищей». А когда р. Шмуэль-Михл сказал, что Ребе РАШАБ обычно курил в праздники, Рогачевер ответил ему: «Что ты сравниваешь себя с Ребе?! Он ведь высший праведник и его курение это совершенно другое дело».
6. Известно, как Рогачевер давал звание раввина. Он тщательно проверял, действительно ли кандидат является богобоязненным человеком. «Действительно, — объяснил гаон, — мне очень трудно найти человека, чьи знания были бы достаточны, чтобы удовлетворить меня. Но если кандидат в раввины — богобоязненный человек, то я уверен, что если он попадёт в ситуацию, когда не будет знать закона, то станет заниматься поисками решения». Рогачевер дал звание раввина Ребе (в 5685 году) и р. Шломо-Йосефу Зевину.
7. Рогачевер сказал, что есть разница сказать: «Я еду к Ребе в Ленинград» или «Я еду в Ленинград к Ребе» (речь шла о Ребе РАЯЦе). И здесь не просто другой порядок слов, а это находит отражение в законе, например освобождение от проживания в сукке в дороге.
8. Рогачевер сказал, что раввин должен выносить постановления не из «Шулхан Аруха», а на основе «Шулхан Аруха». Это значит, что раввин должен быть хорошо знакомым с реальностью, о которой он выносит свое постановление. Но понятно, что к этой реальности он подходит с точки зрения еврейского закона.
9. Дочь Фараона приходила к реке, чтобы смыть с себя нечистоту идолопоклонства и обратиться в иудаизм. По мнению гаона из Рогачева, таким образом она отменила идолопоклонство с этой реки, после чего там можно было спрятать Моше.
10. Есть традиция от Рогачевера, что когда хранилище для Свитков Торы внизу открыто, то вся Небесная свита спускается вниз.