В конце книги Эстер (10:3) сказано, что «Мордехай был угоден многим братьям своим». Поясняется в Талмуде («Мегила» 16б), что Мордехай был угоден только многим, но не всем, так как отдалились от него некоторые участники Санедрина (объясняет МААРША, что под братьями имеются в виду его товарищи — мужи Великого собрания). РАШИ объясняет, что причина этой «немилости» заключается в том, что Мордехай приблизился к власти и уменьшил свои занятия Торой.
После этого Талмуд сообщает нам правило: «Изучение Торы более велико, чем спасение жизней» и приводит доказательство: «Сначала Мордехай стоит пятым в списке, а потом — шестым». О каком же списке идет речь? В книге Эзры (2:2) сказано: «Те, что пришли с Зрубавэлом: Йейшуа, Нэхемья, Серайя, Реэйлайя, Мордехай», а в книге Нехемии (7:7): «Те, что прибыли с Зрубавэлом: Йейшуа, Нэхемья, Азарьйя, Раамьйя, Нахмани, Мордехай». РАШИ объясняет, что так как тем временем Мордехай стал министром, его статус среди мудрецов уменьшился.
Ребе Король Мошиах задает простой вопрос: правило о важности изучения Торы можно было выучить сразу из свитка Эстер. Тогда зачем это доказывать из сопоставления отрывков из двух разных книг ТАНАХа?
Ребе задает еще два вопроса:
1. Если действительно «изучение Торы более велико, чем спасение жизней», то почему Мордехая «опустили» только на один уровень? На первый взгляд, его вообще не следовало упоминать в списке членов Санедрина.
2. Понятно, что Мордехай был министром долгое время и он был угоден многим. Тогда одно из двух: либо Мордехай должен был доказать оппонентам свою правоту и привлечь их на свою сторону, либо оставить свой пост.
Объяснение этой загадки можно понять, обратив внимание на то, что речь идет о большинстве и меньшинстве членов Санедрина. То есть, из того, что от Мордехая отдалились только некоторые участники Санедрина, не следует, что «изучение Торы более велико, чем спасение жизней». Наоборот, отсюда можно понять, что если большинство членов Санедрина были довольны поведением Мордехая, то это значит, что они согласились с его подходом. Отсюда также понятно, почему имя Мордехая было упомянуто в списке (хоть и на шестом месте вместо пятого), так как большинство членов Санедрина согласились с его действиями.
Но тогда возникают два вопроса с другой стороны:
1. Если большинство членов Санедрина согласились с действиями Мордехая, то это должно было вынудить меньшинство принять их точку зрения. Почему же они «отделились» от Мордехая и не последовали за большинством?
2. Также видно, что следующие друг за другом два высказывания мудрецов («отдалилась от него только часть» и «изучение Торы более велико, чем спасение жизней») противоречат одно другому. Тем более, когда есть мнение, что они принадлежат не двум разным людям, а одному и тому же мудрецу!
Чтобы понять все это, Ребе предлагает сначала разобраться, почему в Талмуде используется слово «отдалились», а не «выступили против него» и т.п. Дело в том, что смысл слова «отдалились» не значит, что по мнению части Санедрина действия Мордехая были против Торы, а только то, что они отделяли себя от него, так как у них была другая традиция в отношении того, как должен выглядеть член Санедрина. Но они также были согласны с тем, что подход Мордехая не противоречит Торе.
Чтобы лучше понять это, Ребе приводит историю о гаоне из Рогачева. Когда Ребе РАЯЦ прибыл в Ригу, он собрал съезд раввинов, еврейских общественных деятелей и бизнесменов для того, чтобы помочь евреям России. Когда решали, кто будет входить в правление, предложили кандидатуру гаона. Тот отказался сказав, что его участие зависит от спора между Вавилонским и Иерусалимским Талмудом. И он объяснил, что в трактате «Брахот» (32б) сказано, что первые хасиды тратили на молитву по девять часов в день (час подготовки перед молитвой, час на саму молитву и еще час — после молитвы и так три раза в день). Тогда возникает вопрос: как они изучали Тору и зарабатывали себе на жизнь с таким распорядком дня? Ответ дается такой: так как они были хасиды, то их учеба Торы сохранялась, а работа благословлялась.
В Иерусалимском Талмуде (5:1) на этот же вопрос дается немного другой ответ: у них было благословение на учебу и работу.
В чем разница? Выражение «Тора сохраняется» означает (по мнению РАШИ), что они не забывали изученный материал, но у них не было прибавления в изучении Торы. А то, что «у них было благословение на учебу» означает, что они не только не забывали изученное, но и за короткое время смогли постичь намного больше, чем другие.
Завершив свое объяснение, гаон сказал: «Если я приму участие в работе правления, то мне придется пожертвовать частью своего времени, посвященного изучению Торы. Согласно Иерусалимскому Талмуду у меня не будет недостатка в учебе, но так как закон сегодня установлен согласно Вавилонскому Талмуду, у меня не будет добавления в учебе, а на это я пойти не могу».
Ребе Король Мошиах объясняет, что разница между подходом Мордехая (и большинства членов Санедрина) с одной стороны и немногих членов Санедрина с другой, зависит от данного спора между Вавилонским и Иерусалимским Талмудом. Так как в то время большинство мудрецов Санедрина жили в Земле Израиля, они считали, что Мордехай обязан быть министром для спасения жизней евреев; в то же время, он продолжал оставаться членом Санедрина, так как у него не было уменьшения в изучении Торы по сравнению с другими членами Санедрина. Но прибывшие из Вавилона мудрецы Санедрина считали, что раз Мордехай занимаясь спасением евреев не может восполнить пропущенные часы учебы, то это не соответствует их подходу, поэтому они отдалились от него.
Тогда почему Мордехай «спустился» с пятого на шестое место? Совсем не потому, что он сделал что-то нехорошее, а потому, что есть особая заслуга, когда все время посвящено изучению Торы — при этом очень важно, чтобы человек не тратил даже минуты на вещи, в которых нет необходимости. И именно в этом заключается смысл фразы наших мудрецов, что «изучение Торы более велико, чем спасение жизней»: есть особое величие в том, что человек полностью посвящает себя изучению Торы. И так как у Мордехая не было тогда этого аспекта, мудрецы сместили его на одну ступень. Но сам Мордехай и большинство членов Санедрина считали, что он должен заниматься спасением евреев, чтобы он «добивался добра народу своему и говорил ко благу всего рода своего», как сказано в конце Свитка Эстер. Ведь если бы речь не шла о спасении евреев, Мордехай не стал бы заниматься общественными делами.
На основании этого, Ребе Король Мошиах проводит параллель между началом Свитка Эстер и его окончанием. В начале сказано: «И было во дни Ахашвероша — это Ахашверош». РАШИ поясняет, что это повторение указывает на то, что Ахашверош оставался злодеем от начала и до конца. А в конце сказано, что Мордехай «был угоден многим братьям своим», но не всем. Ведь тот факт, что Мордехай продолжал оставаться на своем посту также и после событий Пурима, объясняется тем, что он опасался возможного злодейства Ахашвероша в будущем.
И Ребе завершает свое объяснение тем, что работа на благо евреев это самая важная вещь, поэтому Мордехай пожертвовал своим постоянным изучением Торы для спасения евреев. Также вел себя и Ребе РАЯЦ, который отрывал от себя время, когда он мог изучать Тору и заниматься самосовершенствованием, а вместо это посвящал себя общественной работе и спасению евреев. И также ведет себя сам Ребе...