Странная обязанность
В заключительном разделе своего четырнадцатитомного свода законов иудаизма «Мишнэ Тора», названном «Законы о королях и войнах», РАМБАМ пишет: «Учитель наш Моше передал Тору и заповеди в наследие лишь евреям, как сказано (Дварим 33:4): «…наследие общине Яакова», а также всем тем представителям других народов, которые пожелают стать прозелитами, как сказано (Бамидбар 15:15): «…подобно вам будет пришелец». Тогда как того, кто делать этого не желает, принимать Тору и заповеди не принуждают».
Далее он подчеркивает: «Также повелел учитель наш Моше со слов Всевышнего склонить всех живущих на свете к принятию тех заповедей, что даны были потомкам Ноаха (Ноя)».
И добавляет: «Всякий человек, кто принимает на себя исполнение семи заповедей и строго им следует, относится к „благочестивым (праведникам) народов мира“. Но это лишь в том случае, если принимает он их на себя и следует им потому, что так повелел Всевышний в Торе, и возвестил посредством Моше, что потомкам Ноаха издревле было заповедано соблюдать их».
В связи с этим возникают два вопроса:
Первый: какое отношение имеет соблюдение неевреями, «потомками Ноаха», установленных для них заповедей к евреям? Почему именно евреи обязаны приложить все усилия, чтобы «склонить» свое нееврейское окружение к следованию этим вселенским законам? И второй: как связано исполнение неевреями своих законов с Дарованием Торы и с учителем нашим Моше?
Связующее звено
При внимательном прочтении написанного у РАМБАМа несложно заметить, что оба эти вопроса связаны друг с другом, более того — исходят один из другого. Так как его слова «так повелел Всевышний в Торе, и возвестил посредством Моше, что потомкам Ноаха (издревле) было заповедано соблюдать их» — далеко не просто дополнительное условие, придающее неевреям, следующим семи законам, статус «благочестивых (праведников) народов мира», а собственно причина, по которой обязанность заботиться о соблюдении этих законов была возложена на евреев. Иными словами, весь смысл того, что Всевышний сообщил в своей Торе — дарованной евреям — о законах для всех народов мира, и заключается в том, что обязанность обеспечить исполнение этих законов лежит именно на еврейском народе.
Эту мысль можно продолжить, обнаружив еще более глубокую связь между поднятыми вопросами. Обязанность обеспечить соблюдение семи заповедей потомков Ноаха была возложена на еврейский народ потому, что таково принципиальное требование, предъявляемое к исполнению этих законов, — оно должно быть продиктовано готовностью подчиниться повелению Всевышнего, выраженному в Торе. А еврейский народ, получивший Тору от Всевышнего, и является связующим звеном между Торой — божественной мудростью и законами — и всем миром.
Вместе с тем нам все еще необходимо найти ответ на вопрос, почему с позиции Торы так важно участие евреев в процессе духовного преобразования представителей других народов, почему — как ни странно это может звучать для многих — забота о морали и нравственности в нееврейском мире — самое что ни на есть еврейское дело?
Два разных закона
Здесь необходимо сделать важное пояснение. Скрупулезное рассмотрение формулировок, используемых РАМБАМом при изложении данных законов, а также подробный анализ написанного на эту тему другими законоучителями эпохи ришоним (такими как рабби Моше бен Нахман (РАМБАН), рабби Йом-Тов ал-Севили (РИТВА), рабби Авраам бен Давид из Поскьера (РААВАД) и др.) приводят к заключению, что речь в них идет о двух разных статусах, которыми, с точки зрения ѓалахи, могут обладать представители других народов: собственно бен-Ноах («потомок Ноя») и гер-тошав (букв. «осевший пришелец»; не путать с гер-цедек, прозелитом, т.е. перешедшим в иудаизм и ставшим полноценным евреем). (О том, что РАМБАМ повсеместно различает между ними, пишет и рабби Йосеф Розин, Рогачевский гаон).
Остановимся подробнее на этом особом статусе — гер-тошав.
Так называли в древности нееврея, пожелавшего жить вместе с евреями на Святой Земле. Необходимым условием для этого был формальный акт принятия этим человеком на себя соблюдения семи заповедей потомков Ноаха, который осуществлялся перед тремя раввинами в еврейском суде. Такое заявление было, во-первых, исключительно добровольным, а во-вторых, обязано было быть основанным на признании того факта, что принимаемые им общечеловеческие законы были заповеданы Всевышним в Торе и переданы людям посредством Моше-рабейну. Так, после прохождения этой процедуры представитель других народов приобретал статус гер-тошав, и это, согласно Торе, возлагало на еврейское население Святой Земли обязанность заботиться о нем и материально поддерживать его. Важно отметить, что институт принятия таких «осевших пришельцев» имел место — по крайней мере, по мнению РАМБАМа — лишь в ту эпоху, когда были применимы законы так называемого «юбилейного» (пятидесятого) года или «йовель». [Т.е. когда весь еврейский народ жил на своей земле].
От гер-тошав, как уже было сказано, следует отличать бен-Ноах, любого, без исключения, представителя народов мира, следующего в своей жизни законам и заповедям, данным всем потомкам Ноя. Да, и тот и другой, обязаны соблюдать эти законы, однако есть при этом несколько существенных различий. Первое: к бен-Ноах не имеет отношение правило о какой-либо процедуре принятия на себя этих законов, и уж тем более перед раввинами в еврейском суде. Второе: они, «потомки Ноя», не обязаны подкреплять свое соблюдение этих законов открыто выраженным обоснованием, что делают они это потому, что таково повеление Всевышнего, записанное в Торе. И, наконец, в-третьих: в то время, когда те или иные народы, группы населения, отдельные люди, находились под властью евреев, последние были обязаны использовать все доступные средства, чтобы принудить иноверцев подчиниться законам потомков Ноя, вплоть до того, что по отношению к тем, кто этому противился, кто не желал оставлять идолопоклонство и т.д. должна была быть применена смертная казнь.
Иными словами, именно с «потомками Ноаха», а не с желающими приобрести статус гер-тошав, связан сформулированный РАМБАМом закон о том, что на евреях лежит обязанность «склонить всех живущих на свете к принятию семи заповедей». И действие этого закона не ограниченно той или иной эпохой, а также не зависит от положения еврейского народа. «Склонять» весь мир к исполнению заповедей потомков Ноаха, настойчиво призывать к этому, евреи обязаны теоретически всегда.
Также стоит добавить, что слова РАМБАМа «всякий человек, кто принимает на себя исполнение семи заповедей и строго им следует, относится к «благочестивым (праведникам) народов мира» подразумевают, как не сложно заключить, всех «потомков Ноя», а не только получивших статус гер-тошав. И к ним имеет отношение сказанное РАМБАМом далее «есть у них удел в грядущем мире». А, по мнению Рогачевского гаона (и, похоже, автора респонс «Цемах-Цедек»), и в отношении их тоже действует правило о том, что евреи призваны заботиться и материально поддерживать неевреев, живущих по законам Всевышнего.
Король и его указы
Несмотря на перечисленные выше различия, есть, однако, нечто объединяющее гер-тошав и бен-Ноах в плане принятия на себя семи заповедей. То, что связывает их с дарованной евреям у горы Синай Торой.
Объясняя произошедшее во время Дарования Торы, наши мудрецы (Мехилта на главу «Шмот») рассказывают такую притчу: «Прибыл как-то один король в далекую страну. Сказали ему его слуги: „Издай указы для чужеземцев этих“. Отвечал им король: „Когда подчинятся они власти моей, тогда и издам для них указы. Ведь если власти моей они не подчинятся, так уж указам моим и подавно!“ Так и Всевышний говорил сынам Израиля: „Я — Б-г, Всесильный твой. Да не будет у тебя других богов! Разве не приняли вы на себя (в Египте) мою власть?“ Отвечали Ему: „Приняли“. „Так вот, как подчинили вы себя моей власти, подчинитесь и моим указам!“»
Иными словами, во время Дарования Торы имело место: 1) принятие на себя евреями самой власти Всевышнего, как таковой, признание Его своим королем, 2) выражение готовности подчиняться его приказам, заповедям. Неслучайно, именно первые две из Десяти Заповедей были услышаны сынами Израиля непосредственно из уст самого Всевышнего, тогда как остальные — при посредстве Моше.
Нечто подобное составляет и процедуру гиюра, перехода нееврея в еврейство, когда вначале — как пишет РАМБАМ — «извещают его об основах иудейства, а именно — о вере в Единого Б-га и о запрете поклонения кому-либо или чему-либо еще», — т.е. аспект «принятия власти Б-га» — а затем — в качестве второго этапа — «извещают его о некоторых легких и о некоторых сложных заповедях и т.д.», что есть аспект «подчинения Его указам». Те же два этапа и отдельных аспекта имели место — как можно понять из слов РАМБАМа — и во время обретения статуса гер-тошав.
На основе этого можно сделать вывод, что и для бен-Ноах, любого потомка Ноя, в любое время, главным составляющим следования семи общечеловеческим заповедям служит принятие на себя власти Всевышнего, признание Его королем над всем миром.
Вечное наследие
Теперь становится понятно, почему обязанность обеспечить соблюдение неевреями семи заповедей была возложена на евреев, а также, как связано все это с Дарованием Торы. Цель Дарования Торы — не только в том, чтобы власть Всевышнего и его повеления были приняты евреями, но и в том, чтобы осуществилось сказанное «И станет Г-сподь владыкой всей земли» (Зхарья 14:5), чтобы все народы мира признали Всевышнего королем, подчинили себя Его власти. Почему же в этом процессе так важна роль еврейского народа? Для евреев связь с Владыкой над всем миром, связь с Его повелениями суть «наследие», нечто необычайно «родное» и, в известной степени, «собственное». Ибо с момента Дарования Торы у Синая это Б-жественное Учение и сыновья Израиля стали одним целым, и, по выбору Всевышнего, Тора, в определенном смысле, «принадлежит» евреям. Поэтому именно они обладают достаточной силой — а потому, и обязанностью — донести идею власти Всевышнего до всего человечества.
За рамками эпох
Все это еще больше подчеркивает вневременное значение сформулированного РАМБАМом закона: «Также повелел учитель наш Моше со слов Всевышнего склонить всех живущих на свете к принятию тех заповедей, что даны были потомкам Ноаха», закона, обращенного к каждому еврею. Ибо принятие всем человечеством этих вселенских норм и правил есть прямое продолжение Дарования Торы, ее получения всем еврейским народом навечно.
Да, РАМБАМ использует по отношению к семи заповедям глагол «склонить» («лахоф»), который имеет даже более сильное значение — «принудить», «заставить». И, действительно, как было уже упомянуто, в древности, когда те или иные народы, группы населения, отдельные люди, находились под властью евреев, последние были обязаны использовать все доступные средства, чтобы принудить иноверцев отказаться от язычества в любой форме и подчиниться установленным Единым Б-гом законам потомков Ноаха. Что, тем не менее, не умаляет значения данного закона, выражаемой им идеи, и сегодня, в эпоху изгнания, когда таковой властью в мире еврейский народ не обладает. Ведь и сегодня представителей других народов к общечеловеческим правилам и нормам можно и нужно «склонять» словами, объяснениями, убеждая их понять и принять сердцем веление Создателя всех людей.
Важно отметить, что данная обязанность возложена законом Торы не на еврейского короля, не на раввинский суд, а на каждого еврея, который только имеет контакты с нееврейским миром. А потому, каждый еврей, который работает вместе с неевреями, связан с ними деловыми отношениями и т.п., а в особенности, пользуется среди той или иной группы людей влиянием, призван прикладывать все усилия, чтобы донести до них знание о вселенских законах Всевышнего.
Прошлое и настоящее
Такое объяснение, подчеркивающее непреходящее значение сформулированного РАМБАМом закона и его актуальность во все времена, вызывает все еще несколько вопросов. Прежде всего, может показаться странным, что этого закона нет на страницах «Шулхан Аруха». А ведь его автор, как известно, изложил в нем все законы Торы, актуальные в эпоху изгнания. Более того. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что и в период многовекового изгнания было немало влиятельных евреев, которые имели возможность призывать своих нееврейских соседей следовать семи заповедям потомков Ноаха. Зная, что заниматься этим — их долг, они, несомненно, старались его исполнить. По ходу чего наверняка возникали различные вопросы ѓалахического характера. Однако в книгах раввинистических респонсов мы не находим ни единого упоминания данной темы.
Объяснить это можно следующим образом. Как известно из еврейской истории, даже в тех странах, где переход в иудаизм не был запрещен законом, евреи всячески избегали любого действия, которое могло было быть истолковано нееврейским окружением как помощь в переходе в еврейскую веру. Даже если таковой была личная инициатива нееврея, и уж тем более, если могло возникнуть подозрение на преднамеренную агитацию к этому со стороны евреев. Во-первых, потому что и в самих тех странах это было чревато опасными наветами. А во-вторых, из-за опасения, что это будет использовано против евреев в других странах. Это доказывают и средневековые диспуты, и даже события последних столетий. Таким образом, не трудно представить себе, что и старания донести до неевреев знание о семи заповедях потомков Ноаха, и уж, тем более, настойчивые усилия «склонить» к их соблюдению, были связаны с открытой опасностью, так как могли быть восприняты как попытка подорвать приверженность вероисповеданию главенствующих народов и т.д. и т.п. (Тем более что призыв к иноверцу принять на себя соблюдение семи заповедей должен сопровождаться объяснением и обоснованием, что «так повелел Всевышний в Торе, и возвестил посредством Моше»).
Таким образом, в течение всей истории из-за связанной с этим опасности для жизни евреи, как правило, были вынуждены отказаться от исполнения возложенной на них обязанности по отношению к народам мира. А в случаях редких исключений от евреев требовалась особая осторожность, так чтобы это не приобрело огласку. Не удивительно, почему связанные с этой обязанностью вопросы не нашли отражения на страницах респонсов законоучителей. Не удивительно также, почему она не упоминается в «Шулхан Арухе» и в комментариях к нему.
Однако в условиях современного западного мира, где нет больше места перечисленным опасениям, изложенный РАМБАМом закон вновь в полной мере приобретает свою актуальность.
Обоюдная польза
Кроме того самого главного, что старания распространить среди представителей других народов семь заповедей потомков Ноаха есть исполнение прямого повеления Всевышнего, несут они с собой также немалую пользу и для самих евреев.
Один из ярчайших примеров этому — события сорокалетней давности [годы Холокоста], когда многие сотни евреев были спасены от уничтожения «благочестивыми (праведниками) народов мира», которые в известной степени придерживались семи заповедей, а потому не могли смириться с бесчеловечными убийствами и грабежом. Ради помощи евреям и их спасения они готовы были поставить в опасность даже собственную жизнь. Настолько сильна была их приверженность общечеловеческим принципам и морали.
Этот пример важен и сегодня, когда следование нормам, выраженным семью вселенскими законами, не только не сопряжено с опасностью, но и способно принести пользу потомкам Ноаха в плане выгодного сотрудничества с евреями, представителями деловых, научных кругов и т.д.
Многообразную пользу может принести это сегодня и самим евреям. Простейший пример: если нееврей будет знать и помнить, что Всевышнему — истинному Хозяину мира — известны все его поступки, и что Всевышний повелел людям быть честными в делах и не наносить вреда чужому имуществу, именно так он и поведет себя в своих отношениях с евреем, даже если по той или иной причине у него будет возникать искушение поступить иначе.
Кроме всего этого, и сами усилия евреев, как таковые, помочь людям вернуться к нормам общечеловеческой морали, не могут не вызвать признательности и уважения со стороны нееврейских соседей. Видя, с какой заботой о благе всех жителей района, города, страны, всего мира, ратуют евреи за честность, справедливость и добродушие, представители других наций станут только прославлять еврейский народ, убеждаясь и признавая, что он — как предначертано Торой — и есть «светоч для всего человечества».
И что тоже необычайно важно, усилия по распространению знания об установленных Всевышним общечеловеческих законах еще больше приблизят весь наш мир ко времени, о котором предвещал пророк (Цфанья 3:9): «Ибо тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно». Ко времени истинного и полного Освобождения с приходом нашего праведного Мошиаха.