СБП. Дни Мошиаха! 14 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-22 14:53

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Что такое еврей?

Вернемся к притче о рыбе. Что, если бы рыба пришла к выводу, что, поскольку все остальные существа могут вполне счастливо и здорово существовать на суше, почему они, рыбы, не могут покинуть море и жить также на суше?!

Источник: беседа Ребе от 20 Тевета 5745 г. Перевод: Даниэль Булочник 18.02.2024 444 мин.

Б-г, Творец, дал человеку, Своему творению, миссию в жизни. Как рыба должна жить в море, так и еврей должен жить в соответствии с Торой. Иначе и быть не может. Точно так же вы не можете называть еврея язычником или нееврея евреем.

Надежда мира состоит в том, чтобы каждый служил Б-гу по-своему. Подобно тому, как Маймонида называют РАМБАМ, что является аббревиатурой его имени и отчества, он также известен как «путеводитель», потому что его работа «Путеводитель растерянных» давала руководство не только для обеспокоенных искателей в его поколении, но и для растерянных во всех поколениях.

Гораздо более необходимо это руководство в диаспоре, когда испытания и невзгоды изгнания приводят в состояние смятения и становится необходимым найти ясный путь, который выведет из смятения. Это путь еврейства, как учит Всевышний в Торе.

Цель человека

Аксиома — создание человека в мире имеет смысл и цель — осуществить миссию Святого, Благословен Он, осветить мир. В конце шести дней творения Тора утверждает: «Увидел Б-г все, что Он создал, и вот, хорошо весьма»; творение, каким оно было к концу шестого дня, было очень хорошо. Тем не менее, сразу после этого Тора говорит: «из всей Своей работы, которую Б-г создал для функционирования (делать)», что в Мидраше переводится как «исправлять».

Совершенство мира Б-га имманентно, но скрыто, и необходимо, чтобы это «весьма хорошее» было «закреплено» и раскрыто в полном своем потенциале. Роль каждого еврея своим служением — осветить мир и довести совершенство, сокрытое в этом мире, до состояния откровения.

Но может ли Б-г создать человека, дать ему цель, а затем позволить ему спотыкаться во тьме, не зная, как и каким образом выполнить свою миссию?! Ведь даже человек, милосердие которого ограничено, сделает все, что в его силах, чтобы его сын не заблудился во тьме, как в прямом, так и в переносном смысле. Отец заботиться о сыне, обучает его как следовать правильному пути. Тем более, когда мы говорим о Святом, благословен Он.

Совершенно нелогично было бы сказать, что Он населил Свой мир людьми, созданными по «образу Б-жьему», а затем позволил им блуждать ощупью во тьме!

Разум заставляет нас сказать, что когда Б-г создал человека и дал ему миссию, Он также дал ему маяк, чтобы осветить его путь в жизни. Это «свет Торы», который направляет и учит человека правильному пути в жизни. Когда еврей изучает Тору, его точно инструктируют, что делать, а чего не делать, и нет в мире ничего, с чем Тора не могла бы справиться и не посоветовать еврею, как действовать.

Поэтому, когда еврей проживает свою жизнь в соответствии с велениями «света Торы», он превращает каждый день в еврейский день. Его жизнь становится заметно пронизана еврейством, и он обучает и воспитывает своих детей в духе Торы. Это достойное исполнение его роли и миссии — ибо он осветил мир и явил «весьма хорошо» в творении.

Важно, чтобы этот принцип был понят в его истинном контексте. Жизнь по Торе, включая изучение Торы, — это не просто привилегия или удобство каждого еврея, которые он может принять или отвергнуть по своему желанию. Жизнь с Торой — это сама суть и реальная жизненная сила каждого еврея. Без изучения Торы его существование не считается живым.

Талмуд говорит об этом так («Авода Зара» 3б)): «Почему человека сравнивают с рыбой? Как рыбы морские, как только выходят на сушу, умирают, так и человек, как только он оставляет Тору и заповеди [подвергается разрушению]».

Может ли еврей «прожить» без Торы? А что, если человек будет утверждать, что он решил отказаться от Торы и заповедей, даже если это означает саморазрушение, не дай Б-г?

Что же, нашу реакцию на эту позицию можно узнать из поведения общества, в окружающем нас мире, в подобных ситуациях. Как говорили наши мудрецы: «Выйдите и посмотрите, что говорят люди». Мужчина взбирается на мост и хочет спрыгнуть и покончить с собой. В любом нормальном обществе будут приложены все усилия, чтобы удержать этого человека от самоубийства, даже с применением силы. Но если вдуматься, зачем вмешиваться в чье-то личное дело? Мы живем под властью демократической формы правления, которая прочно основана на концепции свободы и свободы личности. Демократия учит, что каждый человек теоретически может делать все, что пожелает, при условии, что это не причинит вреда другому человеку, окружающей среде или обществу. Этот парень на мосту может утверждать, что, будучи хозяином своей судьбы, он решил покончить жизнь самоубийством. Никто не имеет права вмешиваться в его личную жизнь; он делает что-то, что затрагивает только его жизнь, его плоть и кровь. Он не причиняет вреда другому человеку, обществу или окружающей среде.

Несмотря на этот якобы логичный вывод, нормальные люди согласятся, что это как-то неправильно — и нужно сделать всё, чтобы спасти этого человека и удержать его от самоубийства. Полиция направит движение транспорта в сторону от этого района, а для разговора с «самоубийцей» будет направлена команда психологов и «кризисных» экспертов, чтобы отговорить его от саморазрушения. Тем временем будет использована какая-то уловка, чтобы отвлечь его, а другие специально обученные полицейские подкрадутся к нему и насильно схватят. Его спустят с моста и, при необходимости, поместят под наркоз и окажут медицинскую помощь до тех пор, пока он не придет в себя.

За весь этот эпизод никто не выскажет искаженное мнение о том, что нам следует созвать «парламент» или «мэрию» для обсуждения вопроса, как реагировать в таком случае. Может быть, в рамках правил демократии этого человека следует оставить в покое, поскольку он утверждал, что только разрушает себя? Правда, конечно, в том, что последствия его действий повлияют на других и причинят им вред: его семью, соседей, знакомых.

Теперь попытайтесь увидеть отношения еврея с Торой в том же свете. Он не может утверждать, что в условиях демократии он может делать все, что пожелает, и никто не может вмешиваться в его личную жизнь, потому что мы имеем дело с вопросом жизни и смерти; когда рыбы покидают море, они умирают! Особенно, когда действия каждого еврея затрагивают весь еврейский народ и весь мир.

Почему Талмуд говорит нам: «Каждый человек обязан сказать: „Мир создан ради меня“»? Не заставит ли это его почувствовать свою значимость и гордость? Ведь РАМБАМ пишет, что мы должны полностью отрицать признаки гордости и тщеславия. Как может человек говорить, что для него существует весь мир?!

Ответ в том, что мир действительно зависит от него, и он должен осознать свою ответственность; каждое его действие и движение влияет на весь мир. Теперь, если действия еврея не соответствуют Торе, он не только разрушает себя, но также отрицательно влияет и вредит миру.

В теории все это здраво и ясно, но что происходит, когда еврей, находящийся в изгнании, как меньшинство среди неевреев, и видящий власть и почет, отданный неевреям, вдруг охватывается чувством зависти или похоти, по отношению к неевреям; он завидует чести, которую имеет нееврей, который правит, контролирует или управляет. Этот еврей не может даже мечтать о том, чтобы подняться на такую власть! С другой стороны, еврей может завидовать тому, что нееврею, по-видимому, разрешено удовлетворять все его эпикурейские и гедонистические желания без каких-либо ограничений, в то время как ему, еврею, запрещена даже соблазнительная и дразнящая пища. И он спросит: «Чем я отличаюсь от нееврея?»

Когда еврей сталкивается с такими мыслями, он приходит в замешательство и растерянность и начинает рассуждать про себя: «Чем я отличаюсь от нееврея, мы все дети Адама, созданные по образу Б-жьему. Мы все одинаковы биологически и физиологически. Если неевреи могут жить легкой и здоровой жизнью без Торы, почему я не могу быть таким, как он, почему не может быть настоящего равенства?» Он искренне ищет осмысленное объяснение. Это чрезвычайно чувственный момент; жизнь кажется несправедливой! Как нам представить ответ?

Вернемся к притче о рыбе. Что, если бы рыба пришла к выводу, что, поскольку все остальные существа могут вполне счастливо и здорово существовать на суше, почему они, рыбы, не могут покинуть море и жить также на суше?!

Очевидно, этого не может быть, ибо есть наземные существа и морские существа, и если они завидуют друг другу и захотят сменить среду обитания, они погибнут!

Видите ли вы теперь, что доводы этой бедной ревнивой души явно разрушительны?!

Среда обитания еврея — путь Торы. Б-г создал определенных людей, чья среда обитания — это путь Торы. Если они из-за зависти покидают свою среду обитания, поддерживающую жизнь, и пытаются жить в чужой среде обитания, они отрезают свое жизнеобеспечение. Так в «Пиркей Авот» сказано: «Зависть, похоть и почести изгоняют человека из мира», а значит, удаляют человека из его жизнеобеспечивающего мира и переносят его в чужой мир. Правда, и там вы найдете живые существа — но еврей не приспособлен жить в этой среде, как рыбы могут жить в своей среде и не могут жить на суше.

Нет равенства!

Конечно, злое начало, пытается убедить человека идти по пути наименьшего сопротивления — жить так, как он хочет, без Торы, — но здесь выбор не между лёгким и трудным — а между жизнью и смертью.

Еврей не может жить без Торы. Поскольку он родился евреем, его среда обитания — Тора, и он не может выбрать иного, как и рыба не может выбрать жизнь на суше.

Чтобы продвинуть эту мысль еще дальше, неевреям также было дано четкое руководство для их поведения, а именно 7 законов Ноаха со всеми их разветвлениями, чтобы мир был цивилизованным, а не дикими джунглями. Таким образом, они также должны вести себя согласно воле Б-га. Просто роль еврея отличается от роли нееврея.

Иллюстрацией может служить распределение функций в организме человека. Несмотря на то, что тело представляет собой единое целое, все же существует разделение функций: у мозга есть своя функция, у сердца — своя роль, а у ног — своя работа, как и у всех остальных органов тела.

Благополучие человека зависит от правильной работы и функционирования каждой части. Если одна мышца или орган решит изменить свою роль, это вызовет заболевание всего организма. Возьмем, к примеру, сердце и мозг. Сердце наполнено кровью, жизненной силой тела; от сердца кровь перекачивается ко всем органам. С другой стороны, в мозге, если даже небольшой кровеносный сосуд лопнет и капля крови проникнет в клетки мозга, это вызовет опасную для жизни чрезвычайную ситуацию! Почему это должно быть так, если кровь является жизненной силой человека?

Решение, конечно, элементарное. Для того чтобы кровь приносила жизнь телу, она должна находиться в тех органах и артериях, которые созданы для этой цели; если орган, не наделенный такими возможностями, узурпирует эту функцию, он просто не будет работать, даже если этот орган-отступник окажется самым важным органом тела — мозгом. И наоборот, мозг — это место ума и интеллекта, чья роль — управлять телом и контролировать его.

Что, если сердце решит управлять телом, т.е. что человек должен вести себя глупо, не задумываясь о последствиях, и следовать желаниям и капризам своего сердца? Он разрушит себя и свое окружение, не дай Б-г.

Тот же принцип применим и к управлению городом или штатом. Есть подготовленные эксперты в области экономики, а есть люди, чья специализация — философия, право и этика. Если бы их работа поменялась, и философы стали бы управлять экономикой, а экономисты — моралью, ни один из них не смог бы выполнить свою работу, и произошел бы полный крах экономической системы и моральных устоев этого общества.

То же правило можно применить и при анализе различных ролей евреев и неевреев, учитывая, что среди самого еврейского народа существуют разные роли и обязанности, отведенные израильтянам, левитам и коэнам. Коэнам дана заповедь благословлять еврейский народ любовью. Если израильтянин узурпирует эту привилегию и произнесет благословение, он не только не осуществит благословение, но, поскольку он напрасно призвал имя Б-га, он навлечет на себя гнев Творца и принесет противоположное благословению. Тем более, что Б-г, проводящий различие между еврейским народом и другими нациями, не хочет смены ролей; это принесет миру разрушение.

В книге «Зоар» утверждается, что Б-г сделал евреев «сердцем всего мира». Как жизнь тела зависит от сердца, так и существование мира зависит от евреев. Поэтому как сердце чувствительно и хрупко и любой малейший «ропот» или сбой в сердце подвергает серьезной опасности весь организм, так и еврейский народ хрупкий и чувствительный, и малейший сбой влияет на него и на весь мир.

Теперь ясно и понятно, что Б-г предписал еврейскому народу особый образ жизни, отличный от остального мира, который соответствует его предназначению. Что это? Жить по Торе — как рыбам, которым нужна вода. Так что у нас действительно нет выбора! Мы можем выбирать, что нам есть, носить или думать, но мы не можем изменить свое телесное существование на другое и уж точно не можем изменить свою еврейскую душу. Созданная таким образом Творцом, наша сущность неизменна, пока мы живем на этой земле, и мы должны жить в рамках жизнеобеспечивающего образа жизни еврея, согласно Торе!

Кто такой еврей?

Теперь становится очевидным, что говорить, что еврей является неевреем или нееврей является евреем, смешно! Всевышний установил эти различия, и никто не может их изменить. Тора действительно предусмотрела, что если нееврей хочет обратиться в иудаизм, ему говорят: «Что ты видел, что побудило тебя обратиться?» Ему нужно рассказать обо всех трудностях иудаизма, чтобы остановить его! Если после этой процедуры он все еще упрям в своем желании обратиться, то он может быть обращен согласно еврейскому закону.

Правда, этот человек родился неевреем, но Святой, Благословен, Он сказал, что когда происходит обращение по закону Торы, Он заменяет душу новообращенного, еврейской душой. Точно так же, как Б-г создает все души, неудивительно, что Он может удалить нееврейскую душу и обменять ее на еврейскую душу.

Но без обращения по закону Торы ничто не может превратить язычника в еврея! И наоборот, тот, кто родился евреем, навсегда останется евреем, даже если он пожелает иного. Именно это имеет в виду Талмуд, когда говорит: «Хоть он и согрешил, но все же еврей», как бы ни были предосудительны его действия, он остается евреем, сыном Святого, благословен Он. Да, Б-г дал ему свободу действовать так, как ему заблагорассудится, но это проистекает из надежды, что он поразмыслит над своей ролью и способностями и поймет, что наиболее разумным способом будет вести себя как еврей, и все это исходит из его собственная свободная воля. Полиции не понадобится насильно останавливать его от самоуничтожения.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter