14 Хешвана 5782 года, четвертый день недели, гл. Вайера

Когда наступило Освобождение?

«Так что же все это, наконец, значит? — спросите Вы меня. Что вы предлагаете? Поверить Ребе и считать, что мы живем в Освобождении?! Честно говоря, подозреваю, что никому подобного предложить не смогу. Я лишь попытался на понятном (надеюсь) языке показать Вам, что сказал Ребе. Я надеюсь, что теперь Вам известно, что Ребе, и на самом деле, говорил об Освобождении, как о свершившемся факте».

3287 (1)

В 5711 (1951) году произошла такая история:

Жил да был один крупный раввин. (История известная, — у кого память крепче моей — подскажите фамилию). Несмотря на то, что он никак не относил себя к любавическим хасидам, раввин внимательнейшим образом следил он за всем, что происходит в Хабаде. Причиной этому, по всей видимости, было понимание масштабов любавического движения, его влияния на мировое еврейство, да и на мир в целом, — понимание, которое обязывает знать, что творится в «Любавич», вне зависимости от личного к нему отношения. Тексты майморим, бесед, воззваний предыдущего Ребе, в краткий срок оказывались у него на столе.

Когда в 5711 году, спустя год после исталкус предыдущего Ребе, наш Ребе שליט"א произнес маймор, знаменовавший принятие им статуса руководителя Хабада, — текст этого маймора, само собой разумеется, был спешно доставлен вышеупомянутому раввину. «Само собой», — поскольку первый маймор Ребе был его «тронной речью», определял задачи Хабада, заявлял общий подход нового руководителя.

Так вот, рассказывают, что после многочасового изучения того маймора, раввин отложил текст в сторону и произнес:

— Эр мейнт аз эр из Месиях [Он имеет в виду, что он — Мошиах].

* * *

Думаете, теперь я буду рассуждать на тему того, Мошиах Ребе или нет? А вот и не угадали!

Другая, более недавняя история. 5752 (1992) год. Многие религиозные евреи (в том числе хабадники) спорят на тему: «Где! Ну где Ребе хоть раз говорил, что он Мошиах?!» В то же самое время нерелигиозная газета «Аарец» печатает огромную возмущенную статью «Йемот Машиах шель Хабад» (Дни Мошиаха по-хабадски), высказывающуюся, например, так:

«Верит ли сам Ребе, что он Мошиах? Вплоть до последнего времени большинство последователей Хабада полагали, что широко распространившаяся среди „Любавичей“ вера в то, что их Ребе — Мошиах, была следствием излишней горячности хасидов. Однако, в течение последних недель Ребе, не произнося слова „я“, недвусмысленно намекал, что некто, по имени Менахем, начальные буквы имени которого составляют слово МаМоШ, являющийся нынешним руководителем поколения Любавич, — возможно, тот Мошиах, прихода которого все ожидают. …На деле, внимательное изучение „бесед“ Ребе, обращенных к его хасидам, показывает, что с 1981 года Ребе сеет ясные намеки, относящиеся к тому, кем он является: „Плоть и кровь в материальном теле, Мошиах — имя его Менахем, Мошиах, праведник наш, находится с нами в этой синагоге и в этой йешиве“. Очевидной задачей этих намеков является побудить в сердце хасидов догадку, что он — Мошиах»…

Трудно остановиться! Потрясающе! Вот, что значит взгляд со стороны! Не только «намеки» Ребе очевидны составителю статьи, но и то, что их задачей является побудить к некоторым размышлениям хасидов…

* * *

Ну? Сейчас уже точно про Ребе-Мошиаха? И опять не угадали. Мошиах ли Ребе, вы либо уже знаете, либо узнаете позже. А вот с изгнанием пора заканчивать. И мне хочется предложить Вам заняться этим совместно. А для того, чтобы мы понимали друг друга и, хотя бы со временем, смогли стать единомышленниками, мне надо сообщить Вам о нескольких вещах. Заранее предупреждаю: информации будет много, и она потребует от Вас внимания, терпения и желания разобраться в достаточно непростом языке бесед Ребе (не в самом лучшем переводе на русский).

* * *

Для начала, давайте почитаем, что же говорит Ребе о нынешнем времени. (Выделение по оригиналу, кроме специально указанных мест).

«…в соответствии со всеми признаками, содержащимися] в словах благословенной памяти наших мудрецов, касательно предшествующего Мошиаху поколения, это — наше поколение — последнее поколение изгнания и (само собой разумеется) первое поколение Освобождения. …] …ко всему этому прибавилось еще более полнотой работы по распространению Торы и еврейства и распространению источников наружу в нижней половине мира …] на протяжении 50 лет. Если в начале этого периода мой учитель, мой тесть, Ребе, глава нашего поколения, вышел с провозглашением: „Моментально тшуво — моментально Освобождение!“ — и свидетельствовал, что уже завершились все детали работы и должны только „начистить пуговицы“, и, более того, что уже закончили и „начистку пуговиц“ и должны только встать, приготовиться („встаньте, приготовьтесь все вы“) принять Мошиаха, праведника нашего, — то] в завершении этого периода конечно и конечно, без сомнения и тени сомнения, уже достигли времени Освобождения и, говоря] языком наших благословенной памяти учителей: „кончились все пределы“, и также идея тшувы (как продолжения высказывания: „ни от чего другого не зависит это, кроме как от тшувы“) — уже была совершена] в полноте, включая также полноту, о которой сказано:] „Мошиах придет, чтобы привести праведников к тшуве“».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.689, недельная глава «Болок», 17 Таммуз).

«…после «действий наших и служения нашего» — всех сыновей Израиля на протяжении всех поколений, включая, и в особенности, — после раскрытия Торы хасидизма 19 Кислев, когда, в основном, началась идея «распространятся твои источники наружу» и прибавилось и продолжает прибавляться] нашими Ребе, руководителями нашими, из поколения в поколение, вплоть до моего учителя, моего тестя, Ребе, главы нашего поколения, которым источники были распространены наружу вплоть до краев света, — уже выполнены все идеи также со стороны мира] (и в) мире, как он сообщил и провозгласил: что уже выполнены все идеи работы, также «начистка пуговиц», и все готово к приходу Мошиаха.

И отсюда понятно, что продолжение работы после этого (все время, пока Мошиах, праведник наш, задерживается по какой-то причине (неизвестной и непонятной вовсе)) — это не «работа по переборке» (поскольку работа по переборке уже завершена и выполнена), но особая работа — привести к практическому раскрытию в мире«.

(«Сейфер аСихейс» 5752 год т.2, с.163, недельная глава «Ваишлах», 16 Кислев).

«…сейчас мы уже находится в положении, когда материальное тело и даже материальность мира — уже были полностью перебраны и очищены и являются „сосудом“, готовым для всех духовных светов и идей, включая, и это — главное, — готовым для восприятия] света Мошиаха, праведника нашего, света Освобождения истинного и полного, вплоть — до раскрытия простоты сущности сущности [ацмус фун ацмус умаус] Благословенного, как он раскрывается в простоте сущности Мошиаха праведника нашего…»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.151, недельная глава «Ваейце», 9 Кислев).

«В дополнение к объяснявшемуся выше …]: что наличествует существование Мошиаха в искре Мошиаха (аспекте ехиды), которая заключена] в каждом и каждой из евреев, имеется также существование Мошиаха по простому смыслу… и если бы не вмешались негативные вещи, приостанавливающие и задерживающие и так далее, — раскрылся бы и пришел в действии мамош …] В эти дни …] исчезли все препятствия и задержки …] и поскольку так, — есть (не только существование Мошиаха, но) и раскрытие Мошиаха…»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.95, недельная глава «Ваейро», 18 Мархешван).

«Поскольку в эти наши дни мамош (с завершением месяца Нисан …]) „закончились все пределы“ …] по простому смыслу мамош, и, конечно, сразу и моментально приходит Мошиах, праведник наш, и каждый и каждая показывает пальцем и говорит „Вот этот (король Мошиах) пришел“, — уже пришел (в прошедшем времени), во мгновение предшествовавшее этому мгновению…»

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.490, недельная глава «Тазриа-Мецейро», 6 Ияра).

«…Освобождение не является никаким хидушем (новшестовм), …все идеи Освобождения уже начались …и уже были привлечены и были восприняты этим нижним материальным миром, низа большего по отношению к которому нет…»

(«Сейфер аСихейс» 5751, т.2, с.791, недельная глава «Шейфтим», 7 Элула).

«И еще, и это главное, — что продолжают …], будучи вместе ЗДЕСЬ выделение мое] — в святой Земле и в Иерусалиме, святом городе, а в самом том месте — в „Ционе“ (внутренности) Иерусалима — в Храме, а (в самом том месте -) в Святая-Святых…»

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.565, второй день праздника Швуэс).

Правда интересно?! Если вчитаться… (Кстати, уверяю Вас, это далеко не все, что можно прочитать в беседах Ребе по данному поводу).

Вроде получается следующее: Работа по преобразованию мира закончена в полноте. Евреи совершили полную тшуву. Мир готов воспринимать раскрытия будущего. Мошиах пришел. — Будущее стало настоящим.

И как же совместить процитированное с реальностью, в которой мы, вроде бы, живем? Где это «наступившее Освобождение»? Может быть, Ребе имеет в виду что-нибудь иносказательное, духовное, незримое, происходящее где-нибудь в высших мирах? — Нет: «Действительное, по простому смыслу, существование», — о котором Ребе говорит в беседе, произнесенной в Субботу недельной главы «Ваишлах», 16 Кислева 5752 года (см. «Сейфер Сихейс» за 5752 т.1, с. 165; полный перевод этой цитаты — ниже), заключающееся в том, что: «мы сидим вместе со Святым, благословен он …] за посвященным] свадебной трапезе „накрытым столом“, трапезе на которой вкушают] Ливьосона, Шейр-абейр, и Яин-амешумор…», — Ребе объясняет в сноске 112 следующим образом:

«Действительное, по простому смыслу, существование: то есть, не только закончена работа и надо произвести раскрытие в мире …], — более того: это есть уже в действии и в раскрытии, и надо только раскрыть глаза, поскольку давно уже „дал вам …глаза, чтобы видеть“».

Получается, что Освобождение, действительно, наступило. И, похоже, не вчера (а, как минимум, 10 лет назад).

* * *

Теперь еще несколько отрывков из бесед Ребе, объединенных общей идеей: чего же не хватает? Что же не так?

«…единственная вещь, которой недостает, — чтобы еврей как следует открыл свои глаза. Он увидит, что все уже готово к Освобождению! Уже есть „накрытый стол“, уже есть ливьосон и шор-абор и старое вино, а евреи сидят уже у стола — „стола отца их“ (короля над царями царей, Святого, благословен Он) вместе с Мошиахом, праведником нашим …]. И после сорока лет, миновавших] с исталкус моего учителя, моего тестя, Ребе, уже имеют также „сердце сознавать, и глаза видеть, и уши слышать“».

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.152, недельная глава «Ваейце», 9 Кислев).

«…в наши дни, мамош, надо только открыть глаза, чтобы увидеть действительное, мамош, существование: т. е., что мы сидим вместе со Святым, благословен он (?Еврейский народ и Святой, благословен Он — целиком одно?) за посвященным] свадебной трапезе «накрытым столом», трапезе на которой вкушают] Ливьосона, Шейр-абейр, и Яин-амешумор… {в сноске 112 (в объяснение слов «действительное, мамош, существование»): «То есть, не только закончена работа и надо произвести раскрытие в мире …], но более того: что есть это уже в действии и в раскрытии, и надо только раскрыть глаза, поскольку давно уже „дал вам …глаза, чтобы видеть“»}.

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.165, недельная глава «Ваишлах», 16 Кислев).

Оказывается, недостает только открыть глаза и увидеть, осознать, что сегодня мы живем в дни Мошиаха, в «Освобождении истинном и полном», — как бы ни было трудно в это поверить!

* * *

Тут возникает другой вопрос. «Открыть глаза»? Ну, и как это сделать практически? В чем должна заключаться наша работа? Ведь слова Ребе — не только описание состояния мира, но и указание к действию:

«…все идеи работы …] должны быть пронизаны идеей:] „привести к дням Мошиаха“. Не только то, …] что (посланник) стоит и ждет, пока придет Мошиах, а тогда — он примет в этом участие и получит от этого выгоду и т. д., но — „привести“ — он делает все зависящее от него, чтобы привести „к дням Мошиаха“ во множественном числе: не только начало — один день, но дни (во множественном числе) — дни Мошиаха (и не только тогда, когда Мошиах является „потенциальным Мошиахом“, но все дни Мошиаха, — также полноту „Мошиаха вадай“ и т. д.)»

(«Сейфер аСихейс» 5752 года, т.1, с.111, недельная глава «Хаей Соро», 25 Мархешван, Меворхим Кислев).

В каждой беседе Ребе мы находим практические рекомендации, которые, по всей видимости, и являются действиями, ведущими к «раскрытию глаз». Ребе призывает выполнять «с украшением» те или иные заповеди, прибавить в изучении самых разных книг раскрытой и внутренней Торы, к действиям, направленным на выполнение идеи «Всеми путями своими познай Его» и т. д. и т. п. Рекомендаций этих множество. Но сейчас хочется остановить Ваше внимание на «рекомендации», являющейся, на мой взгляд, наиболее общим указанием, из которого следует все остальное. Это указание — Жить с днями Освобождения.

И снова читаем:

«…единственная вещь, которой недостает — чтобы еврей открыл свои глаза как следует. Он увидит, что все уже готово к Освобождению! Уже есть „накрытый стол“, есть уже Ливьосон и Шор-аБор и старое вино, а евреи сидят уже у стола — „стола отца их“ (короля над царями царей, Святого, благословен Он) вместе с Мошиахом, праведником нашим …]. А после сорока лет с исталкус моего учителя, моего тестя, Ребе уже имеют также „сердце знать и глаза видеть и уши слышать“.

Сегодня необходимо только …] открыть „сердце знать“ и открыть „глаза видеть“ и открыть „уши слышать“ и, наподобие этого — реализовать все 248 материальных органов и 365 жил — в дополнение к изучению Торы и выполнению заповедей в целом …] — в изучении внутренней Торы, как она раскрылась в Торе хасидизма, и выполнении указаний наших Ребе, наших руководителей, включая — изучение идей Освобождения так, чтобы открыть сердце, глаза и уши — понять, увидеть и услышать, по простому смыслу мамош, в материальности мира — Освобождение истинное и полное в действии мамош, и изучение Торы Мошиаха (внутренней Торы) образом видения, что это все здесь, готово, нужно только открыть глаза, — и] увидит это!»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.152, недельная глава «Ваейце», 9 Кислев).

«А главное — чтобы это было по простому смыслу в действии, образом, когда „показывает пальцем и говорит: этот“, и по простому смыслу моментально и сразу. Как я многократно повторяю и подчеркиваю, что не только: Освобождение придет в конце концов, но Освобождение уже стоит на дверном пороге ал саф апесах] и ожидает каждого и каждой из евреев, чтобы открыл эту дверь и втащил Освобождение внутрь комнаты!!»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.2, с.461, беседа Ребе с главным раввином Израиля Мордехаем Элияу).

«Отсюда ясен урок, который каждый приобретает, находясь в субботу главы „Шейфтим“ в этом поколении и, в особенности, в последнее время, последние мгновения изгнания, — что работа должна соответствовать по принципу] „мера за меру“ Освобождению…»

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.791, недельная глава «Шейфтим», 7 Элула).

«Отсюда понятно также относительно служения евреев, требующегося в Симхас-Тейро и привлечения его] на весь год, в целом, а, в особенности, в этом году, — служения, пронизанного идеей Освобождения и Мошиаха. Это означает, что поведение еврея а идн?с эйффирунг] во всем в его повседневной жизни также в настоящее время, сразу перед Освобождением, — подобно жизни и поведению евреев в дни Мошиаха мамош».

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.39, Лейл Симхас-Тейро, перед Акофейс).

«И касательно практики. — Несмотря на „штурм“ в этом в последний период этого года …], после наблюдения чудес, свидетельствующих о том, что это — „год, в который раскрывается король Мошиах“, видят, что есть трудность („эс кумт он швер тяжело идет]“) в том, чтобы] пронизать узнаванием и ощущением того, что стоят на пороге дней Мошиаха мамош, пока не начнут „жить“ идеями Мошиаха и Освобождения».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.692, недельная глава «Болок», 17 Таммуза).

«А средство, — чем достичь] этого, — посредством изучения Торы в вопросах Мошиаха и Освобождения, поскольку в силах Торы (мудрости Святого, благословен Он, которая выше мира) изменить природу человека таким образом], что также тогда, когда со стороны его ощущения он] находится, упаси Б-г, пока что вне идеи Освобождения (поскольку не вышел пока что из внутреннего изгнания), за счет изучения Торы в вопросах Освобождения, он] поднимается к состоянию и положению Освобождения и начинает жить идеями Освобождения, исходя из знания и узнавания и ощущения, что „Вот — этот пришел“».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.692, недельная глава «Болок», 17 Таммуза).

«И еще, и это главное, — что изучение должно исходить из знания и узнавания с полной уверенностью, что это не „Илхесо ЛеМешихо законы, которые будут исполняться при Мошиахе]“, но практический закон в действии в следующее мгновение, поскольку „будущий Храм, которого мы ожидаем, построен и собран (уже сейчас сверху и сразу) раскроется и придет с небес“ за мгновение! И, наподобие говорившегося в последний период касательно особого прибавления в изучении Торы в вопросах Освобождения и Мошиаха. — Не (только) в качестве „сгулы“ поторопить и приблизить приход Мошиаха и Освобождения, но (также и) в основном для того, чтобы начать „жить“ идеями Мошиаха и Освобождения, „Жить со временем“ дней Мошиаха, за счет того, что разум становится наполнен и пронизан пониманием и постижением идей Мошиаха и Освобождения в Торе, а из разума распространяется и пронизывает также чувство сердца, и вплоть до поведения в мысли, речи и действии образом, соответствующим этому особому времени, когда стоят на пороге Освобождения и показывают пальцем, что „Вот — этот (король Мошиах) пришел“».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.691, недельная глава «Болок», 17 Таммуза).

«И говоря попросту: находясь совсем рядом с Освобождением, каждый еврей должен приучиться к Освобождению зих айнгевейнен цу дер Геуло] и поместить себя зих арайнштелн] в положение и ощущение Освобождения, сделав свой частный день — „днем (своей] личной) Геулы“, а свое частное место — „Землей Израиля“, тем, что совершает свое Служение в это мгновение и в этом месте — в абсолютной полноте в мысли, речи и действии».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.707, недельная глава «Пинхас», Меворхим Ав, 24 Таммуза).

«И в дополнение к идее единства (между евреями и Все-вышним) в словах] „и станут одной плотью“ — присутствует вторая идея: следствие, исходящее отсюда, — то, что рождаются „Толдейс порождения]“ — „порождения праведников — добрые дела“. Вплоть до таких добрых дел (которые не представляют из себя отдельной вещи от „и будут одной плотью“, но добрые дела), которыми еврей (телом его и душой его) становится „соучастником Святому, благословен Он“ (образом единства) во всех его, Все-вышнего делах, включая, и главное, — в приведении Освобождения истинного и полного, — что для того, чтобы Все-вышний осуществил это — Освобождение —] в полноте, Он (как бы) нуждается в том, чтобы иметь участие каждого еврея, и именно как души в теле, что посредством „наших действий и нашего служения“ приходит Освобождение, и необходимо как бы прибегнуть к тому, чтобы еврей согласился и, более того, — чтобы он захотел и провозглашал, что не только „наступило время Освобождения вашего“, — но уже здесь Освобождение по простому смыслу, — как говорилось выше (в конце пункта 8), что слово] „Геуло Освобождение]“ — происходит] — от слова „гилуй раскрытие]“ — раскрытие Алефа -] Алуфей шел эйлом Господина этого мира] в „гейло изгнании]“ (что осуществляется работой евреев в изгнании)».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.646, «Коах Сиван»).

А? — Такая вот история… Б-гу нужно, чтобы еврей согласился на Освобождение и, более того, (!) — чтобы он его захотел…

* * *

— Так что же все это, наконец, значит? — спросите Вы меня. Что вы предлагаете? Поверить Ребе и считать, что мы живем в Освобождении?!

— Честно говоря, подозреваю, что никому подобного предложить не смогу. Я лишь попытался на понятном (надеюсь) языке показать Вам, что сказал Ребе. Я надеюсь, что теперь Вам известно, что Ребе, и на самом деле, говорил об Освобождении, как о свершившемся факте. Теперь Вы знаете, что если верить словам Ребе, каждого из нас от Освобождения отделяет лишь нечто неосязаемое, находящееся внутри нас, на уровне нашего сознания. А вот верить или не верить Ребе, разбираться во всем этом дальше, думать ли, — Вы будете решать сами. — На то и свобода выбора.

Опубликовано: 06.06.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter