СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара 5784 г., четвертый день недели Ки тиса | 2024-02-28 13:37

Жить идеями Освобождения со знанием, признанием и чувством, что «вот он идёт»

Тогда есть выход — изучать вопросы Мошиаха и Освобождения. Это тема данной статьи. Одним словом, это «учеба». Но эта учеба изменяет жизнь человека и переносит его в другое место — в Эру Мошиаха.

511 (0) мин.

Часть 1. Причина

Всем известна беседа Ребе Короля Мошиаха по главе «Хаей Сара» 5752 г. Если подвести ей итог одной фразой, то она будет звучать так: «Встреча Мошиаха — это наша единственная миссия». Это единственная работа посланника Ребе сегодня.

Меньше людей слышали про беседу по той же главе, но в 5747 году, когда также был съезд посланников. Тогда Ребе сказал на первый взгляд «ужасную» с точки зрения сегодняшнего дня вещь: «Работа посланника не заключается в том, чтобы привести Мошиаха. Его работа — распространять Тору и заповеди, благодаря чему придёт Мошиах. Но посланник не должен искать того, что последует в результате его деятельности. Он должен просто посвятить себя распространению иудаизма и хасидизма».

Потрясающая вещь! Работа посланника должна заостряться только на Торе и заповедях, а то, что из этого последует, его не должно волновать!

Но через пять лет Ребе сказал, что наооборот, работа сегодня осуществляется только в связи с Мошиахом — нужно «встречать Мошиаха». Это один из примеров, как Ребе в беседах «Двар Малхут» говорит совершенно на другом уровне.

На самом деле, Ребе начал этот процесс в Пурим того же года. Ребе сказал, что мы являемся теми, кто приведёт Мошиаха. Это не просто лозунг (типа «Приложи руку к приходу Мошиаха»), а активная деятельность.

Как же сделать это? Ответ Ребе дал в известной беседе 28 Нисана 5751 г. В ней, парадоксальным образом, начало на первый взгляд противоречит окончанию. В начале (многие просто пропускают эту часть и сразу открывают окончание) речь идёт о благоприятном времени, в которое мы находимся: со стороны дней, года, недели, текущей главы Торы, отсчёта Омера... И вот после этого Ребе «бросает бомбу» и заявляет, что мир уже готов к Освобождению.

Представьте себе, что Ребе мог завершить эту беседу словами: «Поэтому, да будет угодно, чтобы мы удостоились...» и это было бы логическим завершением всей беседы. Но вместо этого происходит сдвиг на 180 градусов. Это можно увидеть даже по движениям Ребе (есть видеозапись этой беседы), по тому, как в начале Ребе спокойно объясняет и вдруг повышает голос: «На основании сказанного выше, где подчеркивается идея Освобождения (в особенности) в эти дни — появляется самый большой вопрос». Одну минуту, Ребе! В начале вы сказали, что все готово, а сейчас вдруг возник вопрос?..

Сделайте все возможное в ваших силах — учёба об Освобождении и Мошиахе

Можно объяснить этот парадокс так: Ребе завершает свое выступление словами: «Я сделал все, что мог». Как это понимать, что Ребе сделал все, что он мог? Представляете, в тот день люди не были уверены, появится ли Ребе завтра на утренней молитве, будет ли хасидское застолье в субботу... Ведь раз Ребе сказал, что он все сделал, с его стороны больше ничего не будет, не дай Б-г... Разумеется, на следующий день все получили ответ на этот вопрос, увидев Ребе на молитве...

Но настоящее объяснение таково: «Я, — как бы говорит Ребе, — закончил первую часть беседы — со стороны времени, работы еврейского народа, всех проведённых кампаний... Но сейчас я передаю вам вторую часть беседы. Это — ваша работа, чтобы привести Освобождение».

После этого, в течение одиннадцати месяцев Ребе объяснял эту беседу. Первое объяснение было в субботу «Тазрия-Мецора» 5751 г., где Ребе объяснил, что именно произошло 28 Нисана, когда началось стремительное продвижение для того, чтобы привести Освобождение.

За день до этого, 26 числа (ведь беседа 28 Нисана была вечером 27 числа), была проведена аудиенция для гостей, где Ребе говорил о победе во время войны в Персидском заливе над Саддамом Хуссейном (да будет имя злодея стерто), что «мы находимся в такое время, когда происходят чудесные события до такой степени, что люди не стесняются танцевать на улицах из-за чудес времени Освобождения, а когда их спрашивают, почему они танцуют, они отвечают, что из-за чудес Всевышнего». На первый взгляд, Ребе говорит там нечто совершенно противоположное, но на самом деле здесь нет никаких противоречий. Дело в том, что 28 Нисана произошло нечто особенное: пришло время Освобождения! Но что же с нами? Ведь Ребе ясно сказал, что он все возложенное на него сделал...

Что же тогда осталось нам? Ребе дает ответ на этот вопрос в беседе «Тазрия-Мецора»: «И добавление в изучении Торы на тему Мошиаха и Освобождения является „прямым путём“, чтобы вызвать раскрытие и приход Мошиаха и Освобождения на практике в буквальном смысле. А сейчас я хочу дать практические указания — и нет сомнений, что они будут пробуждать [людей] и распространяться повсеместно. Для того, чтобы вызвать раскрытие и приход Мошиаха немедленно — каждый еврей (мужчины — как сидящие в шатрах [Торы] (Иссахар), так и работающие люди (Звулун), а также женщины и дети, каждый в соответствии со своими возможностями) должен прибавить в изучении Торы (и в особенности) в вопросах Мошиаха и Освобождения».

Тогда есть выход — изучать вопросы Мошиаха и Освобождения. Это тема данной статьи. Одним словом, это «учеба». Но эта учеба изменяет жизнь человека и переносит его в другое место — в Эру Мошиаха.

Революции начинаются с учёбы

Один еврей, не хасид ХАБАДа, рассказал мне, что все произошедшие в мире революции, которые изменили ситуацию и внесли нечто новое, чего ещё не было до этого, начинались с усиленной учёбы. Например, 250 лет назад 95% евреев вели религиозный образ жизни. Тогда в мире произошла революция, которую совершило «Просвещение» («Аскала»). Ее руководители сидели и учились 10-15 лет, чтобы те идеи, которые они собирались продвигать в массы, заполнили бы сначала их самих. После этого они начали распространять свою идеологию по всему миру, плачевные результаты чего мы наблюдаем до сего дня, так как при этом был нанесен огромный ущерб миру Торы.

Это в буквальном смысле является получением жизненности силами зла от святости, которые поняли огромное потенциал учёбы, но использовали ее не на благие цели.

В свой беседе 28 Нисана Ребе решил восстановить статус-кво. Это — последняя работа перед раскрытием Мошиаха.

В этой беседе Ребе обратился не к великим хасидам, раввинам или тем, кто запоминает и повторяет его выступления (их вообще не было в тот момент, потому что выступление Ребе было неожиданным). Кто же находился тогда в «770»? Ученики йешивы и простые хасиды, которые пришли на вечернюю молитву. Ребе сказал это нам, простым людям, что уже закончилась вся деятельность в области Торы и заповедей для того, чтобы привести Мошиаха. Сейчас от нас требуется нечто другое.

Это был свет, а в субботу «Тазрия-Мецора» Ребе облек его в «сосуды» для того, чтобы мы смогли совершить всемирную революцию. Речь идёт об изучении вопросов, связанных с Мошиахом и Освобождением. Ведь эта учёба обладает силами для того, чтобы изменить человека, как Ребе говорит в «Двар Малхут» на главу «Балак»: «Совет такой, что нужно изучать разделы Торы, касающиеся Мошиаха и Освобождения. Так как Тора — мудрость Б-га, и, следовательно, выше этого мира — она может изменить природу человека. Даже когда чувства человека находятся вне рамках Освобождения — не дай Б-г — (потому что он до сих пор не вышел из своего внутреннего изгнания), тем не менее, он может изучать в Тору вопросы, касающихся Освобождения, и тем самым перейти в состояние Освобождения. Тогда он начинает жить с Освобождением, через знание и ощущение, что „Вот он [Мошиах] идет“».

Тайна учёбы

Какая сила заключена в учёбе? Для того, чтобы понять это, мы сначала попытаемся разобраться, чего именно мы хотим достигнуть с помощью учёбы. Можно разделить это на три категории:

1) Учёба оказывает влияние на человека в отношении материала, который он изучает.

Что Ребе сказал 28 Нисана? Что все уже здесь есть и только нужно привлечь это вниз. Тора занимается объединением верхних и нижних. Есть только тонкая перегородка, разделяющая между истинной реальностью и миром, удалить которую можно с помощью изучения Торы.

Это значит, что когда молодой человек сидит и учит беседу Ребе о том, что представляет собой Освобождение, какие действия совершает Мошиах, что нас ждёт в будущем — он осуществляет это соединение с миром: высшие идеи, которые раскроются после наступления Освобождения, связываются с нашим материальным миром.

Это действие Торы. Как с помощью учёбы осуществляется объединение святости и мира, так эта учёба воздействует на человека, чтобы изучаемый материал повлиял на него м наполнил его.

2) Учёба создает ожидание.

Когда человек интересуется чем-то, это значит, что ему это важно.

Однажды мы проводили в синагоге трапезу Мошиаха в последний день Песаха. Один пожилой еврей отказался войти. Он сказал так: «Вы на самом деле не верите в Мошиаха! Вы ведь хотите прийти сюда и на следующий год... Вы не верите в Мошиаха, а только хотите, чтобы я посидел с вами».

Что значит ожидать Мошиаха? Кто-то может засвидетельствать о себе, что он по-настоящему ждёт Мошиаха?

Что означает слово «ждать»? Вообще, без связи с Мошиахом. Какой простой смысл этого слова? К примеру: человек стоит на остановке и ждёт свой автобус. Он знает, с какой стороны тот должен появиться, он знает расписание, он знает стоимость билета — ведь он выяснил все это заранее. Это и значит ждать. Готовиться и ожидать.

Говоря простыми словами: ждать — это интересоваться. Когда нечто интересует человека, он хочет побольше узнать об этом, ведь это часть его самого.

Есть трактат Ребе РАШАБа на слова (Йешайа 64:3): «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, сделавшего (такое) для ожидающего Его». Там он объясняет идею ожидания и приводит комментарий из книги «Зоар», что это значит заинтересованность. То же самое относится к Освобождению и Мошиаху — следует интересоваться этим настолько, чтобы эти идеи наполнили все свободное время человека. Это осуществляется с помощью учёбы. Тогда он ожидает по-настоящему.

Однажды к Ребе пришли на встречу студенты. Они все время спрашивали, как наш мир будет выглядеть после прихода Мошиаха. Было видно, что это тема затрагивает студентов до глубины души. Это действительно интересовало их. В этом все дело — нужно интересоваться. Учёба вызывает интерес о том, как будет проходить Освобождение.

3) Учёба как связь.

Для нас, хасидов Ребе, эта деятельность по приведению Мошиаха является способов связаться с Ребе. Один человек спросил как-то раз Ребе на аудиенции, каким образом он может связаться с ним? Ребе сказал ему, что нужно выучить книгу «Тания», чтобы повторять ее во время ходьбы по улице, так как сам Ребе делает это.

Когда у Ребе на аудиенции был глава хасидов из Садигуры, он задал Ребе много вопросов об отношении к сионизму. Во время этого разговора Ребе начал цитировать РАМБАМа: «Но если придет Король из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей, и заставит весь Израиль идти по ней...», а после этого сказал примерно следующее: «Не всего РАМБАМа я знаю наизусть, но эти главы я знаю наизусть, так как я изучаю их все время».

Если хасид хочет быть связанным с Ребе, он будет все время изучать идеи об Освобождении и Мошиахе, так как Ребе живёт этим. Когда хасид стоит перед книжный шкафом в синагоге между дневной и вечерней молитвой и спрашивает себя, что он будет сейчас учить, то ответ должен быть простой: «Что нибудь по Освобождение и Мошиаха».

Мне рассказал р. Залман Герцель, что когда Ребе произнес беседу по главе «Шофтим», где речь идёт о седьмой главе «Законов основ Торы» о появлении пророка в наше время, то во время поездки на место упокоения Ребе РАЯЦа он брал с собой соответствующую книгу РАМБАМа. Это значит, что сам Ребе изучает то, о чем он говорит на хасидском застолье. Вот с этого мы должны брать пример.

Часть 2. Путь

До сих пор речь шла о важности учёбы в трех плоскостях: оказание на себя влияния, достижение заинтересованности и укрепление связи.

Сейчас мы наведём порядок: после того, как мы поняли необходимость изучения идей Освобождения и Мошиаха, приступим к обсуждению вопроса, которой задают многие: «Что именно надо учить?» Ведь эта учёба не должна нанести ущерб обычным ежедневным урокам, включая еженедельное изучение «Двар Малхут».

В общем, мы можем разделить эту тему на три части, но сначала маленькое, но важное предисловие. Кроме того, что эта учёба важна в соответствии со сказанным выше, она также может служить материалом для оказания влияния. Другими словами, если хасид хочет распространить информацию о том, что Ребе Король Мошиах жив и здоров, он сможет сделать это только с помощью предварительного серьёзного и глубокого изучения предмета.

Невозможно убедить кого-то в том, что Ребе это Мошиах, если у тебя это не кипит и выплескивается наружу. Конечно, можно расклеивать плакаты и раздавать газеты, но этого мало. Чтобы превратить собеседника в такого же верующего, как ты сам, надо изучать темы Мошиаха и Освобождения.

Хорошо знать вещи, в которые мы верим

Это доказано фактами. Есть один еврей из Иерусалима, который учился в «литовской» йешиве и написал книгу с глубоким анализом о пророчестве в наше время. Так вот, он сказал мне, что если бы все хасиды знали обширный материал на тему того, что Ребе является пророком, то они могли бы приблизить к Ребе тысячи и десятки тысяч людей!

Можно привести пример из повседневной жизни. Молодой человек сидит в автобусе. На него смотрит «литвак», видит на йермолке слова «Йехи Адонейну» и говорит: «А, ты из тех, кто верит, что Ребе Мошиах?» А молодой человек, к сожалению молчит, так как ему нечего сказать... Тогда «литвак» может подумать, что хасиды ХАБАДа странные люди.... Не дай Б-г.

Но если этот молодой человек постоянно учится, он может не просто процитировать Талмуд, что «праотец Яаков не умер», но и досконально объяснить эту тему. А так что получается? Люди думают, что исполняют свою обязанность прочтением коротких отрывков. Это похоже на то, что человек будет везде провозглашать идею единства Всевышнего (как это делал Баал-Шем-Тов), но сам он не учил раздел «Врата единства и веры» в книге «Тания».

Если же потратить немного времени и подготовиться, то можно в буквальном смысле изменить все поколение. Ведь идеи Мошиаха и Освобождения это драгоценный камень из короны главы нашего поколения.

Знание — соединение

Как-то раз я разговаривал с несколькими раввинами и спросил их, почему именно ХАБАД сохранил свое мировоззрение? Ответ был такой, что если человек верит в какую-то идею, но не подкрепляют ее учёбой, эта вера постепенно ослабляется и даже может исчезнуть, не дай Б-г . Целые общины, в которых не практиковали изучение мировоззрения Торы, потерпели поражение со стороны внешнего мира. Их разум не был поглощен святостью и познанием Всевышнего, поэтому их внуки и правнуки оставили еврейский образ жизни.

Мы просто обязаны погрузиться с идеи Мошиаха и Освобождения, ведь мы находимся на пороге Освобождения, когда закончилась вся подготовка, уже все совершили раскаяние и все готовы...

Основы для здания Освобождения

Сейчас мы обсудим, что именно следует изучать. Как я могу понять, владею ли я материалом в совершенстве? В общем, мы можем разделить это на три части:

1) Беседы Ребе, в которых обсуждается основы Освобождения и Мошиаха.

В них рассказывается в чем суть Освобождения, что представляют собой Дни Мошиаха и сам Король Мошиах... Примером этого служит беседа по главе «Балак» («Ликутей Сихот» том 18).

Кстати, я обнаружил интересную вещь. Все эти основные беседы о неизменности наступления Освобождения, возвращения рода Давида и все остальные беседы из брошюры «Двар Малхут», которые Ребе раздал 15 Ияра 5751 г., Ребе начал произносить и готовить к печати после известных событий Шмини-Ацерет 5738 года. Я не знаю, как можно объяснить это, но очевидно, что мы не имеем никакого понятия о том, что происходит с Ребе в материальном смысле.

Основные беседы это те, в которых от начала и до конца идёт речь только об Освобождении и Мошиахе наподобие того, как есть беседы, которые построены на комментарии РАШИ или законе РАМБАМа, после изучения которых человек начинает разбираться в этой теме.

Пример: беседа в «Ликутей Сихот» том 18 о возвращении династии Давида и смысла веры в Короля Мошиаха, который способствует исполнению заповедей в совершенстве. Был в Иерусалиме хасид по имени Авраам-Герш Коэн. Сначала он принадлежал к течению «Нетурей-Карта», а впоследствии стал хасидом ХАБАДа. Так вот, после изучения этой беседы он заявил, что без знания этой беседы нет веры в Мошиаха. Он распечатал эту беседу в количестве 100 экземпляров и началал навещать различных раввинов, говоря им так: «Вы верите в 13 основ еврейской веры? А вот скажите, что означает верить в приход Мошиаха?» И после этого он давал им экземпляр беседы, чтобы люди знали, во что они верят...

Есть ещё одна важная беседа из «Ликутей Сихот» том 27 по главе «Бехукотай» о двух периодах.

Есть также книга под названием «Новшества и толкования об Освобождении и Мошиахе», из которой можно составить общее впечатление о теме. Вообще, я считаю, что невозможно как следует изучать «Двар Малхут» не выучив предварительно эти основные беседы.

2) Находящийся в разных местах материал.

Есть необходимые для понимания вещи, которые разбросаны по разным беседам, что немного затрудняет доступ к ним. Например, тема «Мошиах сын Йосефа» в «Ликутей Сихот» том 32. Многие спрашивают нас по поводу этой личности, но не все знают, что Ребе обсуждает это.

Есть ещё другие важные темы: война Гога и Магога, богатые и бедные во время Освобождения... В общем, они собраны в специальном выпуске «Ликутей Сихот» на тему Мошиаха и Освобождения.

3) Беседы, в которых идёт речь о переходе от изгнания к Освобождению.

Например, что означает понятие «спуск ради подъема» или «причина спуска души в тело». Проблема в том, что они разбросаны не только в «Ликутей Сихот» (40 томов), но и в «Игрот Кодеш» (23 тома) и трактатах по хасидизму (несколько десятков томов), поэтому хасиды сами занимаются поисками, для облегчения которых в 5752 г. вышла книга «От изгнания к Освобождению» (сам Ребе одобрил ее публикацию).

Учёба должна стать частью нас

Есть ещё одна очень важная книга, о которой многие забывают — «Доколе!?» В ней собраны все беседы 80-х годов об этом провозглашении.

Было время, когда люди цитировали комментарий РАШИ в конце трактата «Ктубот» (111а) по поводу слов Талмуда о трех клятвах, которые взял Всевышний с народа Израиля — что они не будут «подниматься стеной» и восставать против народов мира и что они не будут «подталкивать» Освобождение. И РАШИ говорит там, что не следует молиться слишком много об Освобождении. Много лет это было одним из самых главных возражений против ХАБАДа: откуда у нас есть разрешение кричать и требовать от Всевышнего, чтобы Он привел Освобождение?

Так вот, в этих беседах 80-х годов (от 5741 до 5747 гг) даётся ответ на этот вопрос. Мы должны выучить их, чтобы знать, почему нам так больно оставаться в изгнании, зачем мы кричим «Доколе!?», «Долой галут!» и «Мы хотим Мошиаха сейчас!» А также для того, чтобы вести беседу с окружающими нас людьми...

В выступлении в субботу «Мишпатим» 5745 г. Ребе с большой болью поведал о том, как одного посланника спросили, почему все время нужно говорить о приходе Мошиаха, но тот не знал, что ответить... А дело было так. Ребе послал одного из самых важных хасидов к рабби Моше Файнштейну обсудить с ним вопрос, кто считается евреем. Во время разговора хасид упомянул Мошиаха, на что р. Файнштейн ответил, что не следует заниматься этим слишком много. И в доказательство он показал ему тот самый комментарий РАШИ в трактате «Ктубот».

Во время своего выступления Ребе с горечью заметил: «Как же так, что после разговоров на эту тему в течение 35 лет он все ещё не может ответить как следует?!» Как может быть, что посланник не знаком с беседами о Мошиахе? Как возможна ситуация, что хасида спросили о Мошиахе, а он промолчал?

Только с помощью учёбы тема Мошиаха и Освобождения станет частью нас. Да будет угодно, чтобы благодаря этой учебе мы удостоились увидеть своими глазами раскрытие Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха.

Опубликовано: 28.11.2023 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter