5 Тевета 5782 года, пятый день недели, гл. Ваигаш

Почему Моше-рабейну не стал Мошиахом?

Теперь, когда устранена причина, по которой евреи не слушали главу поколения, осталась привычка. Это как человек, привыкший хромать по причине, продолжает хромать и когда эта причина устранена.

3372 (1)
Почему Моше-рабейну  не стал Мошиахом?
Почему Моше-рабейну не стал Мошиахом?

Когда Моше-рабейну получает указание Всевышнего отправиться в Египет, чтобы вызволить евреев из рабства, он не спешит исполнять, а пускается в длительные переговоры (7 дней) и приводит различные доводы, чтобы «отвести свою кандидатуру». Причем, некоторые аргументы Моше, в частности то, что он косноязычен, вызывают недоумение. Ведь Всевышний, зная недостаток Моше и, тем не менее, давая ему это поручение, очевидно, имеет и решение. Моше спрашивает, какое Имя Всевышнего сообщить евреям и слышит в ответ: «Будет, Который Будет». При этом Моше получил намек на то, что это освобождение из египетского рабства не окончательное, еще будут в дальнейшем порабощения евреев, будут еще изгнания — галуты.

Когда заканчивается этот диалог и Моше приступает к выполнению возложенной на него миссии, Тора сообщает нам подробность, необходимость которой не ясна. Написано, что Моше посадил жену и детей на осла. РАШИ сообщает нам, что это тот самый осел, на котором Авраам вез дрова для жертвоприношения Ицхака и на этом же осле в будущем прибудет Король Мошиах. И действительно, здесь возникают вопросы. Неужели был у Моше только один осел, и вообще, какая разница, на чем они передвигались?

Дело в том, что эта подробность намекает на причину, по которой так долго «упрямился» Моше. Он требовал от Всевышнего «Мошиаха сейчас!» Мы узнаем в дальнейшем, что Моше очень любил евреев, все делал ради них, во многих случаях жертвовал собой. Вот и здесь, он доказывал Всевышнему, что евреи достаточно настрадались в египетском рабстве и заслужили окончательного и полного освобождения. Символом прихода Мошиаха является полное подчинение материальности («хумриют») этого мира. Начало этому положил Авраам, который лишь положил на осла («хамор») дрова, а, в конце концов, этот осел («хумриют») должен быть подчинен полностью, и символом этого будет восседающий на нем Король Мошиах. Моше был готов отойти в сторону, пусть Всевышний пошлет кого угодно, лишь бы это была «Полное Освобождение». Он так и говорит Всевышнему: «Пошли, Твоей рукой пошли». И эта подробность «посадил жену и детей», пришла нам сообщить, что приход Мошиаха откладывается на будущие поколения.

В числе доводов, приводимых Моше для «самоотвода» прозвучал и такой: «Они мне не поверят и меня не послушают». Моше сказал это из скромности. Но мы сегодня знаем, что еврей своими действиями, словами и даже мыслями меняет материальную реальность. Тем более такой человек, как Моше-рабейну. Ведь все, что сделано руками Моше, вечно. И может быть изменено только с приходом Короля Мошиаха, который и есть Моше. Этими словами Моше утвердил то, что было им произнесено. Правда, первую часть приговора «Они мне не поверят» Всевышний отменил посредством чудес при переходе Тростникового моря, как сказано: «И тогда поверили во Всевышнего и в Моше, раба Его». Действительно, вера является отличительным качеством еврейского народа, про который сказано: «Верующие, дети верующих». Но мы часто видим, что верить и слушать, то есть исполнять, это часто разные вещи. Во многих случаях, как мы знаем из дальнейшего, евреи не слушают Моше. А когда Моше бьет по скале, чтобы она дала воду, он это делает, чтобы не унизить евреев. Ведь если сказать скале, и она даст воду по слову Моше, то окажется, что евреи упрямее скалы.

28-го Нисана 5751-го года Ребе, Король Мошиах, сказал то, что до сих пор вызывает недоуменные вопросы: «Я свое сделал, сделайте вы то, что в ваших силах для прихода Мошиаха». Что Ребе имел в виду? Конечно не то, что он отходит в сторону и оставляет нас одних. Предлагаю понять эту фразу следующим образом. То препятствие раскрытию Мошиаха (они меня не послушают), которое существовало во все предыдущие поколения, начиная от Моше-рабейну, то есть, евреи не слушали Моше (главу) своего поколения, наконец, устранено. И сделать это мог только Мошиах, про которого сказано «Избавитель первый — он избавитель последний». Мы видели, что только наш Ребе, беспредельно любящий всех евреев, дает каждому почувствовать, что он в него верит, рассчитывает на него и дает «карт-бланш» на такие дела, на которые сам никто бы не решился.

Что же мы должны делать? Теперь, когда устранена причина, по которой евреи не слушали главу поколения, осталась привычка. Это как человек, привыкший хромать по причине, продолжает хромать и когда эта причина устранена. Поэтому Ребе сказал: «сделайте все, что в ваших силах». Мы продолжаем не очень слушать и выполнять указания Ребе. Так давайте же сделаем усилие.

Опубликовано: 26.12.2010

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter