Вопрос:
Почему некоторые млекопитающие, относящиеся к категории пресмыкающихся («шерец»), не подпадают под запрет есть от живого? Например, домовая мышь. Хотя все остальные грызуны включаются в запрет «эвер мин а-хай»...
Ответ:
Вы, вероятно, имеете в виду то, что объяснено в трактате «Санедрин» 59 и комментарии РАШИ:
Что является доказательством того, что из этого запрета исключены ползучие животные, а не какой-либо другой вид животных? Рав Гуна говорит, что термин «его кровь» указывает на то, что запрет относится к животным, чья кровь считается отделенной от их плоти. Сюда не входят ползучие животные, чья кровь не считается отдельной от их плоти.
Для ноахида нет запрета есть члены пресмыкающихся, как сказано («Берейшит» 9:4): «Только плоти при ее душе, ее крови не ешьте» — речь идёт только о тех, чья кровь не отделена от плоти, а у пресмыкающихся кровь отделяется от их плоти (поэтому даже если еврей ест кровь пресмыкающихся, происходит нарушении только запрета есть пресмыкающихся, как сказано в трактате «Критут» 21: «Кровь пресмыкающихся подобна их плоти»).
То есть строение тела и кожи пресмыкающихся таково, что они не входят в запрет Торы на употребление органа от живого.
Это правда, что есть восемь пресмыкающихся (перечисленных в трактате «Шабат» 107), которые отличаются от других, так как их кровь отделяется от кожи их плоти, так что тот, кто наносит им удар в субботу, даже если кровь не идет, должен быть наказан, если есть внутреннее кровотечение, потому что, согласно определению мудрецов, другие пресмыкающиеся не имеют кожи и, следовательно, если кровь не выходит, это признак того, что здесь нет раны, и только у восьми есть отдельная кожа, отделенная от крови.
Восемь видов перечислены в Торе в главе «Шмини» (11:29-30): «И это для вас нечисто из кишащего, передвигающегося по земле — крот, мышь, и жаба по виду ее. И еж, и варан, и ящерица, и улитка, и хамелеон».
Следует знать, что перевод названий и сопоставление с известными нам животными не всегда точны и правильны, а на предмет определения пресмыкающихся, приведенеых в Торе, опубликованы различные исследования.